С точки зрения школы игры на ударных во фри-джазе Санни Мюррей являет собой фигуру такого же масштаба, как Кенни Кларк и Макс Роуч – в би-бопе. В сентябре 2007 года этому большому мастеру исполняется 70 лет. Очень здорово, что ESP-Disk именно в этом году выпустил специальный альбом, посвященный Мюррею. В него вошли не только оцифрованные старые записи Мюррея, но и интервью с музыкантом, его взгляд на историю музыки, которую он любил больше всего. Четыре трека и почти половину альбома по времени звучания составляет его живая речь. Что же до музыки, то здесь воссозданы записи июля 1966 года.
К тому времени, после пяти лет работы с Сесилом Тейлором, трех лет с Элбертом Эйлером, после записей с Колтрейном, он впервые выступил в качестве лидера, объединив в своем квинтете французского трубача Жака Курселя, двух альт-саксофонистов и басиста. Вместе они записали четыре большие, развернутые композиции Мюррея и одну, не менее объемную – Курселя. Что сказать об этой музыке – фри-джаз во всем своем великолепии (или безобразии – оценка зависит от вкусов слушателя). Одно совершенно определенно – слушать ее нелегко, это работа, требующая немалых интеллектуальных усилий. Ударная установка Мюррея выступает в качестве полноправного солирующего инструмента наряду с духовыми. Стоны, визг, всхлипы трубы и саксофонов еще и акцентируются безжалостными барабанами Санни. Полная метрическая и гармоническая свобода здесь граничит с анархией.
Специально для этого издания Ханс Шрибер и Том Клатт написали новые "liner notes", где попытались проследить судьбу каждого из музыкантов. Мюррей последний раз записывался в 1987 году. Он не захотел или не смог следовать капризной музыкальной моде, остался верен своему радикальному варианту джаза, а за отсутствием востребованности ушел из музыки. Последние годы работал таксистом. Для Джека Грэма эта запись осталась единственной, авторы liner notes ничего не знают о его дальнейшей судьбе, равно как и о судьбе Курселя после 1969 года, и сами хотели бы знать об этом - никогда ранее мне не доводилось встречать такие обращения в комментариях к диску. Тем не менее, памятник своей эпохи возрожден – любители фри-джаза, музыковеды, историки музыки теперь могут услышать, как играл Санни Мюррей в 1966-м…
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...
Первое знакомство наших читателей с музыкой американского гитариста и композитора Джона Стейна состоялось в № 6/06 «Jazz-квадрата». Но представляемый сегодня альбом Green Street и изданный в 2006 году Concerto International de Jazz, ...
Карьера Дэниэла Мура, профессионального композитора, написавшего тысячи и тысячи песен для различных исполнителей, началась в 1972 году и продолжается по сей день. В числе музыкантов, исполнявших творения Мура, запросто можно обнаружить таких звезд, ...
Гимн Нью-Йорку в двенадцати частях – песнях, созданный калифорнийцем Роном Капланом, по-своему уникален. Рон хорошо известен в мире джазового вокала, как продолжатель и хранитель традиций Фрэнка Синатры, Мела Торма, Тони Беннетта. ...
«Inner Constellation» – одна большая пьеса, написанная Брюсом Айзенбейлом, видным авангардным гитаристом нью-йоркской джазовой сцены для своего секстета. Для удобства восприятия на диске она разделена на 27 частей, сопровождаемых названиями ...