Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами последний проект Холланда — опять же записанный на ECM — "Главное руководство".
Записан он в Нью-Йорке и его продюсером является сам руководитель бэнда, что весьма показательно: Манфред Айхер, идеолог и лидер ECM, подобные, в общем-то мейнстримовые, проекты собственноручно продюсирует нечасто. А в том, что альбом находится в целом в русле мейнстрима, сомневаться не приходится. Поставив его в проигрыватель "вслепую", то есть не зная авторства, можно после пяти минут прослушивания сказать, что это довольно обычный композиционно хард-боп, но, правда, сыгранный на высочайшем техническом и импровизационном уровне.
Несколько необычное название альбома объясняет сам басист: "Я в разговоре с моей женой Клэр заметил, что если группа сама не получает радости от своей музыки, то это неправильно. И это правило стало главным руководством в нашей работе — я сказал о нем всем музыкантам". В общем, это правильно, но как-то странно, право, выглядит лидер бэнда, требующий от своих сайдменов, чтобы они веселились во время выступления… Это чисто американский подход — улыбайся, и тебе будет весело. Мы привыкли наоборот, но суть не в этом, а все-таки в самой музыке.
Как ни старался, я так и не ощутил в альбоме какую-то особую веселость. Все вещи, напротив, достаточно серьезны, сложны и даже глубокомысленны. Холланд использует сложные размеры типа 9/8 или 5/4, смело применяет в аранжировках параллельное развитие темы саксофоном и тромбоном, когда они играют как бы "со сдвигом" друг относительно друга и создают плывущие зыбкие образы, а в некоторых вещах даже явственно проступают восточные мотивы. И все же, несмотря на интеллектуальность и потрясающую импровизационную фантазию, на протяжении всего альбома слушателя не отпускает ощущение некоей искусственности, чрезмерной выстроенности. Конечно, это не более чем придирки: музыка такого уровня попадается не на каждом шагу, но все же... хотелось бы немного больше свободы и бесшабашности в исполнении.
Партнеры-духовики Холланда, Робин Юбэнкс и Крис Поттер, заслуживают отдельной рецензии: они хотя и не столь знамениты, как их лидер, но вполне соответствуют его уровню. Во всяком случае, вписались они в звучание ансамбля практически идеально, особенно тромбонист со своей сурдиной-плунжером в некоторых вещах.
Очередной альбом Дейва Холланда вполне достоин очередного выдвижения на "Грэмми" или на любую другую джазовую премию. Тем более достоин он занять место в коллекции любого современного джазфэна.
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...
О "Втором приближении" в последнее время так много и умно писали его вдохновитель Михаил Митропольский и другие джазовые публицисты, к тому же и в буклете к представляемому альбому о них сказано предостаточно — что ж тут добавить? Можно только ...
Вполне приятное знакомство с молодым украинским коллективом, исполняющим авторскую музыку в стилистике, которую самыми общими словами можно назвать "такой вот фьюжн". И действительно: творчество квинтета вполне укладывается в рамки данного стиля, ...
"Слишком горячий для слов" ("Too Hot For Words") альбом не самой известной у нас вокалистки вряд ли станет для кого-то откровением. Разве что... Разве что позволит еще раз окунуться в мир старого джаза, вспомнить мелодии преимущественно тридцатых ...
Музыка альбома удивительно точно соответствует его названию. "Музыка ночью, вместе с тобой" — и правда, подобное изложение стандартов можно назвать джазовыми ноктюрнами, настолько исполнение смягчено и лишено характерной джарреттовской экспрессии. ...
Ветеран акустической гитары Баки Пиццарелли после альбома-дуэта со своим сыном Джоном выпускает сольный проект, посвященный великим гитаристам-"акустикам" прошлого — Эдди Лангу (Eddie Lang), Карлу Крессу (Carl Kress) и Дику Макдонаху (Dick ...
Томаса Чапина нет среди живых уже скоро два года, а диски его трио продолжают выходить... В данный альбом вошли материалы сессии звукозаписи, состоявшейся еще в 1992 году. Томас в качестве продюсера альбома почти полностью подготовил его к выпуску, ...
Под сувениром обычно понимают милую безделушку, изящную вещицу, призванную напоминать о каких-то памятных приятных событиях, путешествиях и т.д. В этом смысле название альбома Рики Питерсона надо признать удачным, за одним небольшим исключением. Из ...
Очередной, уже третий по счету альбом нью-йоркского квинтета укрепил меня во мнении, что "Hasidic New Wave" — самый интересный, самый изобретательный и, если хотите, самый джазовый состав среди тех, кто сочетает современную музыку с еврейским ...
Оказавшись в последнее время на пике популярности в фестивально-джазовой России, "Mansound" стал еще одним камнем, омываемым горячими подводными течениями российского джаза. Во-первых, приобрел массовую любовь — простая публика может себе позволить ...
За этот компакт-диск, наверное, лишне агитировать: баллады любят все или почти все. Правда, спокойная, медленная музыка очень часто вплывает в быт, чтобы безвозвратно утилизироваться, утратив почетную миссию — нести "чистое" искусство. Но та музыка, ...