Поклонники фри-джаза и авангарда несомненно постарались познакомиться с этим альбомом сразу после его выхода (3 мая 2005). Обзор адресован скорее любителям современных более "массовых" направлений джаза, ищущих что-то новое и интересное.
Известнейший представитель downtown scene Марк Рибо - давний фанат саксофониста Элберта Эйлера (Albert Ayler), одного из основоположников современного джаза. На своих предыдущих альбомах он уже играл некоторые произведения Эйлера. Но целью Рибо было усвоение и воссоздание метода группового музицирования великого инноватора. Сам Рибо описывает исполнение такой музыки как "ритуальный процесс творческого единения в импровизации, эксперименте и неукротимости". Мечта обрела черты реальности, когда в 2003 году на джазовую сцену спустя более 30 лет вернулся знаменитый басист Генри Гримс, игравший с Эйлером в середине 60-х. С присоединением двух молодых музыкантов трубача Роя Кэмпбелла и барабанщика Чеда Тэйлора группа "Духовное единство" состоялась.
Альбом был записан за два дня в студии, только заключительный трек Bells исполнен "вживую" на концерте накануне сессии. Первая вещь Invocation, написанная самим Рибо, как бы вводит в мир музыки Эйлера, автора всех остальных композиций. Описать словами такую музыку вряд ли возможно, хотя встречались энтузиасты, раскладывавшие фри-джаз буквально по секундам в стиле "здесь гитара поскреблась, а здесь вдруг все умолкли". Скажу только, что как структурно, так и по саунду многое построено на контрастах тихого и громкого, медленного и быстрого, мелодичного и диссонансного, простого и сложного, упорядоченного и стихийного, переходах в диапазоне от тревожно-трагического до шутливо-пародийного.
Для многосторонне талантливого трубача Кэмпбелла несомненно одним из главных вдохновителей стал Майлз Дэвис. Вместе с гитаристом он солирует чаще других. Игра самого Рибо очень разнообразна: от тихого наигрывания незамысловатых мелодий на одной струне до индустриального скрежета. Контрабасист в наибольшей степени является связующим элементом всего действа, особенно впечатляет его игра смычком. Ударник действует мощно и ярко, блестяще справляясь с довольно сложной задачей двигать эту непростую и порой неуправляемую музыку вперёд. Всё это шаманство не может не увлекать и завораживать. Альбом определённо тянет переслушивать, пусть и не каждый день.
Pi Recordings 2005
5 tks
album credits:
Marc Ribot - Guitar
Roy Campbell - Trumpet & Pocket Trumpet
Henry Grimes - Bass
Chad Taylor - Drums
Выражаясь языком кинокритиков, Pago Libre – это арт-хаус джаза. Но и арт-хаус бывает разным. Иногда за сложностью языка не стоит ничего, кроме скуки, зауми и отсутствия каких-либо креативных идей. Но бывает иначе. И тогда пресловутая сложность ...
Родни Джонс (родился в 1956) из того поколения, что продолжило славные традиции корифеев классической джазовой гитары Уэса Монтгомери, Гранта Грина, Кенни Баррелла... Начав с соул -джаза и модного тогда фанка, Родни полнее всего смог проявить свой ...
В этом голосе вы не узнаете певицу Нору Джонс. В этой музыке не узнаете блюзмена Питера Малика. Но это они! Сначала было Слово! В описываемом случае у истоков истории был побег прилежной молодой пианистки, ученицы Школы исполнительства и ...
Я не стал перечислять все инструменты, на которых играет Никола Яритц: их полный список занимает на обложке альбома почти две строчки, набранные очень мелким шрифтом. Важно, что все они – это латиноамериканские перкуссионные инструменты. ...
You don’t know my name – так звучит название шестой композиции альбома. Действительно, кто такой этот Джо Джонсон? Что вы знаете о нем? Боюсь, что мало чего! Я не знал ничего, пока в руки не попал этот диск. Один Интернет портал назвал его софомором ...
Те десять музыкантов, что перечислены в технических данных альбома – это еще далеко не весь Chicago Afrobeat Project. Состав ансамбля столь же динамичен и текуч, как и музыка, которую он исполняет. В концертах этого коллектива участвует еще и ...
Один из лучших итальянских джазовых трубачей, уроженец Сардинии Паоло Фрезу – человек невероятно разносторонних вкусов. Он играет все, начиная от этноджаза и до современной академической музыки. Но в квинтете Paolo Fresu 5et он играет более ...
Виолончель – инструмент, характерный прежде всего для академической музыки, и любое ее использование в композициях иных жанров сразу же придает пьесе облик необычный и изысканный. Это хорошо понимает виолончелист симфонического оркестра из ...
Как следует из названия, этот очередной проект клавишника Владимира Иванова и гитариста группы "Моральный Кодекс" Николая Девлет-Кильдеева вдохновлен большой любовью русского человека к творчеству Чарли Паркера, великого черного саксофониста. Что же ...
Композиции в двух последних авторских альбомах Сергея Проня обладают таким мощным динамическим диапазоном и великолепным владением трубой солиста, что позволяют уже сразу по выходу отнести их к джазовой классике великих трубачей Мира и России как по ...
Когда Диззи Гиллеспи в 1944 году сочинял свой знаменитый «экзотический» стандарт Night In Tunisia, он вряд ли подозревал, что спустя годы в том самом Тунисе появятся свои джазовые музыканты со своими интересными идеями, своим пониманием ...
Запись живого выступления Чета Бэйкера во главе небольшой группы (гитара, бас, труба) на 7-м джазовом фестивале в Мюнстере (Германия). Стереотип подчеркнуто строгого, почти аскетического формата «джаз-бэнда для звездного лидера» с самого начала ...