«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест онине сойдут...» Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с места и идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящие плоды в самых разных сферах, в том числе и в музыке. Новый пример тому — CD лос-анжелесского дуэта VAS (КОРАБЛЬ). «Команду» этого КОРАБЛЯ составляют певица Азам Алии барабанщик Грег Эллис.
Азам родилась в Иране, с 4-х лет жила в Индии, где училасьигре на сантуре (древнем варианте цимбал) и стала певицей, а в 1985 годупереехала в США. Грег вырос в Калифорнии и, начав с джаза, увлекся диковинными звучаниями экзотических африканских, индийских, ближневосточных ударных инструментов. С 1995 года они работают вместе, и «Sunyata» — их дебютный альбом.
Это, так сказать, биографическая справка. Что же до результата работы, то я бы рискнул назвать его потрясающим. Во всяком случае, по силеэмоционального и эстетического воздействия мне в последнее время ничегоподобного слышать не приходилось. Азам и Грег уводят вас к истокам музыки.Высокий, не очень большого диапазона голос Азам и разнообразные ударныеГрега царят в этом альбоме. Это, очевидно, и были первые освоенные человекоминструменты. Иногда Азам подыгрывает себе на европейском варианте сантуры,Грег однажды применяет клавишные. И это — все. И вот при таком скромном,я бы сказал, аскетичном наборе выразительных средств в диалоге вокала ибарабанов рождаются очень нежные, лишенные внешнего динамизма, но исполненныеглубокого внутреннего накала и философской глубины музыкальные полотна.
В североиндийской музыкальной традиции существует песеннаяформа тарана, где слова отходят на задний план, а главным становится дуэтвокала и ударника. Азам Али, отталкиваясь от традиции, идет дальше. Онавыпевает некие абстрактные слова на несуществующем языке (но отнюдь нев стиле французской группы МАГМА с ее придуманным «кобаянским» языком).Наиболее сильно связь VAS с индийской музыкой ощущается в двух последнихкомпозициях альбома. В остальном же это музыка вне времени и вне конкретныхстилистических направлений, обволакивающая и властно ведущая за собой спервых же звуков. Наиболее гипнотичные, на мой взгляд, композиции «Ningal»и «Saphyrro» помещены вначале, сразу же предъявляя слушателю действующиездесь правила игры. И остаются два варианта: вы или снимаете диск, илислушаете дальше. И в последнем случае — не сожалеете: вас ждут 11-минутные «симфонии» «Sunyata» и «Iman», нежная «Apsara» и самая, как мне показалось,яркая «Astrae», где контрапункт голоса и прямо-таки зловещего ритма ударныхсловно еще раз напоминает о хрупкости жизни, музыки, красоты в нашем ещестоль несовершенном мире.
℗&(c) 1997 г. Narada Media (c) 1997 г. EnsoMusic Inc (BMI), Karma Tara Music (BMI) Sphota Music (BMI)
10tks/65min
Джон Ли Хукер узнаваем сразу. Его блюзы отличаются мощным постоянно меняющимся ритмом, неповторимым вокалом и оригинальнейшей гитарной техникой. Многие классические вещи 50-х были им записаны в одиночку, Хукер играл на акустической или электрической ...
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...