Йоэль Гонсалес, Чрезвычайный и Полномочный Посол кубинской музыки в России, особенно хорошо знаком любителям джаза из Петербурга. В 1991 году выпускник художественной школы из Гаваны приехал в северную столицу России и быстро стал здесь активным участником местной джазовой жизни. Гонсалес известен сотрудничеством с целым рядом российских музыкантов, но особенно я отметил бы его творческое партнерство с известным пианистом Андреем Кондаковым. Он организовал в Петербурге и собственную группу, а также провел в городе целый ряд фестивалей латинского джаза. Помимо российских джазменов, Йоэль Гонсалес Портилья (так звучит его полное имя) работал и с целым рядом европейских и американских музыкантов высокого класса.
И вот Йоэль представляет вниманию публики свою новую работу. «Симфония ритма» составлена как бы из двух частей. Первая и основная, включающая одиннадцать композиций в формате DVD, называется The Future Cajon. Ее можно рассматривать двояко: если вы просто любитель афро-кубинского джаза, то для вас это любопытные видеозаписи большого мастера латинской перкуссии, но если вы еще и сами мечтаете овладеть таинствами этой музыки, изучить технику игры – то для вас это настоящая добротная видеошкола. А возвращаясь к названию этой части, надо отметить, что ее главным героем Гонсалес сделал далеко не самый известный кубинский перкуссионный инструмент – кахон. Его более именитые «родственники» тоже появляются на экране, но кахон – это герой главный. Как пишет сам Йоэль в liner notes альбома, именно кахон стал для него «…предельным выражением моего музыкального опыта».
Внешне этот инструмент напоминает открытый по одной грани ящик, вроде посылочного, в форме параллелепипеда. Музыкант в прямом смысле слова «седлает» инструмент, то есть садится на него, и дальше… дальше надо видеть. Гонсалес играет на кахоне и двумя руками, и двумя руками и пяткой одной ноги, и щеточкой в сочетании с рукой. В liner notes музыкант подчеркивает: «левая рука использует музыкальные техники, характерные для конги, в то время, как удары правой руки и пятки ноги создают звуки, характерные для ударной установки». Каждая из композиций демонстрирует возможности кахона по-своему, создавая вместе ту самую симфонию ритма, которая вынесена в название этого релиза. И для тех, кто не хочет расставаться с симфонией, Йоэль предлагает в качестве бонуса вторую часть проекта, аудио-программу Filosofias из пяти композиций, где афро-кубинская музыка тоже представлена во всем своем экзотическом блеске.
Но главное в проекте – это все же видеопрограмма. Снята она очень строго, даже аскетично. Камера практически неподвижна и внимательно следит за исполнителем, движением его рук и ног. В контексте проекта такой подход выглядит вполне оправданным. Текст – комментарий автора в видео варианте желающие могут прочесть по-испански, по-русски и по-английски. Последние два языка использованы и в оформлении обложки альбома, то же очень красочной, толковой по содержанию и оригинальной в некоторых деталях – например, Йоэль поместил сюда фотографию своего паспорта гражданина Республики Куба со всеми соответствующими данными, и разумеется, с фотографией гражданина. Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя, за которую явно ответственны редакторы. Увы, небрежность к английской грамматике я встречаю в российских релизах уже не первый раз. Слово «ритм» по-английски пишется так, как в данном тексте, а не так, как на обложке издания. Досадно! Правда, достоинств новой работы Йоэля Гонсалеса это ничуть не умаляет.
Очередной альбом в очень симпатичной по своим целям малотиражной серии лейбла Marsalis Music посвящен новоорлеанскому кларнетисту Элвину Батисту. Во многих опросах критиков фигурирует номинация «музыкант, заслуживающий большего ...
Саксофонист Дэйв Коз может похвастаться платиновыми тиражами своих релизов, правда, и музыку он исполняет такую, которая позволяет на эти самые тиражи рассчитывать. Поклонники его таланта наверняка с удовольствием будут слушать этот, уже восьмой в ...
Люди, чьи имена и портреты украшают обложку этого альбома, далеко не одинаково известны в джазовом мире. Игорь Бутман – сегодня один из символов российского джаза, его хорошо знают и на родине джаза. Мария Тарасевич хоть и не дебютант, но пока ...
Не знаю, случайность это или осознанная издательская политика, но лейбл One Records достаточно регулярно знакомит нас с новыми именами в российском джазовом вокале, точнее в женской его составляющей. Только за последнее время в редакционную фонотеку ...
55-летний норвежец Кетиль Бьорнстад – редкий гость в нашем «CD-Обзоре». Последний раз его альбом рецензировался журналом аж в 98-м! А жаль – это очень интересный и разносторонний человек: пианист, композитор и ...
Уинтон Марсалис – не только один из виднейших джазовых музыкантов, но, одновременно, и влиятельнейший организатор джазовой жизни, тот человек, который для множества других, далеких от джазового мира людей, олицетворяет этот мир. В этой связи ...
Вдохновение бывшие супруги Уайт черпают у блюзовых классиков начала и середины прошлого столетия. Это и родоначальник блюза Роберт Джонсон, и главный сингер-сонграйтер всех времен Боб Дилан, и, конечно же, главный (как ни странно) идейный ...
Если вы любите блюз, то наверняка смотрели культовый блюзовый фильм Blues Brothers. А уж если так, то вам наверняка будет интересно познакомиться (или продолжить знакомство) с канадским блюзовым коллективом Downchild. А теперь приступим к ...
Альбом вышел в рамках специального проекта лейбла Marsalis Music, основанного Брэнфордом Марсалисом - Marsalis Music Honors Series. Как известно, все семейство Марсалисов – большие патриоты родного Нового Орлеана и активно поддерживают ...
Новейший альбом известного австрийского джазового музыканта и композитора Against The Wind имеет еще и подзаголовок: «Музыка Пирхнера и Пепля». Кристиан Мутшпиль посвятил эту работу творчеству двух своих бывших коллег, прекрасных ...
Этника нынче в моде. В любом направлении, от джаза и до самой вульгарной попсы, исполнители пытаются «освежить» свои композиции этническими мотивами. Другой вопрос, что результат от подлинного фольклора отличается столь же радикально, ...
Великий Гомер был аэдом. Так в Древней Греции называли певцов, исполнявших собственные произведения, аккомпанируя себе на каком-либо, чаще струнном музыкальном инструменте. Эта традиция устного народного творчества еще жива в современном африканском ...