Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов мирового джаза — ДжонниГриффином.
Это, безусловно, переиздание вышедшего когда-то на винилеальбома, но при переносе музыки на "цифру", как мне показалось,каких-то заметных потерь в сохранности аутентичной звуковой атмосферы непроизошло. А ведь музыка здесь из разряда той, которую некоторые джазовые ортодоксы в компактной версии слушать не могут: видите ли, звук слишкомчистый.
Главное ведь в том, что этот альбом, который в некоторыхсправочниках иногда значится под названием "Live At The New Morning,Paris", дает прекрасное представление о стиле исполнения, звуковойманере и возможностях Джонни Гриффина — музыканта, которого часто называютв числе наиболее ярких джазовых посланников Америки.
Дело в том, что много лет он прожил в Европе, главным образом в Голландии, своим присутствием пропагандируя хард-боп среди "необразованной"европейской публики, которая, кстати, и платила побольше, чем в Штатах,и принимала американцев восторженнее. Особенно таких вот музыкантов, которыевсегда держались как бы особняком, не причисляя себя ни к одной из саксофонныхшкол.
Именно таков Джонни Гриффин — саксофонист, углубленныйв самого себя, играющий так, как никто иной. Возможно, не всегда, как мнекажется, "вкусно", возможно, иногда уж слишком часто прибегаяв импровизациях к юморным вставкам (как, например, на этом альбоме в заглавнойкомпозиции), которые звучат не всегда к месту.
Этот "живой" альбом писался в два захода: "Осенняялиства" — 24 июля 1980 года на состоявшемся на Антибах джаз-фестивале,остальное — в, следует думать, неком парижском кабачке под неплохим названием"Новое утро" 25-30 мая 1981 года. Всего на альбоме пять пьес,из которых самая короткая звучит почти семь минут, а заглавная — почти16! Надо думать, музыканты на концерте получили прекрасную возможностьвысказаться и сполна воспользовались ею. Кстати, партнерами Джонни Гриффинавыступили пианист Ронни Мэтьюз (Ronnie Mathews), басист Рэй Драммонд (RayDrummond) и барабанщик Кенни Уашингтон (Kenny Washington). Отличные музыканты:и в роли сопровождающих лидера хороши, и сольно каждый может блеснуть по-настоящему.Причем саксофонист явно дает им поиграть и лидерское одеяло на себя вовсене стаскивает.
Альбом открывается одной из наиболее известных джазовыхбаллад, которая после краткого вступления вдруг начинает звучать в сумасшедшемтемпе, что, конечно, изумляет. Но замысел Гриффина начинает читаться достаточнобыстро, и вскоре ты уже словно впадаешь в хард-боповый транс, из котороговыходишь только после заключительного аккорда всего альбома.
"Прелюдия к поцелую" Эллингтона — еще одна известнаябаллада, которая на сей раз и звучит именно как стандарт. Затем исполняютсяклассический хард-боповый "Blues For Gonzi" самого Гриффина ирассвингованная до невозможного пьеса "John Charles" Мэтьюза.Заканчивает альбом пьеса "I Mean You" Телониуса Монка, котораяпо темпу, впрочем, слегка повторяет предыдущую.
Но в целом на альбоме представлена музыка, которую можнослушать бесконечно. Слегка сухой, без эмоций саксофон Гриффина плюс сыграннаяс ним ритм-группа и почти час изысканного бопа — чем не наслаждение?! Односледует учесть: заниматься чем-то другим в это время невозможно. Этот альбомследует или бесконечно прогонять от начала до конца с закрытыми глазамив полной изоляции от внешнего мира, или вообще оставить без внимания. Потомучто хард-боп в исполнении великих мастеров — это нечто вроде наркотика:лучше не втягиваться.
А я вот в детстве не послушался учителя пения, которыйпредупреждал: джаз — это хуже водки. Такой джаз — лучше. Американской водки— уж точно!
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", — сказал Киплинг в прошлом веке и оказался неправ. Вернее,неправ наполовину: они, конечно, остались самими собой, но сошлись во многом,например, в музыке. Полного слияния, конечно, не ...
Все четверо участников ансамбля — гитарист Скотт Филдс, пианистка Мэрилин Криспелл (Marilin Crispell), барабанщик Хамид Дрейк (HamidDrake) и контрабасист Ханс Штурм (Hans Sturm) — принадлежат к кругу творцов так называемых creative ...
Нет-нет, это не опечатка, хотя они, увы, еще не до конца изжиты из редакционной практики. Название альбома выглядит именно так, как оно выглядит. Ну, и как вы думаете, в каком стиле работают музыканты? Пока трудно сказать? Хорошо, даю дополнительную ...
На фоне удручающей стагнации в мужском джазовом вокале,где новые имена появляются в последнее время весьма редко, особенно эффектновыглядит мощная группа молодых и амбициозных представительниц вокала женского,привлекших внимание джазовой публики и ...
Программа этого альбома составлена, кажется, буквальноиз ничего. Влюбчивый, в том числе и в прехорошенькие песенки, пианист Олег Молокоедов предложил молодой литовской вокалистке (а по-настоящему — виолончелистке и, позже, исполнительнице ...
Для особо любознательных сообщаю, откуда берутся названия разных ансамблей, в частности этого: перерываются различные книги, желательно научная фантастика, и ищется звучное и непонятное слово. Безотказный способ."Beeblebrox", например, всего лишь ...
В реализации этого проекта участвовал целый состав футбольной команды — одиннадцать музыкантов. Инструментарий — пестрее не придумаешь:с одной стороны — инструменты из арсенала музыки европейской, в равной степени используемые как ...
Новосибирский тенор-саксофонист Владимир Тимофеев, большеизвестный по авангардным проектам ("Новое поколение", "Квинтетим. Хораса Сильвера"), записал совершенно мэйнстримовский альбом,чем и подтвердил свою репутацию универсального музыканта. Вместе ...
Индийской и другой близкой к ней восточной музыки я слышал немало, но обычно джазовые мотивы в ней отсутствовали. Это были либо вариации на тему классических раг, либо мелодии в народном духе. Этот оркестр, пожалуй,единственный из всех слышанных ...
Фанки жил, фанки еще жив, а эйсид будет жить — этот лозунг как нельзя лучше подходит для московской группы "Modus". То, что уже неинтересно играть опытным и перепробовавшим все стили мэтрам вроде Алексея Козлова, очень даже по душе молодежи, которая ...
А сейчас очередные новости из джазового пограничья. Правда, на этот раз — с границы тихой, спокойной и редко попадающей в поле зрения нашего "CD-обзора". Речь идет о той сфере, где джаз почти сливается с коммерческой эстрадной музыкой. Точнее, ...
"Checkfield"– это дуэт, основателями и постоянными участниками которого являются John Archer и Ron Satterfield. За свою долгую и славную историю "Checkfield" заслужил достаточную известность и уважение в Штатах. Достаточно сказать, что дуэт четыре ...