Интереснейший альбом, название которого, на мой взгляд, точнее бы отражало его суть в таком виде: «Visions Of Music. World + Jazz». Слушатель не найдет здесь обзора того, как играют, скажем, джазовый мэйнстрим, традицию или авангард в Нью-Йорке, Москве и Копенгагене. Диск отслеживает иную, весьма плодотворную в современной музыке тенденцию: взаимодействие с джазом музыкальных культур самых разных народов или даже отдельных этнических групп, населяющих нашу планету. Продукт этого взаимодействия под названием «world music» в последние годы становится все более и более популярен, придавая новые перспективы развития как джазу, так и фольклору.
Альбом родился в качестве аудио - приложения к большой, 13-серийной телевизионной программе с аналогичным названием, ведущим которой был живущий в Германии известный ливанский музыкант Раби Абу-Халил. Он же отбирал и композиции для диска. Вместить в один компакт всю панораму world music — задача практически невыполнимая, но Абу-Халилу удалось все же сделать программу представительной, разнообразной и интересной для людей с самыми разными вкусами. Правда, «используя служебное положение», он включил в альбом сразу две собственных композиции, но, оценив талант и оригинальность музыки этого мастера, слушатели, думаю, не останутся на него в обиде.
За час с небольшим, на этом диске можно облететь весь наш «шарик» с джазовым компасом в руках и понаблюдать, как трепещет стрелка этого компаса во взаимодействии с музыкой Ближнего Востока (Абу-Халил) и Средиземноморья (Гарсиа-Фонс), как реагирует на него бразильская самба (Баптиста) и аргентинское танго (Салуцци), французский мюзетт (Гальяно и Порталь) и карибская сальса (Пальмиери), как влияет джаз на музыку современных клезмеров — нью-йоркских евреев («Hasidic New Wave») и на религиозные песнопения чернокожих африканцев из ЮАР («Gospel Singers»). Родина джаза представлена также самой яркой вокалисткой последних лет Кассандрой Уилсон с композицией ритм-энд-блюзового характера.
Вдвойне любопытно, что и джаз выступает здесь также, как чрезвычайно многогранное явление. Скажем, когда с Дино Салуцци играют такие люди, как Вольфганг Даунер и Чарли Мариано, результат ближе всего к фри-джазу. Абдулла Ибрахим через джаз прокладывает мосты к классике, а в музыке Гарсиа-Фонса заметно влияние джаз-рока.
Диск явно мог бы стать началом большой и интересной серии. Ведь за его рамками осталось еще море самой разнообразной музыки. Наверняка телесериал Абу-Халила более исчерпывающ. Как было бы здорово, если бы боссы отечественного телевидения раскошелились на него, пожертвовав одним - двумя боевиками или парочкой слюнявых мелодрам, но... Так что, покупайте хотя бы диск, ребята, на наши экраны надеяться не приходится.
Tiptoe
(p) & © 1998 Enja Records
11 tks/ 67 min
(Rabih Abou-Khalil, Richard Galliano-Michel Portal, Cyro Baptista, Dauner-Mariano-Saluzzi, Renaud Garcia-Fons, Eddie Palmieri, Abdullah Ibrahim, Cassandra Wilson, «Hasidic New Wave», «The South African Gospel Singers»)
Леонид АУСКЕРН