nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Сергей Портнов - Каждый музыкант играет по-своему!

Сергей Портнов - Каждый музыкант играет по-своему!  Когда мы предложили очередному выпускнику авторской школы Игоря Бойко «Лаборатория профессионального образования для гитаристов», молодому, но многообещающему гитаристу Сергею Портнову опубликовать с ним интервью, он безумно обрадовался и обещал рассказать нашему журналу «только правду и ничего, кроме правды» - так он обожает и уважает наше издание. Поверим его слову и прочитаем, что интересного он нам сегодня расскажет. Итак, ему слово.

- Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Первая правда, что я счастлив давать сегодня это интервью своему любимому журналу! Журналу, который давно стал моей настольной книгой, с которым никогда нескучно и всегда увлекательно. Постараюсь поддержать сегодня этот стиль и надеюсь на взаимопонимание!

- Когда состоялось твоё первое знакомство с гитарой?


- Родился я и вырос в подмосковных Мытищах. Там же и начался мой творческий путь - со старой советской гитары; не то ленинградской, не то шоховской – сейчас не принципиально, которая, как и во многих домах тех лет, мирно пылилась в родительской комнате, в дальнем углу. Но «пылилась» не всегда; отец, имевший какое-то мало мальское представление об аккордах и знавший несколько песен Высоцкого, был, пожалуй, моим первым преподавателем. И уже лет в 13 я активно терзал эту самую гитару, сидя в своей комнате.

А чуть позже начали организовываться школьные группы, а ещё позже – институтские. И, конечно, это всё не могло пройти мимо меня.В те, относительно далёкие годы, я уже знал, кто такой Jimi Hendrix, и слушал его записи, хотя, наверное, еще не понимал: зачем, почему и для каких целей играется соло по 10 минут. В то время все были увлечены новой волной калифорнийского и сиэтловского альтернативного рока. Это были: и Pearl Jam, и Red Hot Chili Peppers, и Stone Temple Pilots, и ещё великое множество имён, многие из которых любимы, кстати, по сей день. Немного позже я пришёл к выводу, что практически все наши кумиры тех лет были последователями творчества Джими Хендрикса, его стиля, подачи исполнения и т.д. Да, тогда я много слушал, что называется, «снимал» именно рок-гитаристов. А несколько позже я познакомился с видеошколой американца Joe Pass, и понял, что существует ещё и джаз в этом мире, и то, что джазовые мастера гитары не менее «круты», чем их коллеги-рокеры. С тех пор нахожусь на перепутье; так и разрываюсь между роком и джазом, фанком и блюзом.

- Всё это, Серёжа, замечательно. Но в каких музыкальных командах нашёл отражение твой предыдущий музыкальный опыт?


- Ух, их было так много… Сначала альтернативно-роковые экзистенции, затем последовал поп-роковый эксерсиз, потом даже фанковые инсинуации присутствовали! Признаться, был даже проект, созданный специально для «чёса» по ресторанам. В общем, много всякого было... Особенно незабываемым оказалось моё пребывание в московской группе «Плющ», в которой, помимо моей персоны, участвовали бас-гитарист Александр Крылов и вокалист-ударник Mr.Blansh. Для меня это – авторитетные музыканты, от которых я получил очень многое в плане опыта выступления в группе.

Также хочется вспомнить ребят из группы «Праздник Флоры», с которыми я имел счастье играть в течение нескольких последних лет. С ними мы поездили по разным городам и весям – посмотрели нашу необъятную страну, отыграв массу концертов и поучаствовав в различных фестивалях. Если кто-нибудь из вышеперечисленных персонажей будет читать эту статью – всем привет! (смеётся)

В настоящее время мне интересно играть только в одном проекте. К счастью – таковой есть. Пока он безымянный, в стиле фанк, или, может, поп-фанк, в котором я играю со своими старыми друзьями. Меня сие обстоятельство весьма радует, поскольку каждая репетиция - это не только сочинительство музыки, а также дружеское общение, шутки, хохмы и приколы…

- Игра на гитаре: существует ли в ней определённая философия, или тут всё ясно, как божий день?


