Rabih Abou-Khalil - Journey To The Centre Of An Egg
19.03.2005
Ab ovo! Это латинская поговорка сразу приходит на ум, когда берешь в руки этот новый альбом Enja Records. На этот раз яйцо поспособствовало творческой встрече интереснейших и очень разных музыкантов. Раби Абу-Халил (р. 1957) родился в Ливане, но с 1978 года живет в Европе, и за это время стал признанным мэтром арабского этно-джаза и виртуозным исполнителем на арабской лютне уд. Для Раби это уже тринадцатый диск на лейбле Enja. Его основной партнер по этому альбому Йоахим Кюн – один из крупнейших мастеров европейского джаза, немецкий пианист (а на этом диске еще и саксофонист!), чье имя можно найти на обложках более, чем двух сотен альбомов. Третий участник проекта, Джеррод Кэгвин, постоянный партнер Абу-Халила, здесь выступает скорее как связующее звено между двумя творческими вселенными, двумя способами музыкального мышления, между Западом и Востоком, встретившимися в этом проекте.
Все композиции альбома Абу-Халил и Кюн сочинили совместно. Программа диска выстроена очень интересно. Начинается она со сравнительно небольших по объему пьес, где партнеры как бы присматриваются друг к другу. Апогей наступает к середине диска, в двух самых больших композициях, одиннадцатиминутной I’m Better Off Without You и тринадцатиминутной Natwashe And Katwashe, где и виртуозность исполнителей, и композиционная оригинальность раскрываются особенно ярко. Абу-Халил полностью разочарует тех, кто свои представления о восточной музыке черпает из шлягеров, звучащих на турецких и египетских курортах. Его уд звучит строго, философично, временами напоминая индийский ситар. Кюн поддерживает этот серьезный настрой и скрытое напряжение, таящееся в музыке то сдержанной мощью своих фортепьянных арпеджио, то откровенно фри-джазовыми саксофонными соло. Голоса инструментов, поддерживаемые постоянно меняющейся, текучей ритмикой, то сливаются воедино, то ведут свой неторопливый и тонкий диалог. К концу альбома размер пьес (но не интеллектуальное богатство заключенной в них музыки!) вновь уменьшается. Раби и Йоахим словно щадят слушателя, у которого может закружиться голова от замысловатого, словно восточные кружева, переплетения звуков. Но когда тает в тишине последний звук, хочется сразу же поставить эту чародейную музыку снова и снова.
P.S. Дизайн белоснежной обложки, где золотом горят имена музыкантов и название альбома, выполнен Раби Абу-Халилом.
Эрик ван Аро щедро одарен самыми разнообразными талантами: он активно работал в сфере театрального искусства, занимался продюсерской деятельностью, знаком с работой в масс-медиа. Но прежде всего Эрик – певец. И еще бы ему не петь! Ван Аро хоть ...
В свои по меркам джаза ещё юношеские 32 Джон Эллис добился немалого. Самым примечательным был 2002 год, когда Джон стал вторым в престижном конкурсе Thelonious Monk International Saxophone Competition и затем присоединился к Charlie Hunter’s trio. ...
Пятый по счету альбом новозеландской группы Twinset стал вторым, с которым получили возможность познакомиться читатели «Jazz – Квадрата» (рецензию на их предыдущую работу Mystical Soul см. № 2/05). На сей раз, братья Ибсли и Пол ...
Честно признаемся, Кориэлл преподнёс сюрприз. Нет, в том, что Лэрри может играть любую музыку и делать из неё джаз, сомнений никогда не было. Но последние релизы как-то не предполагали такого развития событий. Преобладали полуакустические и совсем ...
Испанский ансамбль Marlango возник в 1998 году, когда актриса и певица госпел Леонор Уотлинг и пианист, композитор и дирижер с академическим образованием Алехандро Пелайо обнаружили, что им интересно вместе сочинять и исполнять песни, а с ...
Для того чтобы открыть для себя творчество Фароа Сандерса, великого тенор-саксофониста и мистика free-джаза, этот диск 1973 года, несомненно, подходит больше всего. «Elevation», как, впрочем, и все записи Сандерса для Impulse, представляют собой ...
Кажется, постепенно мы подобрались к такому этапу развития музыки, когда почти всё можно называть ёмким словом "фьюжн". Вот и данный альбом в разных источниках относят преимущественно к этому жанру, что явно требует дополнительного разъяснения. Это ...
На обложке своего нового альбома Теренс Бланчард выглядит персонажем какого-то фантастического фильма, этаким бравым пилотом, ведущим свой звездолет сквозь космическую тьму. В определенном смысле такое сравнение не лишено оснований. И действительно, ...
Есть музыка, которую хочется сравнить с резким, размашистым рисунком, выполненным плакатным пером. Есть другая, напоминающая гладкое, с тщательно прописанными деталями, полотно в духе классицизма. Есть музыка, похожая на картину сюрреалиста. Музыка ...
О стилистике дебютного диска польского музыканта и композитора Марцина Новаковского недвусмысленно говорят как название альбома, так и название выпустившего его лейбла. Хотя Smooth Night и первый альбом в дискографии Марцина, но сам он далеко не ...
Перед нами диск с музыкой, которая в настоящее время может считаться экзотикой: классическая джазовая гитара в сопровождении биг-бэнда, состав которого весьма внушительный: 13 духовиков, контрабас и ударник (с солистом и аранжировщиком Бертом ...
Масштабность этого проекта трудно переоценить. «Джазовая фабрика» действовала в Вене целых 25 дней: с 21 марта по 17 апреля. Место действия – столичный WUK Museum. Я бы назвал это действо парадом австрийского джаза. Организаторами ...