55-летний норвежец Кетиль Бьорнстад – редкий гость в нашем «CD-Обзоре». Последний раз его альбом рецензировался журналом аж в 98-м! А жаль – это очень интересный и разносторонний человек: пианист, композитор и …писатель (автор романов о Григе, Мунке и ряда других книг). В музыке Кетиль начинал с академической стилистики и лишь затем перешел к музыке более свободных форм, импровизационной и близкой к современному джазу. Тогда, в 98-м, мы слушали альбом The Sea II, записанный на ECM его квартетом. За прошедшие годы Кетиль работал очень интенсивно, излюбленным форматом для него стало фортепьянное трио, но сейчас он словно возвращается в прошлое.
Devotions создавался опять вчетвером, с участием известного духовика Вольфганга Пушнига, изысканное звучание до боли напоминает классический саунд ECM, и даже обложка альбома, изданного находящимся в орбите Universal лейблом EmArcy, решена в манере, очень близкой фирменной стилистике мюнхенской фирмы.
Но вот фирменного «холода» в музыке Бьорнстада я не почувствовал. Его пьесы очень эмоциональны и образны, каждая – это словно яркое и запоминающееся полотно художника. Наверное, не случайно в программу этого альбома включена и сюита из трех пьес - White (The Innocence), Red (The Passion) и Black (The Sorrow), навеянная картиной Эдварда Мунка «Танец жизни». Партнеры Кетиля внесли достойный вклад в этот проект. Уже с первых звуков стартовой композиции The Window (Evening Version) отмечаешь, как тонко и очень уместно густые, низкие звуки контрабаса прекрасного мастера Арильда Андерсена поддерживают основную тему, исполняемую Бьорнстадом на фортепьяно. Безусловно, очень оживили и разнообразили звучание духовые Пушнига, особо я отметил бы в этом смысле флейту в I Will Go There.
Ну а глубина, философичность и, если хотите, ощущение очень мощного «бэкграунда», каковым для Кетиля является весь мощный фундамент общечеловеческой культуры, и, в первую очередь, культуры родной Норвегии, делают музыку этого мастера явлением незаурядным, и не только в масштабе определенной стилистической ниши, но и музыкального искусства в целом.
Уж не знаю, кто придумывает названия альбомов для Эйби Линкольн, она сама или ее постоянный продюсер Жан-Филипп Аллар, но они всегда точны, емки и лаконичны. Вот и в данном случае все предельно ясно: певица Эйби Линкольн поет песни собственного ...
В 2007 году Vienna Art Orchestra отмечает тридцатилетний юбилей. Дата красивая и к ней коллектив и его руководитель, композитор и дирижер Матиас Рюэгг, приурочили премьеру грандиозного проекта в трех частях, каждая из которых представляет собой ...
В заключительной части трилогии Матиас Рюэг организовал тринадцать воображаемых встреч героев первых двух частей, встреч Мысли и Чувства, встреч Нового Света со Старым. Принцип составления этих «пар» для меня остался загадкой, но в ...
Итак, второй альбом, вторая часть трилогии, сочиненной Матиасом Рюэгом и исполненной руководимым им Vienna Art Orchestra. Краткую историю проекта ищите в обзоре первой части, а здесь – сразу о представляемом диске. Вторая часть посвящена ...
Впервые «Jazz-Квадрат» представлял канадского гитариста Дуга Кокса его предыдущей работой, записанным в 2005 году совместно с Сэмом Харри альбомом Hungry Ghosts (см. №6/05). И тот его проект, и нынешний, формально говоря, выдержаны в ...
Прежде чем говорить об исполнителе, в данном случае просто необходимо сказать несколько слов о лейбле, на котором записан этот диск. Малийский музыкант Салиф Кейта организовал фирму Wanda Records еще в начале 90-х годов. Она испытывала большие ...
Сферой приоритетных интересов испанского лейбла Vampisoul является музыка не только отечественная, но и латиноамериканская. При этом здесь, не считаясь со временем, ведут кропотливые архивные поиски, благодаря которым широкому кругу слушателей ...
Одного взгляда на обложку альбома, где в традиционной шотландской шапочке красуется человек с явно негроидными чертами лица, достаточно, чтобы понять, что в «Последнем короле Шотландии» речь идет совсем не о Якове VI. И действительно ...
Если человек с такой биографией, как у Уотермелон Слима занимается музыкой, то его музыка – это, конечно же, блюз. Слим успел побывать водителем – дальнобойщиком, продавцом дров, работником лесопилки (где потерял часть пальцев), ...
Рука на струнах гитары, помещенная на обложку этого альбома, принадлежит Джо Беку, одному из ветеранов джазовой гитары, музыканту с почти пятидесятилетним стажем на профессиональной сцене. За свою долгую карьеру Бек переиграл с множеством джазовых ...
Джефф Болл – наверное, лучший в США мастер игры на национальной деревянной флейте американских индейцев. Вырос он в Мэриленде, в семье со смешанными, шотландско – ирландскими корнями, однако, как он сам утверждает, «по семейной ...
Внешне американец Шэд Уэзерсбай напоминает ученого – интеллигентное лицо, очки, белоснежная бородка клинышком. По возрасту он, похоже, принадлежит к тому же поколению, что и родоначальники авторской песни в Союзе, сплошь и рядом выходцы из ...