John Wolf Brennan - Moskau - Petuschki / Felix - Szenen
26.10.2012
Пианист и композитор Джон Вулф Бреннан (р.1954) родился в Ирландии, живет в Швейцарии и играет по всей Европе музыку, которая по своему языку близка и к новоджазовому авангарду, и к некоторым современным академическим школам. Он — один из основателей ансамбля «Pago Libre», уже известного нашим читателям, и участник швейцарской «Могучей кучки» — объединения композиторов «Groupe Lacroix». Бреннан очень много работает над музыкой для театра и любых других видов визуальных искусств, включая разнообразные хэппенинги и инсталляции.
Для театральных постановок написаны и два сочинения, объединенные в рамках этого альбома. Это не случайно, как не случаен и наш особый интерес к этому уже достаточно давнему диску.
В 1994г. в Цюрихе был поставлен спектакль «Москва - Петушки» по знаменитой книге Венедикта Ерофеева. В 1995г. там же, но другой труппой были сыграны «Сцены Феликса» по Роберту Вальсеру. Про поэму о путешествии алкоголика Венички я распространяться не стану: этот диск в любом случае будет интересен только тем, кто знает историю Ерофеева и его книги. А вот о Вальсере я и сам узнал только из пояснений к диску. Этот странный человек жил в Швейцарии в 1873-1956г.г. Свои тексты, т.н. микрограммы, он писал фантастической карандашной тайнописью, с трудом поддавшейся расшифровке, на любых случайных клочках бумаги. Интровертность Вальсера была почти абсолютной и привела его в психиатрическую больницу, где он содержался с 1933г. и до самой смерти.
Бреннан и Лео Фейгин, его со-продюсер, услышали некое созвучие в этих внешне непохожих судьбах русского алкоголика и швейцарского сумасшедшего: взыскующие истины, неважно, грошовой или высокой, всегда близки, в результате оба сочинения Бреннана, помещенные рядом, словно заиграли новыми красками. «Ерофеева» слушать сложнее, здесь музыка почти алогична и полна лакун, словно иллюстрирующих провалы в пьяной памяти, лишь настойчиво повторяющиеся темы Венички и поезда («Leid-Motiv» и «Loko-Motiv») держат структуру этой «микромонотональной поэмы» (так у Бреннана). «Вальсер» гармоничнее и мелодичнее: что ж, и в безумии есть своя система, и это заметно в музыке.
Остается добавить, что в обоих случаях инструментальные квартеты с Бреннаном составили его старые партнеры, музыканты из разных стран Старого Света. В данном проекте среди них не было русских, но альбом в целом автор посвятил одному из своих учителей, Эдисону Денисову, а также счел необходимым привести огромный список имен тех, кто «открыл для его глаз и ушей Россию»: здесь и Фейгин, и Ухов, и Гайворонский, и Шилклопер, и Курехин, и Старостин, и многие другие. Читать было приятно, слушать — нелегко, но интересно. Да, музыка бывает и такой, убедитесь сами!
Старомодная шляпа, строгий костюм – все в портрете Снуки Прайора на обложке альбома выдает в нем человека «из раньшего времени», как говаривал незабвенный Паниковский. И это действительно так. Джеймс Эдвард Прайор (1921 – ...
Monkey Land – единственный альбом, который Omar And The Howlers записали на Antone’s Records. Тем он и интересен. Как-никак, здесь встретились самый известный техасский блюзовый лейбл и группа, исполняющая классический техасский блюз с ...
Архивная запись Чарли Берда, выпущенная в формате CD почти через полвека после ее первого появления. В оригинале этот альбом был выпущен лейблом Riverside в 1960 году. Годом раньше критики из DownBeat назвали Берда лучшим среди заслуживающих ...
Альбом в меньшей степени предназначен поклонникам Телониуса Монка, которых, пожалуй, за живое заденет склонность Флэнегана «причесать», «приодеть» и всяким другим способом привести в приличное состояние творческое наследие великого противника всех ...
В последние годы Майк Мэйниэри выдвинулся в число лидеров мирового джаза в номинации "вибрафон". Данный альбом представляет достаточный интерес как пример джаза, основанного на ориентальных музыкальных культурах. Действительно, что ни композиция на ...
Джон Ли Хукер узнаваем сразу. Его блюзы отличаются мощным постоянно меняющимся ритмом, неповторимым вокалом и оригинальнейшей гитарной техникой. Многие классические вещи 50-х были им записаны в одиночку, Хукер играл на акустической или электрической ...
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...