Приятно отметить, что легендарный нью-йоркский лейбл ESP-Disk’ сегодня не только переиздает в цифровом формате старые записи из своего каталога, но и пополняет оный новыми именами. Разумеется, фирма верна тому направлению, которое много лет назад избрал ее основатель Бернард Столлмен – здесь не записывают рэперов с хип-хоперами, здесь по-прежнему любят и ценят авангардную музыку. Фри-джазом подчас ее можно назвать лишь с большой долей условности. Яркий пример тому – дебютный альбом трио Yuganaut под названием This Musicship.
О том, что Стивен Раш, Том Эббс и Джефф Мэнн – не последние люди в мире авангарда, косвенно свидетельствует тот факт, что liner notes к альбому, написал такой видный специалист, как Ховард Мандель, президент Ассоциации джазовых журналистов. Мистер Мандель вряд ли стал бы тратить время на пустышку. И действительно, все трое – видные музыканты, помимо общего ансамбля занятые и в ряде других проектов. Вместе же они играют музыку странную, одновременно нервную и изысканную. Нервность ей придает аритмия взаимоотношений линий баса и ударных, непредсказуемая и наиболее близкая к традиционному фри-джазу, если можно так говорить о музыке, изобретенной Орнеттом Коулменом и его последователями полвека назад. Изысканность же относится в основном к тембральной окраске электронных звучаний, присутствующих в композициях трио. Раш мог бы, наверное, писать музыку для китайских императоров, если бы жил в другое время и играл не на «фендер родсе», а на пипе. В композициях трио используется к тому же множество самых разных инструментов, дополнительно расцвечивающих эти необычные произведения.
Ключевыми я бы назвал две самые большие пьесы – финальную Hymn For Roskoe, посвященную известному авангардисту Роско Митчеллу, и Time Cycle, прямо связанную с названием трио и его альбома. «Юганавт» - это неологизм, построенный по аналогии с термином «космонавт». Юга – это и есть временной цикл на языке хинди, так что в своем музыкальном корабле (musicship) юганавты и путешествуют по времени, делясь с нами своими музыкальными эмоциями.
Уже старинный речной пароход на обложке альбома заставляет предположить его ретро-содержимое. Сразу представляешь времена Марка Твена и неспешно следующий вниз по Миссисиппи корабль. Но на самом деле это иллюстрация к титульной песне альбома, ...
Саша Орлова – новое имя для читателей рубрики «CD – Обзор», но не для очень многих любителей джаза в обеих российских столицах и ряде других городов, где она прекрасно зарекомендовала себя в качестве джазовой вокалистки, а в ...
Первое для наших читателей знакомство с миром российского фанка начинается со второго сборника Funk Family, представляющего широкую панораму российской музыки фанк. Именно российской, а не московской, как было в сборнике под номером один: здесь уже ...
Невнятная, смазанная черно-белая фотография на обложке – типично ЕСМ-овский стиль оформления, и характерная ЕСМ-овская музыка внутри. Да, невероятно далеки времена, когда в составе молдавской группы «Кварта» молодой Михаил Альперин ...
Пол Ришелл и Энни Рэйнс впервые выступили вместе на случайном джэме в одном из бостонских баров в 1992 году. В то время Пол в свои 42 был уже опытным мастером кантри-блюза, а Энни в свои 22 очень прилично играла на губной гармонике. С тех пор они ...
На европейской карте свободной импровизационной музыки Швецию уже не один десяток лет под первым номером представляет Mwendo Dawa. Пианистка Сюзанна Линдеборг основала этот коллектив еще в конце 70-х годов прошлого века и с тех самых пор ее основным ...
Милфорд Грейвс был одним из самых востребованных ударников фри-джаза в 60-е годы. На пластинках, выходивших под фирменным лейблом ESP, его имя встречалось чаще всего – в свой состав его приглашали многие. Вполне естественно, что в июле 1965 ...
Еще один демо-альбом немногочисленных представителей сугубо импровизационной музыки из Беларуси. Во главе, к сожалению, не расшифрованного коллектива — все тот же Виктор Семашко, который в отрыве от постоянного партнёрства с Леонидом Нарушевичем ...
Если в вашем доме фри-джазом увлекаетесь только вы, настоятельно рекомендую слушать этот альбом ТОЛЬКО в наушниках. Иной вариант прослушивания Solar Forge может оказаться непосильным испытанием для ушей и нервов ваших домочадцев. Если вы равнодушны ...
Жизнь в джазе американского басиста Генри Граймса состоит из двух частей, между которыми – перерыв в более, чем тридцать (!) лет. О подробностях его удивительной биографии я здесь распространяться не буду, об этом можно почитать в № 5 ...
Как раз к католическому Рождеству «Троіца» порадовала своих поклонников вторым за год альбомом: вслед за «Сон-травой» вышел «Жар-жар». Похожи ли эти работы? Не слишком. Объединяет их авторская музыка ...
Фонографический дебют пианистки и композитора Александры Самсоновой знакомит слушателей отнюдь не с новичком, а с уже зрелым и сложившимся музыкантом. Самсонова принадлежит к «поколению Беркли» в российском джазе и является чуть ли не ...