Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов мирового джаза — ДжонниГриффином.
Это, безусловно, переиздание вышедшего когда-то на винилеальбома, но при переносе музыки на "цифру", как мне показалось,каких-то заметных потерь в сохранности аутентичной звуковой атмосферы непроизошло. А ведь музыка здесь из разряда той, которую некоторые джазовые ортодоксы в компактной версии слушать не могут: видите ли, звук слишкомчистый.
Главное ведь в том, что этот альбом, который в некоторыхсправочниках иногда значится под названием "Live At The New Morning,Paris", дает прекрасное представление о стиле исполнения, звуковойманере и возможностях Джонни Гриффина — музыканта, которого часто называютв числе наиболее ярких джазовых посланников Америки.
Дело в том, что много лет он прожил в Европе, главным образом в Голландии, своим присутствием пропагандируя хард-боп среди "необразованной"европейской публики, которая, кстати, и платила побольше, чем в Штатах,и принимала американцев восторженнее. Особенно таких вот музыкантов, которыевсегда держались как бы особняком, не причисляя себя ни к одной из саксофонныхшкол.
Именно таков Джонни Гриффин — саксофонист, углубленныйв самого себя, играющий так, как никто иной. Возможно, не всегда, как мнекажется, "вкусно", возможно, иногда уж слишком часто прибегаяв импровизациях к юморным вставкам (как, например, на этом альбоме в заглавнойкомпозиции), которые звучат не всегда к месту.
Этот "живой" альбом писался в два захода: "Осенняялиства" — 24 июля 1980 года на состоявшемся на Антибах джаз-фестивале,остальное — в, следует думать, неком парижском кабачке под неплохим названием"Новое утро" 25-30 мая 1981 года. Всего на альбоме пять пьес,из которых самая короткая звучит почти семь минут, а заглавная — почти16! Надо думать, музыканты на концерте получили прекрасную возможностьвысказаться и сполна воспользовались ею. Кстати, партнерами Джонни Гриффинавыступили пианист Ронни Мэтьюз (Ronnie Mathews), басист Рэй Драммонд (RayDrummond) и барабанщик Кенни Уашингтон (Kenny Washington). Отличные музыканты:и в роли сопровождающих лидера хороши, и сольно каждый может блеснуть по-настоящему.Причем саксофонист явно дает им поиграть и лидерское одеяло на себя вовсене стаскивает.
Альбом открывается одной из наиболее известных джазовыхбаллад, которая после краткого вступления вдруг начинает звучать в сумасшедшемтемпе, что, конечно, изумляет. Но замысел Гриффина начинает читаться достаточнобыстро, и вскоре ты уже словно впадаешь в хард-боповый транс, из котороговыходишь только после заключительного аккорда всего альбома.
"Прелюдия к поцелую" Эллингтона — еще одна известнаябаллада, которая на сей раз и звучит именно как стандарт. Затем исполняютсяклассический хард-боповый "Blues For Gonzi" самого Гриффина ирассвингованная до невозможного пьеса "John Charles" Мэтьюза.Заканчивает альбом пьеса "I Mean You" Телониуса Монка, котораяпо темпу, впрочем, слегка повторяет предыдущую.
Но в целом на альбоме представлена музыка, которую можнослушать бесконечно. Слегка сухой, без эмоций саксофон Гриффина плюс сыграннаяс ним ритм-группа и почти час изысканного бопа — чем не наслаждение?! Односледует учесть: заниматься чем-то другим в это время невозможно. Этот альбомследует или бесконечно прогонять от начала до конца с закрытыми глазамив полной изоляции от внешнего мира, или вообще оставить без внимания. Потомучто хард-боп в исполнении великих мастеров — это нечто вроде наркотика:лучше не втягиваться.
А я вот в детстве не послушался учителя пения, которыйпредупреждал: джаз — это хуже водки. Такой джаз — лучше. Американской водки— уж точно!
Виртуозный бразильский тенор-саксофонист Иво Перельман как-то незаметно быстро утвердился в околоджазовых кругах, выпустив за последние несколько лет серию выдающихся работ. Присущие его музыке интонации воспламеняющих бразильских ритмов, ...
Песни на этом альбоме так же великолепны, как и кулонс кельтскими узорами, изображенный на его обложке. На диске представленычетыре наиболее известные в настоящее время исполнительницы кельтских песен. Несколько слов о каждой из них. Итак, самая ...
Еще не дослушав до конца этот альбом, мне пришлось где-то на второй его трети выключить проигрыватель и малость перевести дух — столько энергии от музыки не всегда получишь и на рок-концерте. Потоки, каскады звуков низвергаются из колонок сразу же ...
Общеизвестно, что на сегодняшний день Бенни Уотерс являетсясамым старшим из всех постоянно играющих джазовых музыкантов. Похоже, чтоему уготовлена судьба Юби Блейка (Eubie Blake), пианиста и композитора,сочинявшего рэгтаймы, рекордсмена в мире ...
«Сюита в двух частях, посвященная всем страдающим детям на планете...» — буквально так написано в буклете к этому, несомненно,оригинальному, проекту. Ах, американцы, американцы... Ну просто хлебом их не корми, дай только себя чему-нибудь посвятить. ...
Скотт Филдc, один из наиболее радикальных новаторов и конструкторов фри-джаза, заметил как-то, что полное освобождение импровизирующего музыканта — это предельная черта, за которой дальше уже идти некуда. Американец Стефен Дембски пытается проложить ...
Перед вами — очередной (четвертый по счету) сборник старых записей группы «Арсенал». В него вошли вещи 1986 — 1991 гг., когда Алексей Козлов со своей группой еще работал в Калининградской филармонии. Уже прошли волны увлечения Джоном Маклафлином, ...
Ветераны современного джаза тенор- и сопрано-саксофонистИван Паркер (не путать с Чарли) и перкуссионист Пол Литтон играют вместеи с группами в различных вариантах с 1966 года. С 1970 года к ним присоединилсяконтрабасист Барри Гай, и дуэт превратился ...
Хочу сразу определить характер музыки через исполнителей и репертуар. Во-первых, трио: Джон Линдберг (John Lindberg) — контрабас,Джеймс Эмери (James Emery) — гитара, и Регина Картер (Regina Carter) —скрипка. Во-вторых, Энтони Дэвис (Anthony Davis) — ...
Какие ассоциации обычно вызывает термин "фри-джаз"? Какправило, в воображении возникает набор громких атональных звуков, хаотичноепостроение композиций, безудержная и безбрежная импровизация. Музыка, которуюиграет Бен Голдберг и его коллеги, ...
Начну с предыстории, потому что здесь, как говорится, без бутылки не разберешься. Есть такая нью-йоркская компания «Knitting Factory Works», которая объединяет под одной крышей звукозаписывающий лейбл, клуб, продюсерский центр и еще Бог знает чего. ...
Мультиинструменталист, композитор, автор музыки для театраи кино Винни Голиа уже известен постоянным читателям нашего жур нала. В№2/98 в "CD-обзоре" уже представлялись его работы с биг-бэндом и малымисоставами. Альбом "Dante No Longer Repents" издан ...