В самом начале 2016 года я с удовольствием слушал альбом американского скрипача Кертиса Стюарта Of Colors. И вот на дворе весна, и я вновь с не меньшим удовольствием слушаю Кертиса, но уже как участника квинтета его мамы Электры Куртис, тоже скрипачки и лидера группы Ensemble Elektra. У Электры Куртис прихотливая биография. Гречанка по происхождению, она еще ребенком попала вместе с семьей из Египта в Польшу. Детство Электры прошло в Варшаве, там сформировались основы ее музыкального вкуса, границы которого, надо сказать, просто необъятны. Она любит больших мастеров академической музыки ХХ века – Бартока, Лютославского, Кейджа, она росла на греческом и польском фольклоре, она с острым интересом впитывала в себя музыку Ближнего Востока и Тибета, джаз Монка и Колтрейна. А потом Электра уехала изучать академическую музыку в Академию им. Сибелиуса в Финляндию, там же она основала в 1983 году Ensemble Elektra, тогда в формате трио. Из Хельсинки Электра перебралась в Нью-Йорк, где и живет по сей день. Играет Электра Куртис практически все – от классики до хип-хопа, признаваясь, что ей просто неинтересно работать в какой-то узкой стилистике. В джазе она работала с такими людьми, как Джон Зорн или Лестер Боуи, с Симоном Шахином она играла арабскую музыку, с Качао Лопесом – кубинскую.
Но Ensemble Elektra – ее творческая вотчина, где она реализует свои творческие идеи в компании сына, кларнетиста Лефтериса Борниаса и ритм-группы Бредли Джонс – Реджи Николсон. Именно в таком составе был записан самый свежий альбом коллектива Bridges From the East. Широта вкусов Электры Куртис словно в зеркале отражена в этом альбоме. Сама она предпочитает называть свою музыку world-jazz-blues (как говорится, шире некуда, да еще и идеально совпадает с тематикой нашего сайта – ну как было не обратить внимание на эту работу!). Значительное место в альбоме занимает греческая линия. Три композиции составляют Rhapsody in Greek – триптих, где мотивы народных греческих танцев с их сложной, нестандартной метрикой и восточными влияниями оплодотворены истинно импровизационным подходом. Отдельную пьесу, East West, Электра посвятила музыке известных греческих композиторов Теодоракиса и Хаджидакиса. Не забыты и польские мотивы: Krakus и фантастической красоты Red Apple основаны на польских фольклорных традициях. Red Apple настолько пропитана истинно польским духом, что пьеса этой выросшей в Польше гречанки, на мой взгляд, не уступает ни в чем экскурсам в национальный фольклор Намысловского или Урбаняка. А есть еще и самые разные другие мотивы – арабские, цыганские, словно крохотные бриллиантики украшающие музыку Электры Кертис. Есть две очень личные композиции, посвященные памяти матери и любимой тети - August 7 и Bossa for Kitsa соответственно. Наконец, есть три скрипичных дуэта матери с сыном под названием Trebble (в трех частях), где они ведут виртуозный диалог, вспоминая самую разную любимую свою музыку.
Яркая образность, сложные гармонии и необычные размеры при прекрасной технике исполнения делают музыку Электры Куртис настоящим праздником как для искушенного ценителя, так и для рядового слушателя. Меня музыка Электры покорила – чего и вам желаю.
Раз за разом отец импрессионизма Клод Моне писал Руанский собор – утром и вечером, зимой и летом, в ярких лучах солнца и в клубах тумана, зачастую под одним и тем же ракурсом. В итоге родилась большая серия картин с одним и тем же ...
В 2014 году на сайте альбомом «Шпагат» впервые был представлен проект Виктора Семашко Fantastic Swimmers («Фантастычныя плыўцы»). В том обзоре упоминалось, что проект существует уже порядка десяти лет. И вот – ...
Уже обложка этого альбома многое может сказать о его содержании. В названии Hot Club of the Americas опытный глаз сразу отметит сходство с названием легендарного Hot Club of France, в квартете которого играли Джанго Рейнхардт и Стефано ...