Этот альбом – на большого любителя. А если точнее, тона человека, у которого песни в исполнении Тани Булановой вызывают мгновеннуюреакцию организма. Впрочем, если ту же Танечку заставить выслушать хотябы дважды этот альбом нестарого, судя по слеповатому фото, американскогомузыканта, место королевы примитива на российском поп-Олимпе столь же мгновенноосвободится. И – навсегда.
Но вовсе не потому, что гражданке Булановой джаз не понутру. Вполне вероятно, она его даже любит. Только, правда, наверняка нев таком его воплощении, которое предлагают Винни Голиа и его коллеги поквинтету.
Этих музыкантов можно достаточно уверенно отнести к представителямсовременного пост-фри. Их свобода в выборе формы композиций и средств выраженияидей здесь вовсе не носит тотального, угрожающего характера. Собственно,всё "фри" участников квинтета и прежде всего его лидера вполнедостойно вписывается в рамки сегодняшнего джазового музицирования. И рамкиэти-таки во многом стеснительны для исполнителей в том смысле, что позволяютпрочувствовать те творческие принципы, с которыми музыканты подходят кисполнению джаза.
Принципы эти выглядят вполне пристойно. Первый: толькоавторская музыка и только лидера квинтета.
Второй: нечастно встречающееся даже в случае записи студийногодиска «меню» инструментов. Сам Винни Голиа, например, использует сопранино-,тенор-, баритон- и даже бас-саксофоны. Бас-саксофон, согласитесь, и встречаетсяредко, и воспринимается круто. Трубач Роб Блэйксли (Rob Blakeslee), коллегаГолиа, который еще играет как на простом кларнете, так и опять же на редкомв джазе контр-альтовом кларнете, кроме собственно трубы играет еще на корнетеи флюгельгорне. Гитарист Нелс Клайн (Nels Cline) частенько прибегает кпомощи некой баритоновой гитары.
И последний принцип: базируясь в целом все-таки на достаточнооблегченном варианте фри, Голиа с коллегами не выступают, подобно комментаторамБелорусского телевидения, приверженцами только одной идеи. Временами ритм-группа– контрабасист Джоэл Хэмилтон (Joel Hamilton) и барабанщик Алекс Клайн(Alex Cline) — с видимым удовольствием срываются на такие ритмические фигуры,от которых до классического свинга, как говорят, палочкой подать. Меняяритмику пьес, музыканты добиваются того, что их творчество воспринимаетсявсе-таки не столь сложным, как это может показаться при первом прослушиванииальбома. Да и тематический материал композиций порой вполне земного, классическогохарактера и только в импровизациях начинает выходить в область настоящегоразгула в стиле «фри».
К счастью, такое если и происходит, то продолжается недолго.Может быть, поэтому час с лишним такой музыки утомляет не сильно. Альбоми вовсе слушался бы даже с удовольствием, если бы только: а) все не делалосьбы столь серьезно; б) музыканты позволили бы себе куда в большей мере развернуться.
Со всей серьезностью исполнять сегодня фри как-то ужеи не совсем принято: прошли годы, идеи стиля разрослись, он прошел стольбогатый, полный поисков путь, что, как мне кажется, заслуживает даже снисхождения,легкого, на грани шутки, отношения. А вот по пункту "б": какмне показалось, музыкантам как раз и не хватает той свободы, чтобы купатьсяв избранной стилистике с изяществом стерлядки в блюде шикарного ресторана.
Есть пятеро приличных музыкантов, но вот яркой личностисреди них как-то не ощущается. Есть фри, созданное при помощи технологии,а не по зову и требованию души. Уж так мне показалось. Если только я вминуты прослушивания диска сам не был полностью свободен от предубежденийи влияния авторитетов типа Орнетта Коулмена...
Дебютный альбом этого гитариста на фирме "Soundings of the Planet" явно удался. "Peace Dance" дает возможность познакомиться с действительно незаурядным музыкантом. С некоторой долей преувеличения я рискнул бы назвать Скотта Хендриксом акустической ...
Боже мой, как давно не попадался мне в руки такой весёлый, зажигательный, можно даже сказать, разухабистый джаз! Да и то сказать, из четырнадцати музыкантов шесть(!) играют на различного рода ударных инструментах: барабанах, конгах, бонгах, ...
Жизнь подбрасывает порой весьма любопытные сюжеты. Неуспел я, обозревая для "Jazz-квадрата" N 2'97 альбом петербургского перкуссиста Якова Солодкого, отметить его версию "Afro Blue" крупнейшего в мире мастера афро-кубинского джаза Монго Сантамарии, ...
Вашему вниманию представлен еще один плод творчества британских джазовых музыкантов. Созданный гитаристами Игнацио Лозано и Джонатаном Морганом альбом сложно отнести к джазу как таковому, но надо отметить,что исполнители довольно искренне обыгрывают ...
"Пять вечеров" — возможно, так назвал бы одиниз крупнейших гитаристов современного джаза Джим Холл этот альбом, если бы пьеса Володина и одноименный фильм Михалкова были так же популярны в Штатах, как и в бывшем Советском Союзе. Именно в ...
Альбом представляет собой пример качественной импровизационной поп–музыки, навеянной мотивами соул. Хотя Paul Taylor и имеет основательную джазовую школу, он является, на мой взгляд, наиболее ярким и выразительным представителем того стиля, который ...
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...
Лично я так до конца и не разобрался, что это, собственно,за музыка— очень жёстко ритмизованный "белый" блюз или всё жехард-рок. Гармоническая линия и гитарные соло, местами переходящие в настоящие"запилы", почти везде совершенно хард-роковые, но в ...
Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов ...
"Семь мостов" Тима Тиммерманса можно назватьальбомом концептуальным. Идеи, вдохновлявшие Тима, он изложил в буклетек CD. Они столь возвышенны, что их просто необходимо пересказать. Итак,автор выделяет семь понятий: раса — пол — язык ...
История британского джаза знает немало музыкантов, вдохновленных американским джазом 50—60–х годов. Большинство из них играло в многочисленныхпабах и клубах, с трудом сводя концы с концами. Лишь немногим удалось выдержать испытание временем и ...