Sam Newsome & Lucian Ban - The Romanian-American Jazz Suite
19.02.2008
Джаз сближает народы. Это не пропагандистский штамп, а реальность, которую подтверждает хотя бы история создания «Румынско-американской джазовой сюиты». У этого произведения два автора. Американец Сэм Ньюсам входит в топ-группу сопрано-саксофонистов мирового джаза, работал с Дональдом Бердом и Теренсом Бланчардом. Румынский пианист Лучиан Бан после обучения в Академии музыки в Бухаресте приехал в Нью-Йорк в 1999 году и постепенно завоевал известность в здешних джазовых кругах. В 2004 году Сэм и Лучиан начали совместную работу по сочинению музыки, в которой средствами джаза отражался бы румынский фольклор.
Первые части сюиты с большим успехом прозвучали в том же году на джазовых фестивалях в Бухаресте и Брашове. Свой окончательный вид сюита приобрела в 2007 году и была тогда же записана в Нью-Йорке совместно румынскими и американскими музыкантами (гитарист Романеску и басист Балог специально прилетели для этого в США). Альбом с записью сюиты выпущен норвежским лейблом JazzAway Records.
Четыре из девяти пьес сюиты принадлежат Сэму Ньюсаму, пять – Лучиану Бану. Но без обращения к выходным данным альбома вам наверняка не удастся определить авторство той или иной пьесы. В каждой из композиций джаз и фольклорная основа объединены глубокими внутренними связями, и сделано это столь же логично, сколь и красиво. Использование фольклорных мотивов в джазе сегодня популярно, как никогда, но слишком часто такие эксперименты грешат механистичностью и сводятся к оджазовке популярных тем. Авторам «Сюиты» счастливо удалось избежать такой опасности. Все пьесы альбома подчинены одной концепции и сюитная форма удачно это подчеркивает.
Самыми удачными фрагментами я бы назвал Carol, где рождественский традиционный мотив переплавлен в прелестную джазовую балладу, Danube Stroll, где блюзовая форма неожиданно вобрала в себя и восточные мотивы, скорее всего турецкого происхождения, бытующие на юге Румынии, а также Bucharest в двух частях, давший возможность всем музыкантам ансамбля проявить свое мастерство. Из исполнителей помимо обоих авторов можно отметить сочную игру баритон-саксофониста Алекса Хардинга.
Испанский лейбл Vampisoul расширяет сферу своих интересов. Как явствует из названия представляемого альбома, теперь в нее попала и Африка. В Мадриде осуществили два фундаментальных релиза: выпущен в формате 2CD и 3LP полный комплект записей 70-х ...
Первая встреча двух выдающихся гитаристов произошла в далёком 1974 году, когда уже очень занятой сессионный музыкант Ларри Карлтон не смог поехать в составе группы L. A. Express в концертное турне с Джони Митчелл. Ему на замену был приглашён ещё ...
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...
Первое знакомство наших читателей с музыкой американского гитариста и композитора Джона Стейна состоялось в № 6/06 «Jazz-квадрата». Но представляемый сегодня альбом Green Street и изданный в 2006 году Concerto International de Jazz, ...