«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест онине сойдут...» Как же ошибался старик Киплинг! Сходят они с места и идут друг к другу, сближаются, и сближение это дает подчас блестящие плоды в самых разных сферах, в том числе и в музыке. Новый пример тому — CD лос-анжелесского дуэта VAS (КОРАБЛЬ). «Команду» этого КОРАБЛЯ составляют певица Азам Алии барабанщик Грег Эллис.
Азам родилась в Иране, с 4-х лет жила в Индии, где училасьигре на сантуре (древнем варианте цимбал) и стала певицей, а в 1985 годупереехала в США. Грег вырос в Калифорнии и, начав с джаза, увлекся диковинными звучаниями экзотических африканских, индийских, ближневосточных ударных инструментов. С 1995 года они работают вместе, и «Sunyata» — их дебютный альбом.
Это, так сказать, биографическая справка. Что же до результата работы, то я бы рискнул назвать его потрясающим. Во всяком случае, по силеэмоционального и эстетического воздействия мне в последнее время ничегоподобного слышать не приходилось. Азам и Грег уводят вас к истокам музыки.Высокий, не очень большого диапазона голос Азам и разнообразные ударныеГрега царят в этом альбоме. Это, очевидно, и были первые освоенные человекоминструменты. Иногда Азам подыгрывает себе на европейском варианте сантуры,Грег однажды применяет клавишные. И это — все. И вот при таком скромном,я бы сказал, аскетичном наборе выразительных средств в диалоге вокала ибарабанов рождаются очень нежные, лишенные внешнего динамизма, но исполненныеглубокого внутреннего накала и философской глубины музыкальные полотна.
В североиндийской музыкальной традиции существует песеннаяформа тарана, где слова отходят на задний план, а главным становится дуэтвокала и ударника. Азам Али, отталкиваясь от традиции, идет дальше. Онавыпевает некие абстрактные слова на несуществующем языке (но отнюдь нев стиле французской группы МАГМА с ее придуманным «кобаянским» языком).Наиболее сильно связь VAS с индийской музыкой ощущается в двух последнихкомпозициях альбома. В остальном же это музыка вне времени и вне конкретныхстилистических направлений, обволакивающая и властно ведущая за собой спервых же звуков. Наиболее гипнотичные, на мой взгляд, композиции «Ningal»и «Saphyrro» помещены вначале, сразу же предъявляя слушателю действующиездесь правила игры. И остаются два варианта: вы или снимаете диск, илислушаете дальше. И в последнем случае — не сожалеете: вас ждут 11-минутные «симфонии» «Sunyata» и «Iman», нежная «Apsara» и самая, как мне показалось,яркая «Astrae», где контрапункт голоса и прямо-таки зловещего ритма ударныхсловно еще раз напоминает о хрупкости жизни, музыки, красоты в нашем ещестоль несовершенном мире.
℗&(c) 1997 г. Narada Media (c) 1997 г. EnsoMusic Inc (BMI), Karma Tara Music (BMI) Sphota Music (BMI)
10tks/65min
В последние годы Майк Мэйниэри выдвинулся в число лидеров мирового джаза в номинации "вибрафон". Данный альбом представляет достаточный интерес как пример джаза, основанного на ориентальных музыкальных культурах. Действительно, что ни композиция на ...
Джон Ли Хукер узнаваем сразу. Его блюзы отличаются мощным постоянно меняющимся ритмом, неповторимым вокалом и оригинальнейшей гитарной техникой. Многие классические вещи 50-х были им записаны в одиночку, Хукер играл на акустической или электрической ...
Этот альбом — отличный подарок фанатам аутентичного блюза, тем, кто ищет вдохновения не в современных электризованных версиях блюзового наследия, а именно в первозданных его формах. Правда, относить Роберта Ли МакКоя к типичным представителям ...
До 1997 года я не знал кто такой Боб Джеймс, наверное, потому что джазом то особо и не увлекался. И, похоже, так бы и не узнал, не окажись я в том году в Голландии. Находясь по делам службы в Амстердаме, я забрел в средней руки музыкальный магазин, ...
Суровое и не слишком приветливое лицо, глядящее на нас из левого нижнего угла обложки, принадлежит музыканту, не очень известному в наших краях. Ямайка у большинства слушателей ассоциируется с музыкой рэггей, кто-то, возможно, припомнит более ранний ...
Этот диск, по-моему, может смело претендовать на звание лучшего афрокубинского альбома последних лет. Представьте себе компанию старых-старых кубинцев, которые помнят еще те времена, когда Куба была всеамериканским курортом. Рай Кудер отыскал их и ...
Этот уже не очень свежий по времени альбом был записан и издан к 40-летию Леонида Шинкаренко и одновременно — к 25-летию его активной жизни в джазе. Понятное дело, сам Леонид и стал инициатором создания квартета "Jazz4", в составе которого не просто ...
Один из самых удачно прижившихся на американской джазовой почве российских саженцев, Игорь Бутман преуспевает на ниве укрепления джазовых связей между обоими странами. Он вернулся в Москву, руководит джазовым клубом, возглавляет биг-бэнд, много ...
Словно отголоском культурной программы Олимпиады в Сиднее попал к нам этот изданный несколько лет назад в том же Сиднее диск. Австралийский джаз у нас практически неизвестен и, право же, для первого знакомства выпал совсем неплохой его образец. ...
Ронни Эрл — блюзовый лирик. И к тому же один из немногих действительно выдающихся гитаристов-солистов в блюзе, которые... не поют и от этого не проигрывают. И в самом деле, как-то странно представить себе молчащего и только играющего на гитаре Бадди ...
Хронологически этот альбом надо было бы слушать перед "богемовским" диском Анатолия Герасимова "Yes", но что поделаешь, если изданный в далеком Новосибирске на студии Сергея Беличенко CD добрался до редакции "Jazz-Квадрата" только сейчас. И принес ...
Как все-таки лихо дышится, когда слушаешь игру профессиональных исполнителей, свободно чувствующих и свои инструменты, и свою музыку! Уникальный персонаж российской музыкальной культуры, джазовый профессор и виртуозный саксофонст Александр Осейчук ...