Спокойные и чопорные англичане решили поиграть нечто латиноамериканское и, кажется, увлеклись. Но от духа Альбиона, сидящего глубоко внутри, освободиться полностью им не удалось, и все самбы и румбы получились чуть-чуть недоперченными и недожаренными — эдак по-английски, с кровью. Впрочем, в бразильском чувстве ритма и в мелодичности им не откажешь. А когда я внимательно прочитал обложку диска, то оказалось, что они к тому же и сами сочинили все пьесы. Ну, прямо какой-то филиал Рио в Лондоне!
Как оказалось позже, не только Рио, но и Иерусалима. Одна композиция, начинавшаяся совершенно нейтрально, неожиданно "вздрогнула" и превратилась в джазовую версию "Хава Нагилы", затем плавно и незаметно перешла в еще один еврейский танец, и в конце концов все это завершилось тотальной импровизацией на все сыгранные темы. Я ожидал еще сюрпризов, но их не последовало. Все остальные пьесы так или иначе перепеваютв этакой латино-фанки-боповской манере самые разные, в основном танцевальные,бразильские или кубинские мелодии. Что-то есть в этом ресторанное, что-то чисто джазовое; последнего, пожалуй, будет побольше.
Если вспомнить афрокубинские эксперименты Гиллеспи, то станет ясно, что для полного блеска этому альбому недостает, пожалуй, именно самого неповторимого Диззи. Такую музыку, какую играет "Zubop",можно "выпекать" пачками, но придать ей неповторимость и индивидуальность может только блестящий солист, потому что композиции в основном строятся на стандартных ритмах и мелодических схемах. Похожего блеска они добились, может быть, в двух-трех вещах, не больше, и то за счет сыгранности.
Оркестр состоит из семи музыкантов. Известных фамилий среди них я не встретил — никакой дополнительной информации, к сожалению, на диске нет. Трое из них играют на духовых — разных саксофонах, флейте, кларнете, трубе и тромбоне (Р. Эдвардс, Дж. Петтер, У. Уимлинг). Остальные — это фортепиано, бас-гитара, ударные и перкуссия (Ф. Клаутс, Д. Ноубл,С. Рэндл, Дж. Хэммонд). В еврейских темах к ним подключается дербука (каюсь, не имею понятия, что это такое). Некоторые музыканты даже умудряются нечто напевать в отдельных местах — очень эмоционально и явно не по-английски. Импровизируют они тоже с видимым удовольствием, хотя и без видимого разнообразия: вариации часто повторяются и, к тому же, им немного не хватает виртуозности и темперамента.
И что же мы имеем в результате? Европейскую джазовую версию бразильских и кубинских танцев, сыгранных с достаточным свингом и шармом, чтобы понравиться многим поклонникам как по ту, так и по эту сторону Атлантики, но, увы, лишенную ярких солистов, чем-то обративших на себя наше внимание.
(c) ℗ 1998 33 Records
Евгений ДОЛГИХ