Lakshiminarayana Subramaniam - L. Subramaniam in Moscow
22.07.2000
И фирма "Мелодия", издавшая этот альбом в виниловом варианте в конце 80-х под названием "Время должно измениться", и "Богема", переиздавшая его нынче в виде CD в рамках своей новой серии "N... в Москве", решили, что полное имя Лакшминараяна Субраманиама отечественному любителю музыки не осилить и ограничились инициалом на обложке. А зря. Если уж привыкать жить не в резервации, а в большом и разнообразном мире, то надо осваивать и чужие имена, пусть и трудно запоминаемые.
Тем более речь в данном случае идет о видном индийском музыканте, представителе целой династии инструменталистов. Брат Субраманиама, Лакшминараяна Шанкар хорошо известен своим сотрудничеством с Маклафлином в рамках ансамбля "Shakti". Как и его брат, Субраманиам играет на скрипке, главном (и единственном смычковом) солирующем инструменте в южноиндийской системе традиционной музыки, так называемой карнатакской (по исторической области на юго-востоке Индостана). Скрипку в Индию привезли европейцы, однако она вписалась в карнатакскую музыкальную традицию, заняла в ней весьма заметное место, еще выпуклее отразив отличия в музыке севера и юга Индии, где традиционно большее ритмическое разнообразие в рамках общей для всего полуострова системы раг и тал.
Впрочем, хотя индийская музыка и звучит здесь в исполнении индийцев (которым ассистировали "Аллегро" Николая Левиновского и ансамбль ударных инструментов п/у Марка Пекарского), но звучание это далеко не аутентично. Ария индийского гостя специально адаптирована для непривычных к этой музыке европейских и американских ушей. Субраманиам и его коллеги играют в общем-то разновидность музыки фьюжн, весьма разнообразную по мелодике и динамике, богато орнаментированную экзотическими тембровыми красками, очень интересную и легко воспринимаемую, но... это не индийская музыка. Подчеркиваю это обстоятельство отнюдь не в укор музыкантам, чье исполнительское мастерство, в особенности скрипичная техника Субраманиама, заслуживают самых добрых слов, а скорее для того, чтобы наши читатели могли лучше ориентироваться в постоянно растущем потоке музыкальных новинок. Отдельное спасибо здесь и "Богеме", включающей в этот поток и интересные позиции из каталогов нашей когда-то единственной всесоюзной фирмы грамзаписи.
Тридцативосьмилетний Сеппо Кантонен считается одним из лучших джазовых пианистов Финляндии, он в равной степени много и ярко играет и сольно, и в биг-бэндах, и в малых составах. Кантонен получил классическое образование в музыкальной академии ...
Трое сверхмастеров блюзовой гитары и вокала в одном проекте. И все трое - ветераны становления современного блюза. Причем не в Чикаго, а в Золотом Треугольнике, что гораздо ближе к Дельте если не по звучанию, то в географическом смысле. Этот ...
Два тенор-саксофониста, которые раньше некоторое время, хоть и не очень продолжительное и не одновременно, играли и записывались в бэнде БенниГудмена, сделали совместный проект чисто свингового джаза для лейбла "Arbors Records". Кстати, Томми Ньюсом ...
В пространстве этого диска живут только два голоса: голос певца и голос его гитары. И музыка, которую они рождают, столь же традиционна для Америки,сколь традиционны имя и фамилия исполнителя - Джон Джексон. Давным-давно, еще до Гражданской войны в ...
Кажется, что "Гунеш" — это что-то очень старое, из "застойных" советских времен, но то, что звучит на очередном "богемовском" компакт-диске, могло быть записано и двадцать лет назад, и сейчас. Может быть, потому что это — синтез жестких стилевых ...
Популярнейший сейчас саксофонист Том Скотт никогда не искал новых форм, не экспериментировал и не оригинальничал. Именно поэтому он сейчас и популярнейший. Если вы слышите саксофон на старых записях Пола Маккартни, Ринго Старра,Кэрролл Кинг, Блонди, ...
Было время, когда Валентина Пономарева слыла первой леди советского джаза, когда она на равных участвовала в чекасинско-курехинских экспериментах. Потом ее поразительный вокал стал звучать в джазе все реже, казалось, певица целиком перешла на ...
Музыканты, принявшие участие в записи этой программы, принадлежат восновном к числу молодых исполнителей литовского джаза. Лидер коллектива Дайнюс Пулаускас активно заявил о себе в 1996 году, основа его проектавот уже несколько лет остается почти ...
Диск чрезвычайно любопытный, хотя и имеющий мало общего с джазом как таковым. Трио Гиоры Фейдмана предлагает вам еще один взгляд на явление, которое называется "клезмер ривайвл". Сам Гиора Фейдман (р.1936), уроженец Буэнос-Айреса, - блестящий ...
До чего же приятно осознавать, что где-то еще есть романтики, способные играть музыку, давно отправленную молодым современным поколением в архив! Ежегодно, в мае, в Сакраменто, столице американского штата Калифорния, проводится международный ...
Это двойной аудиодокумент совсем недавней истории блюза, запечатлевший гениального блюзмена Лютера Эллисона в нескольких последних его появлениях перед публикой. Последних, к сожалению, в его жизни в 1995 и 1997 годах на чикагской сцене. Невозможно ...
Разные диски и разными путями попадают в наш "CD-обзор". Большинствопо-хозяйски располагается в соответствующих "апартаментах"-разделах,по праву "прописываясь" на блюзовой, джазовой или ньюэйджевой"жилплощади". Но изредка попадаются и другие диски. ...