- Для меня игра на гитаре, независимо от того, в группе или не в группе, всегда была и остается делом увлекательным. И важным. Ведь, играя пьесу, или даже фразу своего любимого гитариста, ты как бы соприкасаешься с его жизнью, сливаешься с его внутренним миром и можешь смотреть на окружающие тебя вещи его глазами. Играя, например, Хендрикса, ты прикасаешься к его миру магии и волшебства, и можешь почувствовать себя участником какого-то таинственного вуду-обряда; можешь «запилить» фразу в стиле Zakk Wild, превратившись в брутального рокера, или как George Benson неожиданно выдать что-нибудь гениально-непринужденное. И я здесь не говорю о тупом копировании ходов или стиля; играть точно так же, как эти люди, всё равно ни у кого не получится. Каждый музыкант играет по-своему, и, пропуская чужие фразы через себя, сквозь своё настроение, свою манеру игры и личное видение произведения, рождает на свет свой собственный стиль. И это - путь всех самых великих гитаристов и, вообще, всех музыкантов в мире. Даже самые знаменитые из них, будь то Joe Satriani или Scott Henderson, не стесняются признаться, что черпают своё вдохновение из произведений других гитаристов – причём ныне живущих и выступающих. Это, как мне кажется, и есть великая философия развития музыкальной формы творчества: взаимное проникновение и обогащение стилей и направлений, открытость и свобода выбора.

К слову, именно это меня и привлекает в методе Игоря Бойко. Он даёт тебе богатейший теоретический и практический материал - огромную коллекцию приемов и фраз, собранную и структурированную с величайшей тщательностью. А дальше - всё в твоих руках. Это, знаете, как будто вам на дачу завезли грузовик досок, и нужно что-нибудь из них соорудить; можно дом, можно конуру для собаки, или скворечник. А можно вообще ничего не делать и доски сгниют. Вот так-то!

- Как ты оказался в лаборатории Игоря Бойко – случайно для себя или целенаправленно?


- Это был поистине счастливый случай! Пару лет назад, бродя по Интернету, я вдруг наткнулся на информацию о лаборатории с авторской методикой Игоря Бойко. Там говорилось о том, что Игорь Александрович ведёт активную преподавательскую работу, и у особо одарённых есть шанс туда попасть. Информация очень заинтересовала меня, тем более, что я уже был знаком с творчеством этого музыканта, а также занимался по его книгам. Кстати, на мой взгляд, они на сегодняшний день являются лучшими пособиями для самостоятельного изучения гитарной импровизации, из того множества учебников, которые можно найти сегодня в специализированных магазинах страны. Не питая особых иллюзий, я написал письмо Игорю Бойко, в котором постарался охарактеризовать себя, свой опыт игры на гитаре, рассказать о своих приоритетах в музыке. Как ни странно, Игорь Александрович ответил на моё письмо и пригласил на прослушивание. Мы встретились, я сыграл «Days of wine and roses» в транскрипции Wes Montgomery. Исполнил, помнится, не очень, поскольку волновался. Тем не менее, маэстро, видимо, что-то отметил для себя в моей игре, ведь я был зачислен в лабораторию. Которую вскоре заканчиваю.

- Какие моменты в учебном методе Игоря Бойко ты бы мог выделить особенно?


- Вообще, что касается обучения игре на гитаре, я здесь перепробовал многое: и самостоятельные занятия, и «съём» пассажей всемирно известных гитаристов, и изучение различной обучающей литературы. Но результат, как правило, всегда был один: куча вопросов и никакой возможности получить на них ответы. А вопросы возникали разные, чисто практические: «Почему нужно играть именно так, а не иначе?», «Почему обязательно в такой аппликатуре?», «В какой позиции исполняется подобранный на слух пассаж?», «Как обыграть заданную гармонию?» и теоретические, например, такие: «Как свести все накопленные знания в систему?».

Уж не знаю, каким нужно было обладать талантом, какой интуицией, чтобы ответить на эти и многие другие вопросы самостоятельно. А спросить мне было особо не у кого: друзья-музыканты сами были не совсем в курсе, а надежды на то, что со мной станет переписываться к примеру Mike Stern (смеётся…), было мало. И конечно, когда я удостоился чести оказаться на уроках Игоря Александровича, то почувствовал себя просто на седьмом небе от счастья. Мало того, что на любой вопрос, касался ли он гармонии и её обыгрывания, выбора оборудования, он сразу же давал ответ. Но и учёба у него построена так, что ты каждый раз уходишь с чувством нового открытия. Я не помню, чтобы хоть раз у меня было ощущение, что я топчусь на месте, или что мне неинтересно, или, что я недополучаю какой-то важной информации. Плюс ко всему - доверительная атмосфера, в которой проходят занятия; она сама по себе настраивает только на положительный результат.

И еще пару слов хочется сказать о практических занятиях. Лично меня очень подстёгивает и заряжает на активную работу то, что, записанные на видео демонстрационные ролики – не только мои, но также других учеников Игоря Бойко, в Интернете может посмотреть и оценить каждый желающий. Вообще, для меня всё это выглядит этаким прикольным соцсоревнованием. Думаю, все ребята «подглядывают» друг за дружкой, снимают прикольные «фишки». Я, например, так и делаю. Замечательно, что наш педагог всё продумал до мелочей, выложив эту информацию для свободного скачивания на своём персональном сайте: www.igorboiko.com. Так что, друзья, рекомендую!

