«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест онине сойдут...» Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с места и идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящие плоды в самых разных сферах, в том числе и в музыке. Новый пример тому — CD лос-анжелесского дуэта VAS (КОРАБЛЬ). «Команду» этого КОРАБЛЯ составляют певица Азам Алии барабанщик Грег Эллис.
Азам родилась в Иране, с 4-х лет жила в Индии, где училасьигре на сантуре (древнем варианте цимбал) и стала певицей, а в 1985 годупереехала в США. Грег вырос в Калифорнии и, начав с джаза, увлекся диковинными звучаниями экзотических африканских, индийских, ближневосточных ударных инструментов. С 1995 года они работают вместе, и «Sunyata» — их дебютный альбом.
Это, так сказать, биографическая справка. Что же до результата работы, то я бы рискнул назвать его потрясающим. Во всяком случае, по силеэмоционального и эстетического воздействия мне в последнее время ничегоподобного слышать не приходилось. Азам и Грег уводят вас к истокам музыки.Высокий, не очень большого диапазона голос Азам и разнообразные ударныеГрега царят в этом альбоме. Это, очевидно, и были первые освоенные человекоминструменты. Иногда Азам подыгрывает себе на европейском варианте сантуры,Грег однажды применяет клавишные. И это — все. И вот при таком скромном,я бы сказал, аскетичном наборе выразительных средств в диалоге вокала ибарабанов рождаются очень нежные, лишенные внешнего динамизма, но исполненныеглубокого внутреннего накала и философской глубины музыкальные полотна.
В североиндийской музыкальной традиции существует песеннаяформа тарана, где слова отходят на задний план, а главным становится дуэтвокала и ударника. Азам Али, отталкиваясь от традиции, идет дальше. Онавыпевает некие абстрактные слова на несуществующем языке (но отнюдь нев стиле французской группы МАГМА с ее придуманным «кобаянским» языком).Наиболее сильно связь VAS с индийской музыкой ощущается в двух последнихкомпозициях альбома. В остальном же это музыка вне времени и вне конкретныхстилистических направлений, обволакивающая и властно ведущая за собой спервых же звуков. Наиболее гипнотичные, на мой взгляд, композиции «Ningal»и «Saphyrro» помещены вначале, сразу же предъявляя слушателю действующиездесь правила игры. И остаются два варианта: вы или снимаете диск, илислушаете дальше. И в последнем случае — не сожалеете: вас ждут 11-минутные «симфонии» «Sunyata» и «Iman», нежная «Apsara» и самая, как мне показалось,яркая «Astrae», где контрапункт голоса и прямо-таки зловещего ритма ударныхсловно еще раз напоминает о хрупкости жизни, музыки, красоты в нашем ещестоль несовершенном мире.
℗&(c) 1997 г. Narada Media (c) 1997 г. EnsoMusic Inc (BMI), Karma Tara Music (BMI) Sphota Music (BMI)
10tks/65min
Новый диск Ахмада Алаадина, ветерана саксофона из Канзаса,показался мне наиболее цельным и сбалансированным по звучанию из его последних релизов. Саксофон мастера (как всегда, сопрано и тенор) стал рассудительным и задумчивым, импровизации ...
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...
Музыка при внимательном прослушивании всегда вызываетв воображении какие-то образные картины, под ее воздействием возникаютразнообразные ассоциации... Если попытаться одним словом определить впечатлениеот музыки ансамбля "Zubop" на этом диске, то я ...
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...
В оформлении буклета обильно использованы сельские пейзажи,фрагменты большого сельского дома с креслами-качалками на веранде — мотивы"home, sweet home", столь дорогие сердцам многих американцев.Когда во вступительной композиции "Something In ...
Те, кто достаточно хорошо знакомы с творчеством Аркадия Шилклопера, прекрасно понимают, что от этого музыканта можно ожидать всего. Даже заговора. Каждая новая его программа, каждый новый проект непохожи на предыдущие. Всякий раз представая перед ...
Мелвин Спаркс — "самый неизвестный великий гитарист Америки", как называют его в прессе американские же музыкальные критики. Что касается первого, то им, конечно, виднее, а вот относительно второго можно поспорить. Рискну предположить, что такой ...