Зная Джима Халла как яркого представителя классическогонаправления, я был немало озадачен уже при первых звуках: как оказалось,на данном альбоме знаменитый гитарист выступает по крайней мере в двухнеобычных и совершенно новых для меня ролях. Во-первых, в роли инициаторапроекта и исполнителя по существу современной камерной музыки с весьмаощутимым джазовым элементом. Во-вторых, автора именно такой, сложной пофактуре и партитурам музыки, а не пускай даже авторских, но выдержанныхв рамках мэйнстрима, пьес.
Таким образом, налицо яркая программа, которая целикомукладывается в понятие «третье течение», совмещающее в себе джаз и музыкуакадемическую. Автором этого неугасающего направления в современной музыкебыл Гюнтер Шуллер, а одним из ярких последователей — руководитель бэнда,композитор и аранжировщик Гил Эванс. На этом же альбоме, кроме безусловнойджазовой звезды по имени Джо Ловано, выступает еще и интернациональнаяструнная группа под руководством дирижера Джила Гольдштейна.
На данном альбоме все подчинено заранее оговоренной идее,вплоть до названий: «Fanfare», «Reflections», «Passacaglia». Безусловно,сам музыкальный материал следовало бы в первую очередь оценивать именнос точки зрения его принадлежности к камерному жанру: форму, соответствиес классическими канонами, анализируя тематизм и его развитие, то новоесодержание, что привносят в издавна известные формы джазовые музыканты.Сразу оговорюсь: для меня это занятие и непосильное, и наименее интересное.
Интересует же прежде всего то, насколько органично воспринимаетсяцелое. Вполне возможно, не будь среди участников проекта столь известныхимен, он вряд ли бы привлек к себе мое внимание. Да и слушал бы я музыкунаверняка с куда меньшим вниманием и интересом: все-таки подобная музыка— это та область, которая требует порой совершенно иных оценочных подходови багажа знаний. Тем не менее, прослушав данный альбом один раз, захотелосьслушать его еще и еще.
И не потому, что это легко и занятно, и не потому, чтомузыка проста и привлекательна. Наоборот: музыка порой сложна и вовсе непросто впадает в ухо. Характер звукоизвлечения у музыкантов практическиакадемичен и строг, ритмическая основа джаз напоминает достаточно редко,за исключением разве что тех не очень частых моментов, когда наверняказаранее расписанные в нотах импровизации начинают звучать на основе свинга.Здесь никто не стремится поразить мастерством исполнения или какой-то оригинальнойи современной техникой. Оригинальность проекта заключается в совмещениидвух принципов исполнительства — джазового и академического. Поэтому контрастиграет на альбоме определяющую роль. Контраст, возведенный в композиционныйприем. И наиболее показательна в этом смысле пьеса «Quadrologue», в которойДжим Халл выступает со струнным трио, в котором контрабас играет роль,привычную в джазе, а альт и виолончель — привычную роль инструментов камерногоквартета.
Наиболее простая по музыке и четкая по ритмической основе,а потому и легче всего запоминается пьеса «Circus Dance». Это достаточноизящная миниатюра с ведущей партией акустической гитары и очень утонченнымипартиями духовых; пьеса практически без развития, а лишь на вариациях,что в первую очередь и делает аналогии с классическим джазом.
«Textures» — это больше, чем следующая глава в моей музыкальнойжизни, - приводятся слова Джима Халла на вкладыше. — Это действительносовершенно иная история». Не только эксперименты из области фри могут перенестивас в мир совершенно неожиданных образов и звуковых решений. Попробуйтекамерный джаз Джима Халла. Это не менее интересно.
Это первый сольный альбом выходца из Сум, ныне известного российского студийного гитариста, в начале года вошедшего в состав возрожденного "Арсенала" Алексея Козлова. Профессиональная карьера Игоря начиналась в 1980 году, когда во всем мире ...
Этот альбом, хотя и относится целиком к world музыке, создан двумя джазовыми музыкантами — Стивом Горном и Уорреном Сендерсом. Причем играют они на самых разнообразных "живых" инструментах: флейтах, кларнете, экзотических тамбуре, калимбе и других. ...
"Эту планету много раз посещали другие разумные существа. Они оставили после себя так много отметок..." Именно такие слова индийского Учителя Ошо вынесены на обложку этого альбома. Может быть, его составители намекают нам на неземное происхождение ...
Учитывая характер музыки, которую исполняет группа "Князь Мышкин",несложно предвидеть, что количеством изданных альбомов теоретически она может смело задавить исполнителей любого жанра, в том числе и чистой эстрады. Упор на тотальные спонтанность и ...
Анатолий Вапиров издавна интересовался всякой экзотической музыкой,совмещая при этом собственные интересы со стилистикой фри–джаза, находя порой оригинальнейшие решения, которые еще долго являлись предметом горячихспоров и дискуссий. Переехав в ...
Музыкальная биография у Дона Престона богатейшая: в пятидесятых–шестидесятыхон играл на контрабасе в составах Элвина Джонса, Юсефа Латифа, Дона Эллиса,Нат Кинг Коула и Томми Флэнегана, на фортепиано с Херби Мэном и в биг–бэндеу того же Эллиса, ...
Весьма оригинальный проект. На джазовом поле встретились джаз и классика. Классическую сторону представляет ансамбль тромбонистов "Five"под руководством Сергея Гусятинского. Этот состав существует с 1989 года,почти все его участники имеют ...
Уже из фотографий на обложке альбома (слева направо: Лундгрен, Кильберг,Свенссон) понятно, что трио состоит из молодых ребят, свежей поросли именитого в Европе шведского джаза. Зная популярность авангарда в Скандинавии, а также склонность молодых к ...
Если представить себе фантастическую ситуацию, что эта кассета попадетв руки человека случайного (вот так пофантазировать: джаз знает, а ГеоргияГараняна — нет), то даже он сразу поймет: этот Гаранян ну очень любит оркестр.И настолько мастерски ...
Не скрою, загружая в аппарат эту кассету, я ожидал от нее многого. Причин тому несколько. Во-первых — это воспоминания о неизменно высоком классе литовских джазовых музыкантов, частенько гостивших в Минске до начала 90–х, во–вторых ...
"Музыка для музыкантов" — по признанию участников джаз–трио "The Estamp". Конкретнее — "музыкальное приношение""столпам" джаза Джону Колтрейну и Майлсу Дэвису, которым в 1996 году исполнилось бы по 70 лет. Еще конкретнее: аранжировки — ...
Два представителя российского (он же — советский) джаза старшего поколения (Георгий Гаранян и Алексей Кузнецов), а также один джазовый "миддл" (естественно, не в социальном, а в возрастном плане) Даниил Крамер издали программу с удивительно ...