- Как известно, для профессионального успеха мало прилежно учиться, ещё нужно обладать хорошим инструментом, соответствующим оборудованием…


- Последних несколько лет играю только на одном инструменте - японском Squire Stratocaster 1982 года выпуска. Очень люблю эту гитару за настоящий винтажный стратовский звук. Играть на ней довольно трудно, каждую ноту приходится буквально «выжимать»; это далеко не Ibanez, звук из которого можно извлекать легким прикосновением к струнам. Но зато это неудобство с лихвой окупается богатым, сочным саундом. Прибавьте сюда традиционную японскую надежность.

И набор эффектов в последнее время «устаканился». Это педали Roland BOSS (delay, tremolo, compressor), вау-педаль CryBaby Jim Dunlop, перегруз SansAmp Triac. Есть и ещё пара экзотических эффектов для получения сумасшедших, нереальных звуков в стиле гитариста Тома Морелло – Whammy Digitech и DOD Envelope filter.

Кроме того, некоторое время назад по совету своего наставника я приобрел Line6 Guitar Port – отличную вещь для занятий дома. И теперь я прихожу домой, просто надеваю наушники, включаюсь в GuitarPort и, абсолютно никому не мешая, занимаюсь с реальным студийным звуком. При этом работаю с минусами, экспериментирую с эффектами и записываюсь, не выходя из квартиры. Очень полезный прибор.

- И, напоследок, вопрос, ставший для нашей рубрики традиционным. Расскажи забавный случай из своей музыкальной практики – чувствуется, Серёжа, у тебя их предостаточно.


- Да уж, вообще-то, концертная жизнь изобилует забавными эпизодами. Как-то, помнится, выступали мы в одном небольшом клубе. И просто не хватало места на сцене, чтобы поместились все музыканты. Тогда пришлось нашему барабанщику весь концерт играть, сидя на подоконнике, которым заканчивалась сцена. Выглядело - просто изумительно!

Или, вот ещё: были как-то раз на концерте у наших друзей – группы «Dooby Jungle». А надо сказать, что играли они тогда тяжеленный электронно-гитарный хардкор. Так вот, не успели они отыграть и пару песен, как их гитарист – мой хороший, кстати, знакомый, в приступе сценической эйфории, прямо на глазах изумленной публики, неудачно развернувшись, сломал гитару о спину одного из певцов! К слову сказать, другого моего хорошего знакомого (заливается гомерическим смехом…). Гитара переломилась в районе верхнего порожка, и головка грифа отлетела вниз вместе со струнами. Все долго хохотали, но концерт на этом закончился…

- Спасибо, Серёжа, за такую содержательную беседу – было приятно тебя послушать, посмеяться вместе с тобой. А теперь на полном серьёзе: что бы ты хотел пожелать музыкантам-единомышленникам как уже состоявшийся гитарист – выпускник школы Игоря Бойко?


- Друзья-товарищи, никогда не прекращайте занятий и не бросайте свой инструмент в дальний угол квартиры! Ведь гитара – это та некая субстанция, которая нас объединяет и вдохновляет! И, конечно же, всегда спасает от «бытовухи» - серых будней жизненной повседневности!

Вёл беседу МИХАИЛ ТРОФИМОВ

Jazz-Квадрат, №6/2007


стиль
джаз
автор
Михаил ТРОФИМОВ
страна
Россия
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
— Игорь, когда ты начал свою профессиональную карьеру? — С 1980 года я стал работать в филармонии г. Сумы, где, кстати, родился, именно в эти годы я ощутил свою привязанность к фанку и джазу. Хочу сказать, что моим первым учителем был магнитофон, но ...
  • стиль: блюз, блюз
Долговязый черный парень, весь одетый по последней моде 1939 года. Шляпа стильно примята посередине, просторные брюки, истоптанные ботинки, рубашка с пристяжным воротничком, жилетка и твидовый пиджак. Он развалился на старом студийном табурете со ...
  • стиль: джаз, джаз
Я все ищу такой инструмент, в который хотел бы влюбиться. Мне многие нравятся, но я все–таки отношусь к своим гитарам как холодный профессионал. Не люблю, а дружу. Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в ...
  • стиль: джаз, джаз
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
  • стиль: джаз, джаз
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
  • стиль: блюз, блюз
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
  • стиль: джаз, джаз
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как только ...
  • стиль: джаз, джаз
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — удивительный ...
  • стиль: джаз, джаз
Порой приходишь в клуб на концерт в ожидании хорошей музыки, приятного вечера, теплого общения. Садишься за столик (стойку), тихонько потягиваешь чай-сок или что-нибудь покрепче. Слушаешь, смотришь на музыкантов, аплодируешь после соло, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com