Выражаясь языком кинокритиков, Pago Libre – это арт-хаус джаза. Но и арт-хаус бывает разным. Иногда за сложностью языка не стоит ничего, кроме скуки, зауми и отсутствия каких-либо креативных идей. Но бывает иначе. И тогда пресловутая сложность – это настоящий творческий поиск, тогда идеи бьют через край, тогда мастерство и вдохновение видно в каждом кадре, то есть, простите, звуке – ведь это я уже о Pago Libre, о Stepping Out, о шестом альбоме одного из лучших европейских коллективов, играющих импровизационную музыку, тесно связанную с современным академическим авангардом. Кстати, ветеран коллектива, живущий в Швейцарии ирландец Джон Вулф Бреннан, называет музыку Pago Libre компровизационной, подчеркивая этим неологизмом соотношение заранее сочиненного и импровизированного в работах квартета. Что ж, Бреннану виднее, он ведь единственный, кто остался в ансамбле из первоначального состава, так что в названии Pa-go Li-bre, построенном из частей фамилий его создателей, «действующей» является лишь частица «bre».
Впрочем, преемственность в Pago Libre сохранена – и в плане интернациональности коллектива, в который кроме Бреннана входят два австрийца и живущий в Германии россиянин, и в любви участников к тонкому и специфичному музыкальному юмору, и в полном творческом равноправии всех участников квартета. Тем не менее, не из-за давней приязни к творчеству Аркадия Шилклопера, но объективно, его пьеса Intrada показалась мне занимающей центральное место в альбоме – не только по объему (14 с половиной минут), но и по насыщенности выше упомянутыми особенностями музыки Pago Libre. Из еще двух пьес Аркадия особенно запомнилась лиричная Please Don’t Leave Me Now с удивительно нежным звучанием столь громоздкого внешне инструмента, как альпийский рог. Кстати, Аркадий помимо него и «родной» валторны, много играет в этом проекте и на флюгельгорне.
Запомнились и разудалая полька Брайншмида Rasende Gnome, которую хоть сейчас вставляй в какие-нибудь анимационные приключения двоечника в стране невыученных уроков, и уже действительно музыка к кино, к одному из фильмов Хичкока, причем сразу в двух версиях, и звуковое пиршество в пьесе Бреннана IntermeZZo – словом, ценителю умной музыки Stepping Out гарантирует массу интересного. Думаю, таких ценителей в кругу тех, кто читает наш журнал, окажется немало.
В этом голосе вы не узнаете певицу Нору Джонс. В этой музыке не узнаете блюзмена Питера Малика. Но это они! Сначала было Слово! В описываемом случае у истоков истории был побег прилежной молодой пианистки, ученицы Школы исполнительства и ...
Поклонники фри-джаза и авангарда несомненно постарались познакомиться с этим альбомом сразу после его выхода (3 мая 2005). Обзор адресован скорее любителям современных более "массовых" направлений джаза, ищущих что-то новое и интересное. ...
Я не стал перечислять все инструменты, на которых играет Никола Яритц: их полный список занимает на обложке альбома почти две строчки, набранные очень мелким шрифтом. Важно, что все они – это латиноамериканские перкуссионные инструменты. ...
You don’t know my name – так звучит название шестой композиции альбома. Действительно, кто такой этот Джо Джонсон? Что вы знаете о нем? Боюсь, что мало чего! Я не знал ничего, пока в руки не попал этот диск. Один Интернет портал назвал его софомором ...
Те десять музыкантов, что перечислены в технических данных альбома – это еще далеко не весь Chicago Afrobeat Project. Состав ансамбля столь же динамичен и текуч, как и музыка, которую он исполняет. В концертах этого коллектива участвует еще и ...
Один из лучших итальянских джазовых трубачей, уроженец Сардинии Паоло Фрезу – человек невероятно разносторонних вкусов. Он играет все, начиная от этноджаза и до современной академической музыки. Но в квинтете Paolo Fresu 5et он играет более ...
Виолончель – инструмент, характерный прежде всего для академической музыки, и любое ее использование в композициях иных жанров сразу же придает пьесе облик необычный и изысканный. Это хорошо понимает виолончелист симфонического оркестра из ...
Как следует из названия, этот очередной проект клавишника Владимира Иванова и гитариста группы "Моральный Кодекс" Николая Девлет-Кильдеева вдохновлен большой любовью русского человека к творчеству Чарли Паркера, великого черного саксофониста. Что же ...
Композиции в двух последних авторских альбомах Сергея Проня обладают таким мощным динамическим диапазоном и великолепным владением трубой солиста, что позволяют уже сразу по выходу отнести их к джазовой классике великих трубачей Мира и России как по ...
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...
Пятый по счету альбом норвежской группы Dadafon вызвал у меня массу положительных эмоций. Правда, с джазом они не имели почти ничего общего, а носили, скорее, ностальгический характер. Я услышал настоящую рок-музыку, добротную, берущую за душу, ...