Средиземье или Нарния, созданные воображением Толкиена и Льюиса, отсутствуют на карте, однако придуманная жизнь в этих мирах волнует миллионы людей. И такое возможно не только в литературе. Немецкий музыкант Норберт Штайн, вдохновленный идеей ученого конца ХIХ века Фаустролля о пата-физике, строящейся на законах нереальной логики, уже двадцать лет играет свою собственную пата-музыку и издает ее на одноименном лейбле. Code Carnival – уже семнадцатый релиз его фирмы.
Пата-музыка может принимать самые разные обличья. Формат музыкальных составов Норберта варьируется от трио до биг-бэнда, выходили альбомы, навеянные путешествиями Штайна в Австралию, Африку, на Яву, где пата-музыка впитывала соответствующие этнические мотивы. В Code Carnival играет состав Pata Generators. Это октет, причем довольно оригинальный. Здесь есть мощная линия духовых, в которой весьма неожиданно выглядит флейта. Возглавляет эту секцию инструментов тенор-саксофон лидера. В ритм-группе нет фортепьяно, вместо него в состав введен вибрафон.
Разумеется, все пата-музыкальные композиции альбома написаны самим Норбертом Штайном. В переводе на язык более традиционных музыкальных терминов можно сказать, что музыка Штайна представляет собой весьма острый коктейль из свободной джазовой импровизации и академического авангарда. Оба эти направления имеют в Германии богатые традиции, и Норберт Штайн творчески их развивает. Кстати, в далеком 1981 году он принимал участие в записи одного из альбомов такого видного авангардного композитора, как Карл-Хайнц Штокгаузен.
В Code Carnival Штайн предлагает слушателю свободную игру с метром, ритмом, гармоническими структурами. Эта музыка может показаться алогичной, но только вне рамок пата-музыки. Алеаторика составляет ее существенную часть. Впрочем, в зыбком океане звуков подчас всплывают и довольно жесткие ритмические остовы, как, например, в титульной пьесе или в финальной Just Brave In A Brain. Названия некоторых пьес Штайна вдохновили бы художника-сюрреалиста: Frozen Kakadu – чем не сюжет для пата-живописи? Словом, если вы открыты для всего нового и нестандартного, скучать, слушая музыку Штайна вам не придется.
В этом голосе вы не узнаете певицу Нору Джонс. В этой музыке не узнаете блюзмена Питера Малика. Но это они! Сначала было Слово! В описываемом случае у истоков истории был побег прилежной молодой пианистки, ученицы Школы исполнительства и ...
Поклонники фри-джаза и авангарда несомненно постарались познакомиться с этим альбомом сразу после его выхода (3 мая 2005). Обзор адресован скорее любителям современных более "массовых" направлений джаза, ищущих что-то новое и интересное. ...
Я не стал перечислять все инструменты, на которых играет Никола Яритц: их полный список занимает на обложке альбома почти две строчки, набранные очень мелким шрифтом. Важно, что все они – это латиноамериканские перкуссионные инструменты. ...
You don’t know my name – так звучит название шестой композиции альбома. Действительно, кто такой этот Джо Джонсон? Что вы знаете о нем? Боюсь, что мало чего! Я не знал ничего, пока в руки не попал этот диск. Один Интернет портал назвал его софомором ...
Те десять музыкантов, что перечислены в технических данных альбома – это еще далеко не весь Chicago Afrobeat Project. Состав ансамбля столь же динамичен и текуч, как и музыка, которую он исполняет. В концертах этого коллектива участвует еще и ...
Один из лучших итальянских джазовых трубачей, уроженец Сардинии Паоло Фрезу – человек невероятно разносторонних вкусов. Он играет все, начиная от этноджаза и до современной академической музыки. Но в квинтете Paolo Fresu 5et он играет более ...
Виолончель – инструмент, характерный прежде всего для академической музыки, и любое ее использование в композициях иных жанров сразу же придает пьесе облик необычный и изысканный. Это хорошо понимает виолончелист симфонического оркестра из ...
Как следует из названия, этот очередной проект клавишника Владимира Иванова и гитариста группы "Моральный Кодекс" Николая Девлет-Кильдеева вдохновлен большой любовью русского человека к творчеству Чарли Паркера, великого черного саксофониста. Что же ...
Композиции в двух последних авторских альбомах Сергея Проня обладают таким мощным динамическим диапазоном и великолепным владением трубой солиста, что позволяют уже сразу по выходу отнести их к джазовой классике великих трубачей Мира и России как по ...
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...