Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием джаза и высоким исполнительским уровнем. Такие, как Важди Шериф.
Этот молодой музыкант начал профессионально играть джаз только в 1998 году, хотя к тому времени был уже опытным пианистом. Шериф сотрудничал с целым рядом отечественных и зарубежных джазменов, преимущественно у себя на родине и во Франции, бывшей колониальной метрополии, с которой у Туниса и сегодня сохраняются тесные культурные связи. Во Франции в 2003 году был издан первый альбом Важди Шерифа Phrygian Istikhbar, здесь же, в Париже, записывался летом 2005 года его новый диск Jasmine. Это чисто авторский альбом, в котором Шериф является лидером квинтета, исполняющего его музыку.
Поклонникам этно-джаза и world music знакомы примеры соединения арабского мелоса с джазом, достаточно вспомнить хотя бы знаменитого ливанца Раби Абу-Халила. Однако, оригинальность проекта Важди Шерифа становится очевидной при первом же прослушивании. Прежде всего, акцент в его работе сделан именно на джаз – это добротный мэйнстрим, где исполнители во главе с Шерифом демонстрируют прекрасное знание пост-боповых идиом, безукоризненное взаимопонимание и эффектные соло.
Этнический момент в пьесах Шерифа, разумеется, присутствует, но только в виде коротких, в несколько фраз, очень выразительных вставок, органично вплетенных в общую ткань композиции. Основную роль в этом играют сам Важди и исполнитель на национальном арабском инструменте уд Хамди Маклуф. Исполнительскую манеру Шерифа отличает тонкий лиризм, философичность, в чем, на мой взгляд, есть несомненное влияние Билл Эванса и пианистов его школы.
Возможно, секрет именно такого варианта сплава арабской музыки с джазом связан с тем, что сам Важди играет на европейском инструменте – фортепьяно. И в этой связи мне кажется очень удачной обложка этого примечательного альбома, где изящно стилизованное изображение пианиста за роялем не случайно напоминает затейливую вязь арабских букв. Запад и Восток в музыке Шерифа переплетены столь же тесно и неразрывно.
Помимо таких традиционных центров джаза, как Нью-Йорк и Калифорния, в разных уголках Америки есть немало замечательных мастеров этой музыки. На северо-западе тихоокеанского побережья Штатов джазовое сообщество уже несколько десятилетий выглядит ...
Даже не глядя на обложку альбома, уже минуты через две звучания диска вы безошибочно определите цвет кожи исполнителей. Музыка альбома Break Out настолько характерна по звучанию, в котором преобладают мотивы соул, фанка и ритм-энд-блюза, что ...
Не секрет, что джазовые музыканты часто и охотно используют известные произведения поп- и рок-исполнителей как основу для своих импровизаций. Особо знаменитые даже удостаиваются трибьют -альбомов. В последнем случае правда зачастую подобный опус ...
Ножки – это непременный атрибут обложек альбомов серии Departure Lounge, издаваемой среди прочих серий австралийским лейблом Petrol Records. В отличие от серии The Beach, в которой вышел пока только один альбом, в этой серии уже было несколько ...
Эрик ван Аро щедро одарен самыми разнообразными талантами: он активно работал в сфере театрального искусства, занимался продюсерской деятельностью, знаком с работой в масс-медиа. Но прежде всего Эрик – певец. И еще бы ему не петь! Ван Аро хоть ...
В свои по меркам джаза ещё юношеские 32 Джон Эллис добился немалого. Самым примечательным был 2002 год, когда Джон стал вторым в престижном конкурсе Thelonious Monk International Saxophone Competition и затем присоединился к Charlie Hunter’s trio. ...
Пятый по счету альбом новозеландской группы Twinset стал вторым, с которым получили возможность познакомиться читатели «Jazz – Квадрата» (рецензию на их предыдущую работу Mystical Soul см. № 2/05). На сей раз, братья Ибсли и Пол ...
Честно признаемся, Кориэлл преподнёс сюрприз. Нет, в том, что Лэрри может играть любую музыку и делать из неё джаз, сомнений никогда не было. Но последние релизы как-то не предполагали такого развития событий. Преобладали полуакустические и совсем ...
Испанский ансамбль Marlango возник в 1998 году, когда актриса и певица госпел Леонор Уотлинг и пианист, композитор и дирижер с академическим образованием Алехандро Пелайо обнаружили, что им интересно вместе сочинять и исполнять песни, а с ...
Для того чтобы открыть для себя творчество Фароа Сандерса, великого тенор-саксофониста и мистика free-джаза, этот диск 1973 года, несомненно, подходит больше всего. «Elevation», как, впрочем, и все записи Сандерса для Impulse, представляют собой ...
Кажется, постепенно мы подобрались к такому этапу развития музыки, когда почти всё можно называть ёмким словом "фьюжн". Вот и данный альбом в разных источниках относят преимущественно к этому жанру, что явно требует дополнительного разъяснения. Это ...
На обложке своего нового альбома Теренс Бланчард выглядит персонажем какого-то фантастического фильма, этаким бравым пилотом, ведущим свой звездолет сквозь космическую тьму. В определенном смысле такое сравнение не лишено оснований. И действительно, ...