Lakshiminarayana Subramaniam - L. Subramaniam in Moscow
22.07.2000
И фирма "Мелодия", издавшая этот альбом в виниловом варианте в конце 80-х под названием "Время должно измениться", и "Богема", переиздавшая его нынче в виде CD в рамках своей новой серии "N... в Москве", решили, что полное имя Лакшминараяна Субраманиама отечественному любителю музыки не осилить и ограничились инициалом на обложке. А зря. Если уж привыкать жить не в резервации, а в большом и разнообразном мире, то надо осваивать и чужие имена, пусть и трудно запоминаемые.
Тем более речь в данном случае идет о видном индийском музыканте, представителе целой династии инструменталистов. Брат Субраманиама, Лакшминараяна Шанкар хорошо известен своим сотрудничеством с Маклафлином в рамках ансамбля "Shakti". Как и его брат, Субраманиам играет на скрипке, главном (и единственном смычковом) солирующем инструменте в южноиндийской системе традиционной музыки, так называемой карнатакской (по исторической области на юго-востоке Индостана). Скрипку в Индию привезли европейцы, однако она вписалась в карнатакскую музыкальную традицию, заняла в ней весьма заметное место, еще выпуклее отразив отличия в музыке севера и юга Индии, где традиционно большее ритмическое разнообразие в рамках общей для всего полуострова системы раг и тал.
Впрочем, хотя индийская музыка и звучит здесь в исполнении индийцев (которым ассистировали "Аллегро" Николая Левиновского и ансамбль ударных инструментов п/у Марка Пекарского), но звучание это далеко не аутентично. Ария индийского гостя специально адаптирована для непривычных к этой музыке европейских и американских ушей. Субраманиам и его коллеги играют в общем-то разновидность музыки фьюжн, весьма разнообразную по мелодике и динамике, богато орнаментированную экзотическими тембровыми красками, очень интересную и легко воспринимаемую, но... это не индийская музыка. Подчеркиваю это обстоятельство отнюдь не в укор музыкантам, чье исполнительское мастерство, в особенности скрипичная техника Субраманиама, заслуживают самых добрых слов, а скорее для того, чтобы наши читатели могли лучше ориентироваться в постоянно растущем потоке музыкальных новинок. Отдельное спасибо здесь и "Богеме", включающей в этот поток и интересные позиции из каталогов нашей когда-то единственной всесоюзной фирмы грамзаписи.
Очень своевременно вышедший сборный альбом безвременно ушедшего из жизни саксофониста, мастера как популярного smooth-джаза, так и серьезного импровизационного постбопа. На этом диске он предстает перед нами во всех своих ипостасях и, пожалуй, ...
В год Эллингтона мы много писали о том, как отмечали это событие в Америке и России, а сейчас предлагаем вашему вниманию прекрасный образчик западноевропейской реакции на столетие великого джазмена. Он тем более интересен, что биг-бэнды редко гостят ...
Суперсмесь старорежимного прогрессив-рока с таким же старомодным симфо-джазом в этом случае не породила радикально нового направления. Вроде бы такого типа фьюжна хватало на стыке 70-х с 80-ми. Если бы меня решили разыграть и объявили бы, что это ...
Если коротко и одним предложением, то получается примерно так: электрический джаз, записанный польскими музыкантами в Америке при участии знаменитостей мирового уровня. Раньше было совсем коротко — "Breakwater". Но начну по порядку. Пластинка, ...
После этого диска я начал сомневаться в правоте Козьмы Пруткова, утверждавшего, что нельзя объять необъятное. В 14 композиций своего альбома певица, композитор и гитаристка Гайя Адегбалола ухитрилась вместить, кажется, все мыслимые оттенки блюза, а ...
Этот альбом принадлежит к числу тех, которые можно слушать бесконечно. Записан он был в июле прошлого года в Мюнхенской филармонии и представляет10 композиций, каждая из которых заслуживает отдельного разговора. В целомже - еще одно, без сомнения, ...
Не скрою, ознакомившись с биографией Рона Каплана, я приступал к прослушиванию второго в его карьере альбома с некоторым предубеждением. Ну разумеется, — думалось — владелец процветающего страхового агентства в свободное от основное ...
Уже далеко не в первый раз в мои руки попадает релиз, изданный лейблом "Instinct Records". Как вы уже наверное догадались, это очередной альбом из серии "This Is Acid Jazz". В принципе, данный диск практически ничем (кроме новых и интересных ...
"Ceredwen" — это дуэт, в составе которого Рене Грей (Rene Gray) и Эндрю Фрайер (Andrew Fryer). Название их проекта — имя кельтской принцессы, которая вдохновляла эти воинственные племена и была матерью Телесина (Taliesin), барда легендарного короля ...
Латиноамериканская музыка переживает очередной бум в Америке. Продюсеры разыскивают все новые и новые произведения бразильских, аргентинских, кубинских,пуэрториканских композиторов и издают эту музыку в исполнении известных коллективов. Джазовые ...
Совершенно особый деликатес приготовил поклонникам блюза чикагский "Alligator" своим очередным релизом. Если, конечно, можно посчитать деликатесом краюху простого ржаного хлеба из муки самого грубого помола после разнообразных свежайших сдобных ...
Этого британского трубача, конечно же, помнят все, кто в советские времена постоянно посещал концерты заезжих интернациональных джазовых звезд. А тогда, как и сейчас, таких здесь бывало немного. Во всяком случае, концерт Кенни Болла в сентябре 83-го ...