Philipp Wachsmann / Paul Lytton - Some Other Season
23.04.1997
В советские времена ходила незамысловатая шутка: фильмы бывают хорошие, плохие и киностудии им. Довженко. Если говорить о современном джазе и музыкальном авангарде, то здесь тоже существует одна фирма, работы которой всегда можно выделить в отдельную группу — это мюнхенская "ECM". Только смысл такого обособления, конечно же, противоположен той советской присказке. "ECM" — это всегда высочайшее качество записи, изысканная, несколько холодноватая музыка, неизменно высокий класс исполнителей и нарочито строгий стиль оформления альбомов.
Все эти особенности в полной мере присущи и рассматриваемому диску.На нем представлен озаглавленный строкой из суфийского поэта–мистика Джалаледдина Руми проект двух мастеров современной импровизации, Филиппа Ваксмана и Пола Литтона. Оба они почти ровесники, оба шли в музыке схожими путями. Ваксман (р.1944) родился в Уганде, где его отец изучал музыку местных народов, учился в Европе и Америке, много играл Варезе, Айвза, Штокгаузена и работал с ведущими авангардистами Англии и Европы. Литтон (р.1947) пришел к нынешней суперфри–музыке от полиритмики Элвина Джонса и тесного сотрудничества все с теми же лондонскими алхимиками звука Ивеном Паркером, Барри Гаем и другими.
Обоих музыкантов объединяет и схожее отношение к электронике. И скрипач Фил, и перкуссионист Пол пользуются достаточно старыми по сегодняшним понятиям синтезаторами VCS3, широко вводят в свои алеаторические композиции электронные звучания, но всегда на вторых ролях, в чисто служебных целях, не желая упиваться электронными красками как таковыми.
Дуэт любит использовать конкретные звуки: всплески, скрипы, звоночкии так далее. Скрипку Ваксмана тоже не всегда просто опознать, хотя на диске есть и пьеса "The Peacock’s Tail", сыгранная в чисто акустическом варианте, — четырехминутное путешествие со скрипкой по временам и стилям.
Даже если вы всегда были равнодушны к авангарду, попробуйте отнестись к этой музыке непредвзято. И тогда, скажем, из звукового хаоса пьесы "Glide"на вас наверняка нахлынет чувство непонятной тревоги, или вы обязательно ощутите, как любят говорить члены дуэта, скрытый ритм в композиции "Whispering Chambers".
Конкретные звуки и конкретные настроения ждут вас в новой работе волшебников— неоимпрессионистов Ваксмана и Литтона.
(c) ℗ 1999 ECM Records 19 tks/ 60 min
(Ph. Wachsmann — vi, viola, live electronics; P.Lytton — perc, liveelectronics)
Клезмер (что на идиш означает "музыкант") — это направление традиционной музыки, созданное восточноевропейскими евреями около 200 лет назад. Богатство и гармоний, и мелодий. Великолепная смесь Балкан, Ближнего Востока, совершенно разнообразной ...
Давно, давненько уже не встречалось такого джаза, чтоб и мелодии были просты, песенны и танцевальны, но чтоб и импровизационное содержание приковывало к себе накрепко и не отпускало руки и ноги в бездумные телодвижения. Короче говоря, новый альбом ...
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...