«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест онине сойдут...» Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с места и идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящие плоды в самых разных сферах, в том числе и в музыке. Новый пример тому — CD лос-анжелесского дуэта VAS (КОРАБЛЬ). «Команду» этого КОРАБЛЯ составляют певица Азам Алии барабанщик Грег Эллис.
Азам родилась в Иране, с 4-х лет жила в Индии, где училасьигре на сантуре (древнем варианте цимбал) и стала певицей, а в 1985 годупереехала в США. Грег вырос в Калифорнии и, начав с джаза, увлекся диковинными звучаниями экзотических африканских, индийских, ближневосточных ударных инструментов. С 1995 года они работают вместе, и «Sunyata» — их дебютный альбом.
Это, так сказать, биографическая справка. Что же до результата работы, то я бы рискнул назвать его потрясающим. Во всяком случае, по силеэмоционального и эстетического воздействия мне в последнее время ничегоподобного слышать не приходилось. Азам и Грег уводят вас к истокам музыки.Высокий, не очень большого диапазона голос Азам и разнообразные ударныеГрега царят в этом альбоме. Это, очевидно, и были первые освоенные человекоминструменты. Иногда Азам подыгрывает себе на европейском варианте сантуры,Грег однажды применяет клавишные. И это — все. И вот при таком скромном,я бы сказал, аскетичном наборе выразительных средств в диалоге вокала ибарабанов рождаются очень нежные, лишенные внешнего динамизма, но исполненныеглубокого внутреннего накала и философской глубины музыкальные полотна.
В североиндийской музыкальной традиции существует песеннаяформа тарана, где слова отходят на задний план, а главным становится дуэтвокала и ударника. Азам Али, отталкиваясь от традиции, идет дальше. Онавыпевает некие абстрактные слова на несуществующем языке (но отнюдь нев стиле французской группы МАГМА с ее придуманным «кобаянским» языком).Наиболее сильно связь VAS с индийской музыкой ощущается в двух последнихкомпозициях альбома. В остальном же это музыка вне времени и вне конкретныхстилистических направлений, обволакивающая и властно ведущая за собой спервых же звуков. Наиболее гипнотичные, на мой взгляд, композиции «Ningal»и «Saphyrro» помещены вначале, сразу же предъявляя слушателю действующиездесь правила игры. И остаются два варианта: вы или снимаете диск, илислушаете дальше. И в последнем случае — не сожалеете: вас ждут 11-минутные «симфонии» «Sunyata» и «Iman», нежная «Apsara» и самая, как мне показалось,яркая «Astrae», где контрапункт голоса и прямо-таки зловещего ритма ударныхсловно еще раз напоминает о хрупкости жизни, музыки, красоты в нашем ещестоль несовершенном мире.
℗&(c) 1997 г. Narada Media (c) 1997 г. EnsoMusic Inc (BMI), Karma Tara Music (BMI) Sphota Music (BMI)
10tks/65min
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...
Этот альбом, хотя и относится целиком к world музыке, создан двумя джазовыми музыкантами — Стивом Горном и Уорреном Сендерсом. Причем играют они на самых разнообразных "живых" инструментах: флейтах, кларнете, экзотических тамбуре, калимбе и других. ...
"Эту планету много раз посещали другие разумные существа. Они оставили после себя так много отметок..." Именно такие слова индийского Учителя Ошо вынесены на обложку этого альбома. Может быть, его составители намекают нам на неземное происхождение ...
Учитывая характер музыки, которую исполняет группа "Князь Мышкин",несложно предвидеть, что количеством изданных альбомов теоретически она может смело задавить исполнителей любого жанра, в том числе и чистой эстрады. Упор на тотальные спонтанность и ...
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...