С точки зрения школы игры на ударных во фри-джазе Санни Мюррей являет собой фигуру такого же масштаба, как Кенни Кларк и Макс Роуч – в би-бопе. В сентябре 2007 года этому большому мастеру исполняется 70 лет. Очень здорово, что ESP-Disk именно в этом году выпустил специальный альбом, посвященный Мюррею. В него вошли не только оцифрованные старые записи Мюррея, но и интервью с музыкантом, его взгляд на историю музыки, которую он любил больше всего. Четыре трека и почти половину альбома по времени звучания составляет его живая речь. Что же до музыки, то здесь воссозданы записи июля 1966 года.
К тому времени, после пяти лет работы с Сесилом Тейлором, трех лет с Элбертом Эйлером, после записей с Колтрейном, он впервые выступил в качестве лидера, объединив в своем квинтете французского трубача Жака Курселя, двух альт-саксофонистов и басиста. Вместе они записали четыре большие, развернутые композиции Мюррея и одну, не менее объемную – Курселя. Что сказать об этой музыке – фри-джаз во всем своем великолепии (или безобразии – оценка зависит от вкусов слушателя). Одно совершенно определенно – слушать ее нелегко, это работа, требующая немалых интеллектуальных усилий. Ударная установка Мюррея выступает в качестве полноправного солирующего инструмента наряду с духовыми. Стоны, визг, всхлипы трубы и саксофонов еще и акцентируются безжалостными барабанами Санни. Полная метрическая и гармоническая свобода здесь граничит с анархией.
Специально для этого издания Ханс Шрибер и Том Клатт написали новые "liner notes", где попытались проследить судьбу каждого из музыкантов. Мюррей последний раз записывался в 1987 году. Он не захотел или не смог следовать капризной музыкальной моде, остался верен своему радикальному варианту джаза, а за отсутствием востребованности ушел из музыки. Последние годы работал таксистом. Для Джека Грэма эта запись осталась единственной, авторы liner notes ничего не знают о его дальнейшей судьбе, равно как и о судьбе Курселя после 1969 года, и сами хотели бы знать об этом - никогда ранее мне не доводилось встречать такие обращения в комментариях к диску. Тем не менее, памятник своей эпохи возрожден – любители фри-джаза, музыковеды, историки музыки теперь могут услышать, как играл Санни Мюррей в 1966-м…
Оррин Кипньюс (Orrin Keepnews), один из самых успешных и знаменитых продюсеров в джазе составил свою собственную коллекцию переизданий, осуществленную «Конкордом» из каталогов лейбла Riverside. Перед вами один из экземпляров этой ...
В № 3/07 «Jazz-Квадрата», а еще ранее – в электронной версии журнала мне уже доводилось рецензировать Vol.1 альбома с тем же названием. Но мадридская фирма Vampisoul Records столь активными темпами продолжает свою работу по ...
Знаменитый трубач Кларк Терри пятьдесят лет назад, когда записывался этот диск, еще не был знаменитым. Но талантливым профессионалом с отличной репутацией он уже был. К 1957 году Терри уже записал несколько альбомов в качестве лидера, но продолжал ...
Кому-то манера пения Дайаны Кролл может нравиться, кому-то – нет, но никто не сможет отрицать, что она – одна из ярчайших звезд джазовой вокалистики конца прошлого и начала нынешнего века. Платиновая блондинка из Канады смогла стать ...
Афганец по происхождению, Омар Акрам родился и вырос в Нью-Йорке – его отец был дипломатом и представлял свою страну в ООН. В силу специфики профессии отца Омар подолгу жил в самых разных странах мира. Не самая обычная биография дала этому ...
Давным-давно, еще в эпоху Великого переселения народов, поселившихся в Испании вандалов, вытеснили в Северную Африку вестготы. Но, как оказалось, не всех. Пятеро из уцелевших возродились в начале ХХI века под нетривиальным названием The Sweet ...
Внешне загадочное название ансамбля расшифровывается довольно просто: в нем переплетены первые слоги фамилий участников трио из Санкт-Петербурга. Это вокалистка Полина Руновская, контрабасист Владимир Шостак и пианист и кларнетист Вадим Бондаренко. ...
Испанский лейбл Vampisoul расширяет сферу своих интересов. Как явствует из названия представляемого альбома, теперь в нее попала и Африка. В Мадриде осуществили два фундаментальных релиза: выпущен в формате 2CD и 3LP полный комплект записей 70-х ...
Первая встреча двух выдающихся гитаристов произошла в далёком 1974 году, когда уже очень занятой сессионный музыкант Ларри Карлтон не смог поехать в составе группы L. A. Express в концертное турне с Джони Митчелл. Ему на замену был приглашён ещё ...
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...