Этот альбом – на большого любителя. А если точнее, тона человека, у которого песни в исполнении Тани Булановой вызывают мгновеннуюреакцию организма. Впрочем, если ту же Танечку заставить выслушать хотябы дважды этот альбом нестарого, судя по слеповатому фото, американскогомузыканта, место королевы примитива на российском поп-Олимпе столь же мгновенноосвободится. И – навсегда.
Но вовсе не потому, что гражданке Булановой джаз не понутру. Вполне вероятно, она его даже любит. Только, правда, наверняка нев таком его воплощении, которое предлагают Винни Голиа и его коллеги поквинтету.
Этих музыкантов можно достаточно уверенно отнести к представителямсовременного пост-фри. Их свобода в выборе формы композиций и средств выраженияидей здесь вовсе не носит тотального, угрожающего характера. Собственно,всё "фри" участников квинтета и прежде всего его лидера вполнедостойно вписывается в рамки сегодняшнего джазового музицирования. И рамкиэти-таки во многом стеснительны для исполнителей в том смысле, что позволяютпрочувствовать те творческие принципы, с которыми музыканты подходят кисполнению джаза.
Принципы эти выглядят вполне пристойно. Первый: толькоавторская музыка и только лидера квинтета.
Второй: нечастно встречающееся даже в случае записи студийногодиска «меню» инструментов. Сам Винни Голиа, например, использует сопранино-,тенор-, баритон- и даже бас-саксофоны. Бас-саксофон, согласитесь, и встречаетсяредко, и воспринимается круто. Трубач Роб Блэйксли (Rob Blakeslee), коллегаГолиа, который еще играет как на простом кларнете, так и опять же на редкомв джазе контр-альтовом кларнете, кроме собственно трубы играет еще на корнетеи флюгельгорне. Гитарист Нелс Клайн (Nels Cline) частенько прибегает кпомощи некой баритоновой гитары.
И последний принцип: базируясь в целом все-таки на достаточнооблегченном варианте фри, Голиа с коллегами не выступают, подобно комментаторамБелорусского телевидения, приверженцами только одной идеи. Временами ритм-группа– контрабасист Джоэл Хэмилтон (Joel Hamilton) и барабанщик Алекс Клайн(Alex Cline) — с видимым удовольствием срываются на такие ритмические фигуры,от которых до классического свинга, как говорят, палочкой подать. Меняяритмику пьес, музыканты добиваются того, что их творчество воспринимаетсявсе-таки не столь сложным, как это может показаться при первом прослушиванииальбома. Да и тематический материал композиций порой вполне земного, классическогохарактера и только в импровизациях начинает выходить в область настоящегоразгула в стиле «фри».
К счастью, такое если и происходит, то продолжается недолго.Может быть, поэтому час с лишним такой музыки утомляет не сильно. Альбоми вовсе слушался бы даже с удовольствием, если бы только: а) все не делалосьбы столь серьезно; б) музыканты позволили бы себе куда в большей мере развернуться.
Со всей серьезностью исполнять сегодня фри как-то ужеи не совсем принято: прошли годы, идеи стиля разрослись, он прошел стольбогатый, полный поисков путь, что, как мне кажется, заслуживает даже снисхождения,легкого, на грани шутки, отношения. А вот по пункту "б": какмне показалось, музыкантам как раз и не хватает той свободы, чтобы купатьсяв избранной стилистике с изяществом стерлядки в блюде шикарного ресторана.
Есть пятеро приличных музыкантов, но вот яркой личностисреди них как-то не ощущается. Есть фри, созданное при помощи технологии,а не по зову и требованию души. Уж так мне показалось. Если только я вминуты прослушивания диска сам не был полностью свободен от предубежденийи влияния авторитетов типа Орнетта Коулмена...
Хочу сразу определить характер музыки через исполнителей и репертуар. Во-первых, трио: Джон Линдберг (John Lindberg) — контрабас,Джеймс Эмери (James Emery) — гитара, и Регина Картер (Regina Carter) —скрипка. Во-вторых, Энтони Дэвис (Anthony Davis) — ...
Какие ассоциации обычно вызывает термин "фри-джаз"? Какправило, в воображении возникает набор громких атональных звуков, хаотичноепостроение композиций, безудержная и безбрежная импровизация. Музыка, которуюиграет Бен Голдберг и его коллеги, ...
Начну с предыстории, потому что здесь, как говорится, без бутылки не разберешься. Есть такая нью-йоркская компания «Knitting Factory Works», которая объединяет под одной крышей звукозаписывающий лейбл, клуб, продюсерский центр и еще Бог знает чего. ...
Мультиинструменталист, композитор, автор музыки для театраи кино Винни Голиа уже известен постоянным читателям нашего жур нала. В№2/98 в "CD-обзоре" уже представлялись его работы с биг-бэндом и малымисоставами. Альбом "Dante No Longer Repents" издан ...
Джаз, как нам давно уже разъяснили, — это музыка толстых.А где особенно много толстяков? Разумеется, там, где в почете пиво. Например, в Германии. Отсюда делаем изящное умозаключение, что в Германии любят джаз. И... не ошибаемся! Действительно ...
Таб Смит принадлежит к числу постепенно забытых исполнителей,причем совершенно незаслуженно. А ведь такое положение для музыкантов и композиторов, если подумать, не представляет чего-то необычного: даже творчествоБаха, которого сейчас знают люди, не ...
В чем вы находите удовольствие от музыки? Если в отыскании знакомых гармоний и мелодий, а также в правильном и логичном их сочетании, то этот альбом не для вас. Интернациональное трио Роб Браун (альт-саксофон,флейта) — Герино Маццола (фортепиано) — ...
Общеизвестно, что Италия — родина оперного искусства.Однако не менее глубоки здесь и традиции духовых оркестров, которые здесь называются "бандами". Эти традиции были заложены во времена правления императора Наполеона. В то время в Италии ...
Американская компания "Music & Arts" специализируетсяв основном на издании современного классического и джазового авангарда.Весьма забавно, что в некоторых своих, далеко не худших образцах, эти стилиподбираются так близко друг к другу, что результат ...
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись", — сказал Киплинг в прошлом веке и оказался неправ. Вернее,неправ наполовину: они, конечно, остались самими собой, но сошлись во многом,например, в музыке. Полного слияния, конечно, не ...
Все четверо участников ансамбля — гитарист Скотт Филдс, пианистка Мэрилин Криспелл (Marilin Crispell), барабанщик Хамид Дрейк (HamidDrake) и контрабасист Ханс Штурм (Hans Sturm) — принадлежат к кругу творцов так называемых creative ...
Нет-нет, это не опечатка, хотя они, увы, еще не до конца изжиты из редакционной практики. Название альбома выглядит именно так, как оно выглядит. Ну, и как вы думаете, в каком стиле работают музыканты? Пока трудно сказать? Хорошо, даю дополнительную ...