Новый уникальный альбом тенор-саксофониста Джо Хендерсона,который, собрав титанов современной джазовой мысли (John Scofield — акустическаяи электро-гитары, Conrad Herwig — тромбон, Stefon Harris — вибрафон, TommyFlanagan — фортепиано, Dave Holland — бас, Jack DeJohnette — барабаны,а так же Sting и Chaka Khan в качестве специальных гостей), продемонстрировалмиру свое особое видение и восприятие до боли известных каждому фрагментовоперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс».
Игра Джо Хендерсона — этот стремительный полет мысли, подчас невероятные каскады звуков — все это завораживает ипоражает своей неизмеримой глубиной. Вы наверное помните древнюю индийскуюпословицу о том, что можно показать человеку апельсин, можно поставитьперед ним корзину с апельсинами, можно, наконец, провести перед ним слона,груженого апельсинами. Но не попробовав этот цитрусовый на вкус, человекне будет иметь сколько-нибудь полного представления о его сущности. Также и с Джо Хендерсоном. Бесполезно изливаться в красноречивых заверенияхо буйстве фантазии, ярчайшей палитре, безграничной и всеобъемлющей мыслиэтого сверхталантливого исполнителя. Его музыку нужно слушать, а точнееслышать, внимать ей и ловить каждый пассаж, каждую фразу.
Но пусть читателине представляют меня графоманом, вырывающимся из пут своих собственныхсловесных хитросплетений. Вернемся к «Порги и Бесс». Лиричность, блюзовость,истинно негритянские музыкальные традиции, все, что объединил в своем произведенииДжордж Гершвин, все это было осмыслено и синтезировано, подкреплено собственноймыслью и видением исполнителей. Высокоинтеллектуальная музыка, отражающаяскорее не образ бесконечной вселенной, но потаенные глубины внутреннегомира человека. Обычно, приходя на концерт или приобретая новый компакт-дискс музыкой Гершвина, меломан не ожидает услышать чего-либо нового, а простождет встречи со старыми знакомыми мелодиями. Нет, наверное, музыканта,даже среди любителей, который хоть раз не исполнил что-нибудь из произведенийГершвина. Все это игралось тысячи раз. Но то, что привнес в музыку этогокомпозитора Джо Хендерсон, заставило ее звучать по-новому.
Музыканты, принявшиеучастие в записи представленного вашему вниманию альбома, являются, намой взгляд, одними из немногих, кто творит сегодня именно интеллектуальныйджаз. Но исполнение данного альбома не построено на одном голом интеллекте.Лирический лейтмотив является равнозначной и важной линией и подчеркиваетмузыкальную мысль исполнителей. Романтичности, одухотворенности, лиризмаэтому альбому не занимать. Музыка завораживает! Джо Хендерсон и его коллегираскрывают смысл старых мелодий как никогда глубоко. В альбоме, как не странно, нет всеми любимой «Summertime», но, на мой взгляд, это даже хорошо,ведь на вопрос: «Что вы знаете из произведений Гершвина?» слушатель частоотвечает: «Summertime.» Свое короткое повествование о новом творении ДжоХендерсона, об этом шедевре, я хотел бы закончить личным мнением об очевиднойсудьбе плода творческого гения коллектива этих выдающихся музыкантов (дапростят мне читатели столь часто повторяющуюся демонстрацию собственногосубъективизма). Убежден, что этот альбом по праву займет место в анналах джаза, станет достоянием мирового импровизационного искусства. А мы будем ждать от Хендерсона, Флэнэгана, ДэДжонетта и Скофилда новых, столь же ярких идей.
Новый диск Ахмада Алаадина, ветерана саксофона из Канзаса,показался мне наиболее цельным и сбалансированным по звучанию из его последних релизов. Саксофон мастера (как всегда, сопрано и тенор) стал рассудительным и задумчивым, импровизации ...
По чисто формальным признакам этот диск можно было бы отнести к world music: музыка, которая здесь звучит, несет явно этнический оттенок. Во все композиции вложено столько чувства и столько души, что напрашиваются аналогии со стилем соул. Если ...
Культура индийского субконтинента оказала сильнейшее влияниена творчество многих музыкантов Запада, особенно в сфере джаза и рок-музыки— от Джона Колтрейна и Дона Черри и до Джона Маклафлина и Джорджа Харрисона. Джаз-рок с привлечением ...
"Trillian Green" — талантливое акустическое трио из Сиэтла, к сожалению, пока что достаточно малоизвестное за пределамисвоего штата. В своих инструментальных композициях эта молодая группа сбольшим профессионализмом использует приемы самых различных ...
Общеизвестно, что блюз — музыка, которую острее воспринимаешь в ночной, в крайнем случае, — в вечерней тишине. Уходит дневная суета,приглушаешь свет, отключаешься от всего постороннего и — слушаешь блюз... Название очередного ...
Музыка при внимательном прослушивании всегда вызываетв воображении какие-то образные картины, под ее воздействием возникаютразнообразные ассоциации... Если попытаться одним словом определить впечатлениеот музыки ансамбля "Zubop" на этом диске, то я ...
Характерный пример взаимопроникновения различных культури, одновременно, — терминологической неразберихи. Еще в начале 50-х годов афроамериканец из нью-йоркского Гарлема Генри Ли Браун (Henry Lee Brown)по прозвищу Пучо (Pucho) влюбился в ...
Вслушайтесь внимательно в эти гитарные переборы и арпеджио— вы услышите больше, чем звук, извлекаемый ударами медиатора или дажескрип струн под скользящими пальцами музыканта — вы ощутите его любовь,боль, радость и ненависть. Более чувственную ...
Фирма "Narada" выпустила двойной сборный альбом под собственным тематическим названием "Smooth Jazz", что можно перевести примерно как "спокойный легкий джаз". Этот сборникотметил десятилетие появления такой музыки и ее широкого распространения ...
В оформлении буклета обильно использованы сельские пейзажи,фрагменты большого сельского дома с креслами-качалками на веранде — мотивы"home, sweet home", столь дорогие сердцам многих американцев.Когда во вступительной композиции "Something In ...
Те, кто достаточно хорошо знакомы с творчеством Аркадия Шилклопера, прекрасно понимают, что от этого музыканта можно ожидать всего. Даже заговора. Каждая новая его программа, каждый новый проект непохожи на предыдущие. Всякий раз представая перед ...
Мелвин Спаркс — "самый неизвестный великий гитарист Америки", как называют его в прессе американские же музыкальные критики. Что касается первого, то им, конечно, виднее, а вот относительно второго можно поспорить. Рискну предположить, что такой ...