Rabih Abou-Khalil - Journey To The Centre Of An Egg
19.03.2005
Ab ovo! Это латинская поговорка сразу приходит на ум, когда берешь в руки этот новый альбом Enja Records. На этот раз яйцо поспособствовало творческой встрече интереснейших и очень разных музыкантов. Раби Абу-Халил (р. 1957) родился в Ливане, но с 1978 года живет в Европе, и за это время стал признанным мэтром арабского этно-джаза и виртуозным исполнителем на арабской лютне уд. Для Раби это уже тринадцатый диск на лейбле Enja. Его основной партнер по этому альбому Йоахим Кюн – один из крупнейших мастеров европейского джаза, немецкий пианист (а на этом диске еще и саксофонист!), чье имя можно найти на обложках более, чем двух сотен альбомов. Третий участник проекта, Джеррод Кэгвин, постоянный партнер Абу-Халила, здесь выступает скорее как связующее звено между двумя творческими вселенными, двумя способами музыкального мышления, между Западом и Востоком, встретившимися в этом проекте.
Все композиции альбома Абу-Халил и Кюн сочинили совместно. Программа диска выстроена очень интересно. Начинается она со сравнительно небольших по объему пьес, где партнеры как бы присматриваются друг к другу. Апогей наступает к середине диска, в двух самых больших композициях, одиннадцатиминутной I’m Better Off Without You и тринадцатиминутной Natwashe And Katwashe, где и виртуозность исполнителей, и композиционная оригинальность раскрываются особенно ярко. Абу-Халил полностью разочарует тех, кто свои представления о восточной музыке черпает из шлягеров, звучащих на турецких и египетских курортах. Его уд звучит строго, философично, временами напоминая индийский ситар. Кюн поддерживает этот серьезный настрой и скрытое напряжение, таящееся в музыке то сдержанной мощью своих фортепьянных арпеджио, то откровенно фри-джазовыми саксофонными соло. Голоса инструментов, поддерживаемые постоянно меняющейся, текучей ритмикой, то сливаются воедино, то ведут свой неторопливый и тонкий диалог. К концу альбома размер пьес (но не интеллектуальное богатство заключенной в них музыки!) вновь уменьшается. Раби и Йоахим словно щадят слушателя, у которого может закружиться голова от замысловатого, словно восточные кружева, переплетения звуков. Но когда тает в тишине последний звук, хочется сразу же поставить эту чародейную музыку снова и снова.
P.S. Дизайн белоснежной обложки, где золотом горят имена музыкантов и название альбома, выполнен Раби Абу-Халилом.
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...
Eveneven – название проекта норвежского тромбониста, известного под именем Even Kruse Skatrud. Прежде его можно было заметить в различных джазовых составах и больших оркестрах, однако в этом году он появляется на сцене со своим собственным сольным ...
Очень симпатичная вариация на тему «не стареют душой ветераны». Корки Сигел и Джим Шуолл начинали в Чикаго еще в одно время с Полом Баттерфилдом и Майком Блумфилдом, то есть принадлежали к первому поколению белых музыкантов, начавших в ...
Переиздание альбома 1983 года, относящегося к периоду наибольшей творческой свободы Эбби Линкольн. 80-е прошли у великой джаз-дивы под знаком сознательного сотрудничества с маленькими лэйблами, вроде Enja или Inner City – это давало ей замечательную ...
Большая, даже по джазовым меркам, продолжительность композиций на этом релизе объясняется не какой-то особенной импровизационной идеей, которая овладела музыкантами, терзая и мучая их все отведенное на это время – нет. Все 20 или 30 минут каждой ...
Наверное, Джим Пейни не самый известный среди широкой джазовой общественности барабанщик, хотя начинал он ещё в далёкие 50-е. Но авторитет его среди профессионалов очень высок. Джим зарекомендовал себя на фанковой, соул и джазовой сцене не только ...
Этот московский коллектив явно обладает своеобразным, узнаваемым звучанием: достаточно изучить инструментарий. Можно было бы даже предположить, что по музыке — это нечто вроде камерно замкнутого музицирования, реминисценций на темы, доставшиеся нам ...
Понятие провинциальности в искусстве живо и сегодня, в эпоху всемирной сети и всевластия масс-медиа. Но вот с географией оно не связано никак. Вполне заурядные, эпигонские по своему духу проекты в большом количестве производятся в самых крупных ...
Дебютный альбом Шона Максвелла Originаls писался около двух лет. Это качественное, завораживающее творение, в котором автор выступил как профессиональный джазовый исполнитель, композитор и аранжировщик. Шон Максвелл начал свою карьеру кларнетиста в ...
Название этого диска говорит само за себя. "Slovak jazz" – это подарок от восьми лучших словацких джазовых исполнителей, получив и прослушав который становится ясно, что в этой стране джаз тоже играют профессионально, качественно и с сильным ...