Lakshiminarayana Subramaniam - L. Subramaniam in Moscow
22.07.2000
И фирма "Мелодия", издавшая этот альбом в виниловом варианте в конце 80-х под названием "Время должно измениться", и "Богема", переиздавшая его нынче в виде CD в рамках своей новой серии "N... в Москве", решили, что полное имя Лакшминараяна Субраманиама отечественному любителю музыки не осилить и ограничились инициалом на обложке. А зря. Если уж привыкать жить не в резервации, а в большом и разнообразном мире, то надо осваивать и чужие имена, пусть и трудно запоминаемые.
Тем более речь в данном случае идет о видном индийском музыканте, представителе целой династии инструменталистов. Брат Субраманиама, Лакшминараяна Шанкар хорошо известен своим сотрудничеством с Маклафлином в рамках ансамбля "Shakti". Как и его брат, Субраманиам играет на скрипке, главном (и единственном смычковом) солирующем инструменте в южноиндийской системе традиционной музыки, так называемой карнатакской (по исторической области на юго-востоке Индостана). Скрипку в Индию привезли европейцы, однако она вписалась в карнатакскую музыкальную традицию, заняла в ней весьма заметное место, еще выпуклее отразив отличия в музыке севера и юга Индии, где традиционно большее ритмическое разнообразие в рамках общей для всего полуострова системы раг и тал.
Впрочем, хотя индийская музыка и звучит здесь в исполнении индийцев (которым ассистировали "Аллегро" Николая Левиновского и ансамбль ударных инструментов п/у Марка Пекарского), но звучание это далеко не аутентично. Ария индийского гостя специально адаптирована для непривычных к этой музыке европейских и американских ушей. Субраманиам и его коллеги играют в общем-то разновидность музыки фьюжн, весьма разнообразную по мелодике и динамике, богато орнаментированную экзотическими тембровыми красками, очень интересную и легко воспринимаемую, но... это не индийская музыка. Подчеркиваю это обстоятельство отнюдь не в укор музыкантам, чье исполнительское мастерство, в особенности скрипичная техника Субраманиама, заслуживают самых добрых слов, а скорее для того, чтобы наши читатели могли лучше ориентироваться в постоянно растущем потоке музыкальных новинок. Отдельное спасибо здесь и "Богеме", включающей в этот поток и интересные позиции из каталогов нашей когда-то единственной всесоюзной фирмы грамзаписи.
Если вы когда-либо аплодировали (мысленно или наяву) ансамблю ударных инструментов Марка Пекарского, то на вас должен произвести впечатление и этот диск. Здесь тоже царят ударные, направляемые творческой фантазией итальянского барабанщика и ...
Не в обиду фанам группы "Police" сказано, но, кажется, распавшись 13 лет назад, эта группа принесла наибольшую пользу музыкальному миру, возместив свое исчезновение абсолютно разными большими музыкантами, из которых гитарист Эдди Саммерс неожиданно ...
Гитарист Курт Розенвинкель — имя для меня совершенно новое. До прослушивания данного альбома мне было известно лишь, что диск со странным названием "Враги энергии" — второй в его дискографии и что ранее музыкант сотрудничал с Гэри ...
В альбоме представлено пять групп из числа многих, выступавших в питерскомJFC джаз-клубе. Своего рода музыкальный путеводитель. Вышел он сверхэклектичным,что и неудивительно: все же сборник, к тому же не тематический, а клубный...вот только боюсь, ...
Игорь Бриль. Легенда советского послевоенного джаза и так далее. Записи, составившие рецензируемый компакт, сделаны в течение 28-летнего периода. В эти очень разные годы Игорь Бриль записывался с Алексеем Кузнецовым и Алексеем Исплатовским, Татевик ...
Компания "Emanem" продолжает издавать "архивные"записи импровизационной музыки, выходившие ранее на виниле, либо вообщеоставшиеся только на мастер-лентах. Этот альбом принадлежит к числу последних.В 1985 году в городке Ватерлоо проходил фестиваль, ...
Кларнетист Кенни Даверн (р.1935г.) вступал на стезю профессионального музыканта в пятидесятые годы, когда в джазе бурно развивались новые стилистические направления. Но Кенни выбрал иную дорогу, его влекло к джазовой традиции,его сердце билось в ...
Ансамбль импровизационной музыки "Pago Libre" существует уже одиннадцать лет. За эти годы он хоть и остался квартетом, но из его первоначального состава "уцелела" только половина участников (Джон Вулф Бреннан и Даниэле Патуми). В сегодняшнем ...
Свой 56-й альбом Рэй Коннифф записал в Москве (см. статью автора "Эра свинга: прощальный аккорд", Джаз-квадрат, 1997, #2). Был холодный декабрь 1974 года. 58-летнему Коннифу, основательно подуставшему от бесчисленного тиражирования своих ...
День, когда я собрался послушать этот свежий альбом Расса Фримена и его группы Rippingtones, выдался очень жарким, и я невольно пожалел, что делаю это на стационарной аппаратуре, а не где-нибудь на пляже, под плеск волн и под горячими лучами летнего ...
56 минут "сочно артикулированного свинга" (Фред Старр) при правильном употреблении могут внести в вашу жизнь немало положительной энергии, заполнив ее на это время активными ритмами и синкопированным, но непрерывным движением. Один из ветеранов ...
Этот альбом - первый не только в истории "Apple Tea", но и вообще белорусского джаза CD. Увы, в Беларуси до сих пор нет не толькозаинтересованной изданием джаза фирмы, но и вообще ни одного печатающего CD агрегата. Но наш коллектив был замечен в ...