Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная альтернатива пафосным официозным мероприятиям – как по составу выступающих, так и по составу публики. Таковым был и концерт, состоявшийся 1 сентября 2014 года, когда здесь выступала группа Masque Noir, к которой присоединился еще целый ряд гостей. Запись этого концерта превратилась в начале текущего года в сетевой альбом под названием Live in Graffiti Pub, выложенный бельгийским интернет-лейблом Tape – Safe.
Masque Noir – это проект саксофониста Фрида Самотного, существующий независимо и параллельно другой его группе, питерско-минскому ансамблю Dead Frank. Импровизация, музыкальное вероисповедание Фрида, лежит в основе творчества обоих коллективов, но саунд их разнится существенно. В Masque Noir много синтезаторных звучаний, много гитарного звука, богатая ритмика, и на этом фоне тенор-саксофон лидера не то чтобы отходит на второй план, но сознательно «ужимает» занимаемое им звуковое пространство авансцены, освобождая место для коллег. При этом энергетики и в Masque Noir море, особенно учитывая концертный характер записи. Это море энергетики даже выплеснулось из чисто звуковых берегов и захлестнуло названия исполнявшихся композиций. Не припомню дисков, где бы в названиях пьес было столько повелительных наклонений и фигурировало столько знаков препинания, особенно восклицательных. Судите сами, позитивна или негативна эта энергия, но как здорово: «Выворачивай карманы!» (vyvarocvaj kiseni!), «Можешь валить…» (mozas valic`...), «Вымой шею, придурок!» (vymyj syju, prydurak!), «Сиди!» (sydzi!). Впрочем, пьеса со «спокойным» названием «Реабилитация» (reabilitacyja) сыграна с таким «высокооктановым» драйвом, что, по мне, она стала одним из главных украшений альбома.
Кстати, исполнялась она во второй части концерта, когда в последних пяти композициях к Фриду и Masque Noir присоединились их коллеги по минскому андеграунду из групп ВОМ11 (в полном составе) и Aliosha Give me a chance (гитарист), что еще больше интенсифицировало звучание. О единой стилистике импровизаций на протяжении всей программы говорить трудно. Концерт начался со сверх-агрессивной «Ты соответствуешь?» (ty adpaviadajes?), но, пожалуй, в чисто «маскунуаровском» сете, кроме великолепной «Защемило дверями» (zascamila dzviaryma) превалировал дух фри-джаза. В остальной же части альбома с легкостью обнаруживаешь и нотки психоделии («Вымой шею, придурок!»), и медитационную «Пока еще!» (pakul`!), и электронную вакханалию «Сиди!» (sydzi!). В любом случае, ни одного «проходного» номера здесь не было, да, наверное, и по определению не могло быть в импровизационном режиме при сумасшедшей самоотдаче музыкантов. Ее наверняка чувствовали собравшиеся в тот вечер в «Граффити», и ее отзвуки бесстрастно зафиксировала запись, которую, право, стоит послушать всем тем, кто… (смотри начало этого текста).
Дебют на московском сетевом лейбле польского дуэта в сфере экспериментальной музыки. Понятие это очень условное, и чтобы сразу отсечь тех, кто случайно «набредет» на эту запись в Сети, скажу, что то, что делает дуэт из Познани Lata, ...
Джазовая вокалистка Лорин Уайт родилась в Далласе, Техас и училась искусству вокала в Университете Северного Техаса у Розанны Эккерт, того же педагога, что вырастила знаменитую Нору Джонс. Перебравшись в Калифорнию, Лорин довольно быстро завоевала ...
Как раз сегодня, в первый день наступившего 2016-го года, в день, когда я пишу эти строки, в официальную продажу поступает альбом квартета Ленни Сендерского и Тони Романо Intersection. Два года назад любители джаза уже имели возможность видеть эти ...
Символика обложки и названия нового альбома Лью Табакина предельно прозрачна. Пейзажи (landscapes) у нас обычно ассоциируются с живописью. И в альбоме мы найдем новые пейзажи, общим числом восемь, только не написанные кистью художника, а созданные ...
Ансамбль LIGRO и его альбом Dictionary 2 (2012г.) был для меня лично и для нашего сайта первым знакомством с джазом из Индонезии. И эта первая встреча оставила тогда очень сильное впечатление: никакой стереотипной восточной экзотики, мощное ...
Когда музыканты называют свой ансамбль Living Coltrane, а свой альбом - Writing 4 Trane, на первый взгляд нет нужды задумываться о том, в каком стиле они играют. Но только на первый взгляд. О каком Колтрейне идет речь? Есть хард-боповый Колтрейн, ...
Итальянский басист, композитор, аранжировщик и продюсер Лоренцо Фелициати должен быть неплохо знаком нашим читателям, и все встречи с ним связаны с релизами лондонского лейбла RareNoise Records. Фелициати записал здесь дуэт с Колином Эдвином ...
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...