Эти два компакт-диска дают нам возможность услышать концертные записи двух разных трио Чарли Хэйдена на Монреальском джазовом фестивале 1989 года. Разными в них являются только пианисты: Джери Аллен и Гонзало Рубалькаба; на барабанах в обоих случаях занят всемирно известный ветеранэтого инструмента Пол Мотиан, игравший ещё с Биллом Эвансом.
Что можно сказать о таком позднем издании (или, может быть, переиздании) этих CD с записями почти десятилетней давности? Только одно — лучше поздно, чем никогда! Два диска — два образца подлинного взаимопонимания музыкантов и слияния их идей, стилей, импровизаций в то неразрывное целое, которое называется Джазом. Концертные варианты иногда грешат сыростью и невыверенностью композиций, но к данному случаю это, явно, не относится. Не зря сам басист признался аудитории в один из последних дней фестиваля: "Каждыйвечер... я был просто на небесах..."
На первом концерте игрались сочинения только самих исполнителей. Здесь мы слышим весь диапазон возможностей Хэйдэна — от простого ритм-сопровожденияв "Dolphi's Dance" через "разговорный", драматический стиль в "First Song" к неистовым пассажам "Fiasko",колеблющимся и выламывающимся из общего ритма. Его контрабас, неустанно задавая темп остальным музыкантам, умудряется всегда сохранять сольный характер исполнения, а в моменты настоящего солирования он превращается в рассказчика и певца, приобретая вдруг новые и неожиданные интонации. Пол Мотиан, исповедующий минималистский принцип звучания, чрезвычайно сдержан и точен, но, что любопытно, в своих собственных композициях тяготеет ксвободному стилю, который ощущается даже в лирических балладах ("InThe Year Of The Dragon"). Негритянская пианистка Джери Аллен у нас известна почему-то не очень широко, а зря. Корни её стиля игры лежат глубоко в блюзовых источниках (сказывается происхождение). Одна из её пьес, исполняемыхна фестивале, посвящена Джону Малачи — пианисту, игравшему сначала с Трамми Янгом, а затем в оркестре Билли Экстайна вместе с Паркером и Гиллеспи, аккомпанировавшем Саре Воэн. Аллен вносит в звучание ансамбля изрядную долю свинга и романтичности, присущую традиционной джазовой фортепианной манере.
Второй концерт выдержан в несколько ином ключе. Молодой кубинский виртуоз Гонзало Рубалькаба не исполняет своих вещей, а только импровизирует в составе трио на темы композиций Гэри Пикока, Орнетта Колмена, Майлса Дэвиса и самого Хэйдена. Но нужно слышать, как он это делает! По уровню владения инструментом я могу сравнить его, пожалуй, только с ранним Оскаром Питерсоном. Рубалькабе, наверное, немного не хватает лиричности и мягкости того же Питерсона, но такое приходит со временем... В манере кубинца явно слышны латиноамериканские мотивы, но только в той мере, в какой это необходимо для подчёркивания его индивидуальности.
Вообще, эта запись более насыщена импровизациями и "разговорами" инструментов друг с другом, традиционный стиль здесь непринуждённо переходит в свободный и обратно, местами слышны даже би-боповские элементы. Под напором пианиста остальные музыканты временами отступают на второй план, но, мне кажется, вполне сознательно — очень уж брызжет из молодого кубинца энергия и желание блеснуть, и мудрые партнёры дают ему такую возможность.
Когда пишешь об этой музыке, то хочется быть объективным и найти в исполнении какие-то недостатки (должны ведь быть), но — включаешь проигрыватель и усилитель, ставишь диск... и через несколько минут искать уже ничего не хочется. Да здравствует субъективность!
В реализации этого проекта участвовал целый состав футбольной команды — одиннадцать музыкантов. Инструментарий — пестрее не придумаешь:с одной стороны — инструменты из арсенала музыки европейской, в равной степени используемые как ...
Новосибирский тенор-саксофонист Владимир Тимофеев, большеизвестный по авангардным проектам ("Новое поколение", "Квинтетим. Хораса Сильвера"), записал совершенно мэйнстримовский альбом,чем и подтвердил свою репутацию универсального музыканта. Вместе ...
Индийской и другой близкой к ней восточной музыки я слышал немало, но обычно джазовые мотивы в ней отсутствовали. Это были либо вариации на тему классических раг, либо мелодии в народном духе. Этот оркестр, пожалуй,единственный из всех слышанных ...
Фанки жил, фанки еще жив, а эйсид будет жить — этот лозунг как нельзя лучше подходит для московской группы "Modus". То, что уже неинтересно играть опытным и перепробовавшим все стили мэтрам вроде Алексея Козлова, очень даже по душе молодежи, которая ...
А сейчас очередные новости из джазового пограничья. Правда, на этот раз — с границы тихой, спокойной и редко попадающей в поле зрения нашего "CD-обзора". Речь идет о той сфере, где джаз почти сливается с коммерческой эстрадной музыкой. Точнее, ...
"Checkfield"– это дуэт, основателями и постоянными участниками которого являются John Archer и Ron Satterfield. За свою долгую и славную историю "Checkfield" заслужил достаточную известность и уважение в Штатах. Достаточно сказать, что дуэт четыре ...
Не знаю, чего стоило Тони Даррену издать сей альбом. Не знаю также, что им двигало: то ли стремление запечатлеть свое имя в истории мировой музыки, то ли простое желание выплеснуть в студии все свое мастерство с тем, чтобы позже козырять компактом ...
Новый диск Ахмада Алаадина, ветерана саксофона из Канзаса,показался мне наиболее цельным и сбалансированным по звучанию из его последних релизов. Саксофон мастера (как всегда, сопрано и тенор) стал рассудительным и задумчивым, импровизации ...
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...