Зная Джима Халла как яркого представителя классическогонаправления, я был немало озадачен уже при первых звуках: как оказалось,на данном альбоме знаменитый гитарист выступает по крайней мере в двухнеобычных и совершенно новых для меня ролях. Во-первых, в роли инициаторапроекта и исполнителя по существу современной камерной музыки с весьмаощутимым джазовым элементом. Во-вторых, автора именно такой, сложной пофактуре и партитурам музыки, а не пускай даже авторских, но выдержанныхв рамках мэйнстрима, пьес.
Таким образом, налицо яркая программа, которая целикомукладывается в понятие «третье течение», совмещающее в себе джаз и музыкуакадемическую. Автором этого неугасающего направления в современной музыкебыл Гюнтер Шуллер, а одним из ярких последователей — руководитель бэнда,композитор и аранжировщик Гил Эванс. На этом же альбоме, кроме безусловнойджазовой звезды по имени Джо Ловано, выступает еще и интернациональнаяструнная группа под руководством дирижера Джила Гольдштейна.
На данном альбоме все подчинено заранее оговоренной идее,вплоть до названий: «Fanfare», «Reflections», «Passacaglia». Безусловно,сам музыкальный материал следовало бы в первую очередь оценивать именнос точки зрения его принадлежности к камерному жанру: форму, соответствиес классическими канонами, анализируя тематизм и его развитие, то новоесодержание, что привносят в издавна известные формы джазовые музыканты.Сразу оговорюсь: для меня это занятие и непосильное, и наименее интересное.
Интересует же прежде всего то, насколько органично воспринимаетсяцелое. Вполне возможно, не будь среди участников проекта столь известныхимен, он вряд ли бы привлек к себе мое внимание. Да и слушал бы я музыкунаверняка с куда меньшим вниманием и интересом: все-таки подобная музыка— это та область, которая требует порой совершенно иных оценочных подходови багажа знаний. Тем не менее, прослушав данный альбом один раз, захотелосьслушать его еще и еще.
И не потому, что это легко и занятно, и не потому, чтомузыка проста и привлекательна. Наоборот: музыка порой сложна и вовсе непросто впадает в ухо. Характер звукоизвлечения у музыкантов практическиакадемичен и строг, ритмическая основа джаз напоминает достаточно редко,за исключением разве что тех не очень частых моментов, когда наверняказаранее расписанные в нотах импровизации начинают звучать на основе свинга.Здесь никто не стремится поразить мастерством исполнения или какой-то оригинальнойи современной техникой. Оригинальность проекта заключается в совмещениидвух принципов исполнительства — джазового и академического. Поэтому контрастиграет на альбоме определяющую роль. Контраст, возведенный в композиционныйприем. И наиболее показательна в этом смысле пьеса «Quadrologue», в которойДжим Халл выступает со струнным трио, в котором контрабас играет роль,привычную в джазе, а альт и виолончель — привычную роль инструментов камерногоквартета.
Наиболее простая по музыке и четкая по ритмической основе,а потому и легче всего запоминается пьеса «Circus Dance». Это достаточноизящная миниатюра с ведущей партией акустической гитары и очень утонченнымипартиями духовых; пьеса практически без развития, а лишь на вариациях,что в первую очередь и делает аналогии с классическим джазом.
«Textures» — это больше, чем следующая глава в моей музыкальнойжизни, - приводятся слова Джима Халла на вкладыше. — Это действительносовершенно иная история». Не только эксперименты из области фри могут перенестивас в мир совершенно неожиданных образов и звуковых решений. Попробуйтекамерный джаз Джима Халла. Это не менее интересно.
Неплохую музыку исполняет Peter Oxley (британский гитаристджазового толка). А временами просто замечательную! Поэтому на общем болеечем тусклом фоне английского джаза он заметен и смотрится даже вычурнои почти неестественно со своими творческими ...
Очередной альбом Лаки Питерсона не принёс каких-то неожиданныхблюзовых откровений — он очень добротный, ладно скроенный, но, пожалуй,чересчур ровный и однообразный. Блюз вообще построен на игре оттенков,настроений и интонаций и, упустив одну из этих ...
Лично я так до конца и не разобрался, что это, собственно,за музыка— очень жёстко ритмизованный "белый" блюз или всё жехард-рок. Гармоническая линия и гитарные соло, местами переходящие в настоящие"запилы", почти везде совершенно хард-роковые, но в ...
Торговая марка "Verve" изначально гарантируетвстречу с той музыкой, которую называют настоящим, классическим джазом.На сей раз эта фирма дала возможность познакомиться с очень приличным альбомомодного из наиболее известных тенор-саксофонистов ...
"Семь мостов" Тима Тиммерманса можно назватьальбомом концептуальным. Идеи, вдохновлявшие Тима, он изложил в буклетек CD. Они столь возвышенны, что их просто необходимо пересказать. Итак,автор выделяет семь понятий: раса — пол — язык ...
История британского джаза знает немало музыкантов, вдохновленных американским джазом 50—60–х годов. Большинство из них играло в многочисленныхпабах и клубах, с трудом сводя концы с концами. Лишь немногим удалось выдержать испытание временем и ...
Пластинка представляет собой довольно странную, но интересную смесь блюза, би-бопа, кула, мейнстрима и того, что в журнале "DownBeat" проходит под рубрикой "Beyond Musician", то есть несовсем джаз или блюз, но ещё и не типичный рок-н-ролл и не ...
Очень, очень, очень необычные чувства вызывала у меня эта музыка примерно до начала третьей пьесы "The Last Camel In Panama".Отчётливое ощущение "дежа вю"1 наконец сменилось полной уверенностью;я вытащил из стойки диск Гребенщикова "Навигатор" и ...
После прослушивания этого диска хочется начертать один,но очень большой и очень жирный восклицательный знак. Тем и ограничиться.Боюсь однако, что подобный авангардизм не встретит понимания в редакции,а потому попытаюсь изложить свои впечатления ...
Альбом красивой акустической гитарной музыки. Едва уловимый интонационный флер цыганского фольклора не имеет ничего общего с тем, что привыкли понимать под цыганской музыкой в Восточной Европе. Это сдержанная страсть и строгая красота музыки ...
Ах, каких изумительных ветеранов джаза собирает для записей фирма "Telarc"! Вот и в этой сессии в Нью-Йоркском клубе "Иридиум" сошлись вместе несколько музыкантов, раньше игравших в оркестре Каунта Бейси. Гарри "Свитс" Эдисон (труба) начинал вместе ...
Без сомнения, на сегодняшний день стиль драм-н-бэйс является наиболее прогрессивным и быстро развивающимся стилем в мировой музыкальной электронной культуре. Adam F — молодой, но очень перспективный музыкант, который обратил на себя внимание ...