Wynton Marsalis - From the Plantation to the Penitentiary
12.02.2007
Уинтон Марсалис – не только один из виднейших джазовых музыкантов, но, одновременно, и влиятельнейший организатор джазовой жизни, тот человек, который для множества других, далеких от джазового мира людей, олицетворяет этот мир. В этой связи каждая его новая работа привлекает особое внимание. И уж тем более это касается альбома From the Plantation to the Penitentiary, интересного далеко не только в музыкальном смысле. Но сначала именно о нем.
Неотрадиционалист Марсалис предложил слушателем очень живую, интересную и вполне современную музыку, разумеется, не фри-джаз, но вполне продвинутый мэйнстрим. Для ее реализации Уинтон на этот раз обошелся скромным форматом секстета. О классе игры Марсалиса – трубача говорить вроде бы вообще неуместно, ну а партнеры – второй солист Уолтер Блэндинг на саксофоне и ритм-группа оказались вполне на высоте поставленных задач. Особо же надо отметить молодую, 21-летнюю вокалистку Джэннифер Сэнон, участие которой в проекте Марсалиса сразу сделало ее знаменитостью. Любопытно, что каждому треку Уинтон в буклете предпослал как бы краткое музыкальное содержание. Так, к примеру, трек №5 – это «быстрый свинг, чарльстон, ча-ча, медленный шаффл».
А называется этот самый трек не более, не менее, как Supercapitalism. И вот тут пора отвлечься от музыки и поговорить о другой, ничуть не менее важной стороне этого проекта. Рискну предположить, что ничего более острого в социальном плане в джазе не появлялось со времен активного участия темнокожих радикалов-джазменов в борьбе против расовой дискриминации в конце 50-х – середине 60-х годов прошлого века. Уже в стартовой, титульной композиции Марсалис с глубокой горечью исследует историю афроамериканской общины в США, а далее следует не менее едкая, я бы сказал, системная критика нынешнего состояния американского общества в целом (тексты всех композиций приведены в буклете). Вот как, к примеру, это выглядит в самом показательном, финальном треке Where Y’ All At?: «Вы, радикалы и потрясатели мира, праведные революционеры и читатели Камю, либеральные студенты и ревнители гражданских прав, что произошло с вами сейчас, когда вы выбились в лидеры?» Талантливая музыка и глубоко пессимистичный взгляд на окружающий автора социум – вот, пожалуй, основные черты этого очень необычного проекта Уинтона Марсалиса.
2007-й год выдался весьма удачным для саксофониста Николая Моисеенко. В этом году вышел не только дебютный альбом ансамбля Sunlight, который Николай возглавляет вместе с пианистом Евгением Лебедевым, но и персональный альбом молодого музыканта. ...
Альбом Urban Jungle, выпущенный Брайаном Бендером в рамках проекта Brian Bender and The World Beatniks, я бы рекомендовал в качестве прекрасного аудио-пособия педагогам, читающим своим студентам курс этнической музыки. Каждая из девяти композиций ...
Джимми Такери, известнейший клубный блюз-рокер, как-то признавался, что всегда хотел записать полностью инструментальный альбом, но неизменно получал отпор даже со стороны независимых рекод-компаний. Их не смущает даже тот очевидный факт, что с ...
В тот вечер, 17 октября 2005 года, гостями Игоря Бутмана в московском клубе LeClub были Владимир Иванов и его группа Ornithology. Их совместный концерт и стал сюжетом представляемого DVD. Владимир – известный московский музыкант и композитор, ...
Удивительный проект! Наверное, только Игорю Бутману с его реноме первого джазмена России и весомым авторитетом на родине джаза он и был под силу. Только Игорь смог собрать, пусть даже в Нью-Йорке, в одну команду звезд и супер-звезд мирового джаза ...
Уж не знаю, из каких соображений квинтет молодых московских музыкантов избрал для себя достаточно банальное название Sunlight, но если толчком для этого послужил одноименный альбом Херби Хэнкока конца 70-х годов, многое становится на свои места. ...
Блюз рождается в Чикаго, в Дельте, в Пидмонте, в Техасе, а живет он по всему миру, в том числе, разумеется, и в Нью-Йорке. Второй в карьере Дэйва Филдса альбом демонстрирует, что и в этом мегаполисе он чувствует себя совсем неплохо. Дэйв пока лишь ...
Ассоциации при первом взгляде на обложку этого альбома возникают чисто флибустьерские: пираты Карибского моря, «вьется по ветру Веселый Роджер, люди Флинта песенки поют»… Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что ...
Название альбома лаконично, но особых пояснений не требует – действительно, вас ждет встреча с музыкой знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццолы. Все композиции, звучащие здесь, - это его произведения. Сложнее с названием ...
Карла Томас была в середине 60-х годов одной из виднейших представительниц так называемого «Мемфис саунд», специфичного и очень популярного в тот период направления в афроамериканской музыке. Направление это, в свою очередь, неразрывно ...
Крупнейший новатор мирового джаза Телониус Монк долгие годы оставался в тени, его необычную музыку слушатели воспринимали плохо, а критики или не обращали на него внимания, или вяло поругивали. Надо отдать должное прозорливости шефов лейбла ...
Конечно же, коллекция переизданий Оррина Кипньюса не могла обойтись без Сонни Роллинса. Кипньюс так много и так долго работал с Сонни, что, как он сам признается в liner notes к альбому, «…мне кажется, что я знаю Сонни так же давно, как ...