Йоэль Гонсалес, Чрезвычайный и Полномочный Посол кубинской музыки в России, особенно хорошо знаком любителям джаза из Петербурга. В 1991 году выпускник художественной школы из Гаваны приехал в северную столицу России и быстро стал здесь активным участником местной джазовой жизни. Гонсалес известен сотрудничеством с целым рядом российских музыкантов, но особенно я отметил бы его творческое партнерство с известным пианистом Андреем Кондаковым. Он организовал в Петербурге и собственную группу, а также провел в городе целый ряд фестивалей латинского джаза. Помимо российских джазменов, Йоэль Гонсалес Портилья (так звучит его полное имя) работал и с целым рядом европейских и американских музыкантов высокого класса.
И вот Йоэль представляет вниманию публики свою новую работу. «Симфония ритма» составлена как бы из двух частей. Первая и основная, включающая одиннадцать композиций в формате DVD, называется The Future Cajon. Ее можно рассматривать двояко: если вы просто любитель афро-кубинского джаза, то для вас это любопытные видеозаписи большого мастера латинской перкуссии, но если вы еще и сами мечтаете овладеть таинствами этой музыки, изучить технику игры – то для вас это настоящая добротная видеошкола. А возвращаясь к названию этой части, надо отметить, что ее главным героем Гонсалес сделал далеко не самый известный кубинский перкуссионный инструмент – кахон. Его более именитые «родственники» тоже появляются на экране, но кахон – это герой главный. Как пишет сам Йоэль в liner notes альбома, именно кахон стал для него «…предельным выражением моего музыкального опыта».
Внешне этот инструмент напоминает открытый по одной грани ящик, вроде посылочного, в форме параллелепипеда. Музыкант в прямом смысле слова «седлает» инструмент, то есть садится на него, и дальше… дальше надо видеть. Гонсалес играет на кахоне и двумя руками, и двумя руками и пяткой одной ноги, и щеточкой в сочетании с рукой. В liner notes музыкант подчеркивает: «левая рука использует музыкальные техники, характерные для конги, в то время, как удары правой руки и пятки ноги создают звуки, характерные для ударной установки». Каждая из композиций демонстрирует возможности кахона по-своему, создавая вместе ту самую симфонию ритма, которая вынесена в название этого релиза. И для тех, кто не хочет расставаться с симфонией, Йоэль предлагает в качестве бонуса вторую часть проекта, аудио-программу Filosofias из пяти композиций, где афро-кубинская музыка тоже представлена во всем своем экзотическом блеске.
Но главное в проекте – это все же видеопрограмма. Снята она очень строго, даже аскетично. Камера практически неподвижна и внимательно следит за исполнителем, движением его рук и ног. В контексте проекта такой подход выглядит вполне оправданным. Текст – комментарий автора в видео варианте желающие могут прочесть по-испански, по-русски и по-английски. Последние два языка использованы и в оформлении обложки альбома, то же очень красочной, толковой по содержанию и оригинальной в некоторых деталях – например, Йоэль поместил сюда фотографию своего паспорта гражданина Республики Куба со всеми соответствующими данными, и разумеется, с фотографией гражданина. Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя, за которую явно ответственны редакторы. Увы, небрежность к английской грамматике я встречаю в российских релизах уже не первый раз. Слово «ритм» по-английски пишется так, как в данном тексте, а не так, как на обложке издания. Досадно! Правда, достоинств новой работы Йоэля Гонсалеса это ничуть не умаляет.
Уж не знаю, из каких соображений квинтет молодых московских музыкантов избрал для себя достаточно банальное название Sunlight, но если толчком для этого послужил одноименный альбом Херби Хэнкока конца 70-х годов, многое становится на свои места. ...
Блюз рождается в Чикаго, в Дельте, в Пидмонте, в Техасе, а живет он по всему миру, в том числе, разумеется, и в Нью-Йорке. Второй в карьере Дэйва Филдса альбом демонстрирует, что и в этом мегаполисе он чувствует себя совсем неплохо. Дэйв пока лишь ...
Ассоциации при первом взгляде на обложку этого альбома возникают чисто флибустьерские: пираты Карибского моря, «вьется по ветру Веселый Роджер, люди Флинта песенки поют»… Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что ...
Название альбома лаконично, но особых пояснений не требует – действительно, вас ждет встреча с музыкой знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццолы. Все композиции, звучащие здесь, - это его произведения. Сложнее с названием ...
Карла Томас была в середине 60-х годов одной из виднейших представительниц так называемого «Мемфис саунд», специфичного и очень популярного в тот период направления в афроамериканской музыке. Направление это, в свою очередь, неразрывно ...
Крупнейший новатор мирового джаза Телониус Монк долгие годы оставался в тени, его необычную музыку слушатели воспринимали плохо, а критики или не обращали на него внимания, или вяло поругивали. Надо отдать должное прозорливости шефов лейбла ...
Конечно же, коллекция переизданий Оррина Кипньюса не могла обойтись без Сонни Роллинса. Кипньюс так много и так долго работал с Сонни, что, как он сам признается в liner notes к альбому, «…мне кажется, что я знаю Сонни так же давно, как ...
Еще одна жемчужина из коллекции ветерана – продюсера Оррина Кипньюса. В оригинальном виниловом издании на Riverside альбом был выпущен в 1980 году, а записывался годом раньше знаменитым звукоинженером Руди Ван Гелдером. Для Кипньюса эта работа ...
Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews), один из самых успешных и знаменитых продюсеров в джазе составил свою собственную коллекцию переизданий, осуществленную «Конкордом» из каталогов лейбла Riverside. Перед вами один из экземпляров этой ...
В № 3/07 «Jazz-Квадрата», а еще ранее – в электронной версии журнала мне уже доводилось рецензировать Vol.1 альбома с тем же названием. Но мадридская фирма Vampisoul Records столь активными темпами продолжает свою работу по ...
Знаменитый трубач Кларк Терри пятьдесят лет назад, когда записывался этот диск, еще не был знаменитым. Но талантливым профессионалом с отличной репутацией он уже был. К 1957 году Терри уже записал несколько альбомов в качестве лидера, но продолжал ...
Кому-то манера пения Дайаны Кролл может нравиться, кому-то – нет, но никто не сможет отрицать, что она – одна из ярчайших звезд джазовой вокалистики конца прошлого и начала нынешнего века. Платиновая блондинка из Канады смогла стать ...