Зная Джима Халла как яркого представителя классическогонаправления, я был немало озадачен уже при первых звуках: как оказалось,на данном альбоме знаменитый гитарист выступает по крайней мере в двухнеобычных и совершенно новых для меня ролях. Во-первых, в роли инициаторапроекта и исполнителя по существу современной камерной музыки с весьмаощутимым джазовым элементом. Во-вторых, автора именно такой, сложной пофактуре и партитурам музыки, а не пускай даже авторских, но выдержанныхв рамках мэйнстрима, пьес.
Таким образом, налицо яркая программа, которая целикомукладывается в понятие «третье течение», совмещающее в себе джаз и музыкуакадемическую. Автором этого неугасающего направления в современной музыкебыл Гюнтер Шуллер, а одним из ярких последователей — руководитель бэнда,композитор и аранжировщик Гил Эванс. На этом же альбоме, кроме безусловнойджазовой звезды по имени Джо Ловано, выступает еще и интернациональнаяструнная группа под руководством дирижера Джила Гольдштейна.
На данном альбоме все подчинено заранее оговоренной идее,вплоть до названий: «Fanfare», «Reflections», «Passacaglia». Безусловно,сам музыкальный материал следовало бы в первую очередь оценивать именнос точки зрения его принадлежности к камерному жанру: форму, соответствиес классическими канонами, анализируя тематизм и его развитие, то новоесодержание, что привносят в издавна известные формы джазовые музыканты.Сразу оговорюсь: для меня это занятие и непосильное, и наименее интересное.
Интересует же прежде всего то, насколько органично воспринимаетсяцелое. Вполне возможно, не будь среди участников проекта столь известныхимен, он вряд ли бы привлек к себе мое внимание. Да и слушал бы я музыкунаверняка с куда меньшим вниманием и интересом: все-таки подобная музыка— это та область, которая требует порой совершенно иных оценочных подходови багажа знаний. Тем не менее, прослушав данный альбом один раз, захотелосьслушать его еще и еще.
И не потому, что это легко и занятно, и не потому, чтомузыка проста и привлекательна. Наоборот: музыка порой сложна и вовсе непросто впадает в ухо. Характер звукоизвлечения у музыкантов практическиакадемичен и строг, ритмическая основа джаз напоминает достаточно редко,за исключением разве что тех не очень частых моментов, когда наверняказаранее расписанные в нотах импровизации начинают звучать на основе свинга.Здесь никто не стремится поразить мастерством исполнения или какой-то оригинальнойи современной техникой. Оригинальность проекта заключается в совмещениидвух принципов исполнительства — джазового и академического. Поэтому контрастиграет на альбоме определяющую роль. Контраст, возведенный в композиционныйприем. И наиболее показательна в этом смысле пьеса «Quadrologue», в которойДжим Халл выступает со струнным трио, в котором контрабас играет роль,привычную в джазе, а альт и виолончель — привычную роль инструментов камерногоквартета.
Наиболее простая по музыке и четкая по ритмической основе,а потому и легче всего запоминается пьеса «Circus Dance». Это достаточноизящная миниатюра с ведущей партией акустической гитары и очень утонченнымипартиями духовых; пьеса практически без развития, а лишь на вариациях,что в первую очередь и делает аналогии с классическим джазом.
«Textures» — это больше, чем следующая глава в моей музыкальнойжизни, - приводятся слова Джима Халла на вкладыше. — Это действительносовершенно иная история». Не только эксперименты из области фри могут перенестивас в мир совершенно неожиданных образов и звуковых решений. Попробуйтекамерный джаз Джима Халла. Это не менее интересно.
Ах, каких изумительных ветеранов джаза собирает для записей фирма "Telarc"! Вот и в этой сессии в Нью-Йоркском клубе "Иридиум" сошлись вместе несколько музыкантов, раньше игравших в оркестре Каунта Бейси. Гарри "Свитс" Эдисон (труба) начинал вместе ...
Без сомнения, на сегодняшний день стиль драм-н-бэйс является наиболее прогрессивным и быстро развивающимся стилем в мировой музыкальной электронной культуре. Adam F — молодой, но очень перспективный музыкант, который обратил на себя внимание ...
Пианист Rodney Kendrick примечателен своей неповторимой манерой исполнения, хотя в мире есть и другие представители данного стиля. Например, Paul Blay и его жена Карла. Воистину, хотя Тэлониус Монк и перевернулв свое время все понятия в музыке с ног ...
Поистине уникальный релиз современного латиноамериканского джаза! Один перечень составов и солистов, собранных на нем, говорит о многом. Достаточно перечислить лишь несколько имен — Paquito D'Rivera, Mario Bauza, Carlos "Potato" Valdez, Giovanni ...
Подзабытое со времен развитого социализма чувство глубокогоудовлетворения посетило меня при виде альбома, выпущенного под маркой "Impulse!".Это достаточно известное и пользующееся большим авторитетом в джазовом мире имя. Конечно, одна ласточка весны ...
Эдди Кёрклэнд – это уже достаточно пожилой и много видавшийв своей жизни блюзовый музыкант с темным цветом кожи. Так что он, безусловно,— классический представитель уже почти уходящего поколения музыкантов,которых зачинали, рожали и растили под ...
Сердце похолодело, когда я вчитался наконец в тексты,помещенные на обложке данного альбома, который мне хотелось бы отнестик наиболее ярким событиям в мировой не только блюзовой, но и вообще – популярной музыке. Ведь здесь записаны песни в ...
Если Уэйна Шортера сложить с Херби Хэнкоком, то получитсяальбом "1+1", о чем вы могли прочесть в N 2'97 "Jazz-квадрата".А вот если просто Уэйна сложить с просто Хэнкоком, то получится очень любопытный белый парень, певец и гитарист, представляющий ...
Дейв Брубек прямо-таки поражает своим последним альбомом! Тех, кто ожидает от меня описания еще одного примера фортепианного джазового академизма, могу разуверить. Представленный вашему вниманию диск является,вероятно, самым концептуальным из всех ...
Cовершенно блестящая работа родившегося в Сантьяго гитариста Оскара Лопеса, вобравшая в себя практически все, что существует сегодня в мире из написанного для акустической гитары. Здесь мелодии традиционного фламенко и народов Южной ...
Эти два компакт-диска дают нам возможность услышать концертные записи двух разных трио Чарли Хэйдена на Монреальском джазовом фестивале 1989 года. Разными в них являются только пианисты: Джери Аллен и Гонзало Рубалькаба; на барабанах в обоих случаях ...
Первым, к чему потянулась рука после того, как закончился последний трек этого компакт-диска, был старенький винил "Ella Fitzgerald And Louis Armstrong". Честно говоря, я его изрядно подзабыл и сравнить две версии исполнения великих стандартов было ...