Квинтет Дейва Холланда, сам басист и его альбомы в последние годы неизменно стоят на самых высоких местах в чартах журнала "ДаунБит", а также списках лауреатов премии Ассоциации джазовых журналистов США и номинантах на "Грэмми". И вот перед нами последний проект Холланда — опять же записанный на ECM — "Главное руководство".
Записан он в Нью-Йорке и его продюсером является сам руководитель бэнда, что весьма показательно: Манфред Айхер, идеолог и лидер ECM, подобные, в общем-то мейнстримовые, проекты собственноручно продюсирует нечасто. А в том, что альбом находится в целом в русле мейнстрима, сомневаться не приходится. Поставив его в проигрыватель "вслепую", то есть не зная авторства, можно после пяти минут прослушивания сказать, что это довольно обычный композиционно хард-боп, но, правда, сыгранный на высочайшем техническом и импровизационном уровне.
Несколько необычное название альбома объясняет сам басист: "Я в разговоре с моей женой Клэр заметил, что если группа сама не получает радости от своей музыки, то это неправильно. И это правило стало главным руководством в нашей работе — я сказал о нем всем музыкантам". В общем, это правильно, но как-то странно, право, выглядит лидер бэнда, требующий от своих сайдменов, чтобы они веселились во время выступления… Это чисто американский подход — улыбайся, и тебе будет весело. Мы привыкли наоборот, но суть не в этом, а все-таки в самой музыке.
Как ни старался, я так и не ощутил в альбоме какую-то особую веселость. Все вещи, напротив, достаточно серьезны, сложны и даже глубокомысленны. Холланд использует сложные размеры типа 9/8 или 5/4, смело применяет в аранжировках параллельное развитие темы саксофоном и тромбоном, когда они играют как бы "со сдвигом" друг относительно друга и создают плывущие зыбкие образы, а в некоторых вещах даже явственно проступают восточные мотивы. И все же, несмотря на интеллектуальность и потрясающую импровизационную фантазию, на протяжении всего альбома слушателя не отпускает ощущение некоей искусственности, чрезмерной выстроенности. Конечно, это не более чем придирки: музыка такого уровня попадается не на каждом шагу, но все же... хотелось бы немного больше свободы и бесшабашности в исполнении.
Партнеры-духовики Холланда, Робин Юбэнкс и Крис Поттер, заслуживают отдельной рецензии: они хотя и не столь знамениты, как их лидер, но вполне соответствуют его уровню. Во всяком случае, вписались они в звучание ансамбля практически идеально, особенно тромбонист со своей сурдиной-плунжером в некоторых вещах.
Очередной альбом Дейва Холланда вполне достоин очередного выдвижения на "Грэмми" или на любую другую джазовую премию. Тем более достоин он занять место в коллекции любого современного джазфэна.
Один, видимо, из тех немногих альбомов развивающейся российской издательской фирмы (дай Бог ей здоровья и свинга!), который вышел благодаря лицензионному соглашению, поскольку ранее этот альбом уже выходил на Украине в кассетной, кажется, версии. ...
Даже если не знать, чем стал для Москвы I джаз-фестиваль в саду "Эрмитаж", этот диск и сам по себе любопытен: эдакий срез с нынешнего СНГ-ского джаза. Конечно, не полный, потому что здесь представлены музыканты опытные, с уже проверенным влиянием на ...
Этот проект был задуман и реализован женщиной, посвящен женщинам и покупать его рекомендуется только женщинам. Покупатели-мужчины допускаются только в том случае, если они собираются подарить CD "Heart Of A Woman" женщине. Так, по крайней мере, ...
Очень свежо и современно, доступно, вполне оригинально. Одновременно без всякой претензии на некое откровение и мессианство. В основном, мелодичные темы, похожие на стилизованные стандарты прошлых декад (настоящих стандартов здесь всего два). Вроде ...
Через два года после своего дебюта на фирме "Enja" (о том диске под названием "May I Feel" мы писали в №5/98) вокалистка Мелисса Уокер знакомит нас с изданной той же мюнхенской фирмой очередной своей работой под громким названием "Момент истины". ...
Вы хотели бы качественно поскучать? Кто-то скажет что-нибудь в таком духе: "Ха, вот интересно-то, поскучать... Да и эка невидаль!.." Но я не случайно сказал здесь "качественно". Это не та скука, когда вы не в состоянии ничего делать, у вас опущены ...
Внешне черно-белая группа, внутри — стопроцентный негритянский буги, поскольку здесь верховодит все-таки черный, да к тому же еще и родной племянник легендарного Дж. Б. Хатто — Эд Уильямс. Эд не скрывает, что дядюшка Дж. Б. научил его всему, что он ...
Честь и слава Александру Ростоцкому за идею проекта. Не появись этот диск, знакомство с замечательным талантом Владимира Данилина так и осталось бы уделом лишь тех, кто бывал на его концертах. Данилин потрясающе исполняет добротнейший джаз на крайне ...
Эта троица впервые собралась как отдельная группа, хотя они уже неоднократно играли вместе в разных командах и в разных сочетаниях. Очень трудно понять, кто же здесь лидер: формальный повод есть у Эрлича, поскольку его фамилия стоит на обложке ...
Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной ...
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения. Короче говоря, новый альбом ...
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...