Philipp Wachsmann / Paul Lytton - Some Other Season
23.04.1997
В советские времена ходила незамысловатая шутка: фильмы бывают хорошие, плохие и киностудии им. Довженко. Если говорить о современном джазе и музыкальном авангарде, то здесь тоже существует одна фирма, работы которой всегда можно выделить в отдельную группу — это мюнхенская "ECM". Только смысл такого обособления, конечно же, противоположен той советской присказке. "ECM" — это всегда высочайшее качество записи, изысканная, несколько холодноватая музыка, неизменно высокий класс исполнителей и нарочито строгий стиль оформления альбомов.
Все эти особенности в полной мере присущи и рассматриваемому диску.На нем представлен озаглавленный строкой из суфийского поэта–мистика Джалаледдина Руми проект двух мастеров современной импровизации, Филиппа Ваксмана и Пола Литтона. Оба они почти ровесники, оба шли в музыке схожими путями. Ваксман (р.1944) родился в Уганде, где его отец изучал музыку местных народов, учился в Европе и Америке, много играл Варезе, Айвза, Штокгаузена и работал с ведущими авангардистами Англии и Европы. Литтон (р.1947) пришел к нынешней суперфри–музыке от полиритмики Элвина Джонса и тесного сотрудничества все с теми же лондонскими алхимиками звука Ивеном Паркером, Барри Гаем и другими.
Обоих музыкантов объединяет и схожее отношение к электронике. И скрипач Фил, и перкуссионист Пол пользуются достаточно старыми по сегодняшним понятиям синтезаторами VCS3, широко вводят в свои алеаторические композиции электронные звучания, но всегда на вторых ролях, в чисто служебных целях, не желая упиваться электронными красками как таковыми.
Дуэт любит использовать конкретные звуки: всплески, скрипы, звоночкии так далее. Скрипку Ваксмана тоже не всегда просто опознать, хотя на диске есть и пьеса "The Peacock’s Tail", сыгранная в чисто акустическом варианте, — четырехминутное путешествие со скрипкой по временам и стилям.
Даже если вы всегда были равнодушны к авангарду, попробуйте отнестись к этой музыке непредвзято. И тогда, скажем, из звукового хаоса пьесы "Glide"на вас наверняка нахлынет чувство непонятной тревоги, или вы обязательно ощутите, как любят говорить члены дуэта, скрытый ритм в композиции "Whispering Chambers".
Конкретные звуки и конкретные настроения ждут вас в новой работе волшебников— неоимпрессионистов Ваксмана и Литтона.
(c) ℗ 1999 ECM Records 19 tks/ 60 min
(Ph. Wachsmann — vi, viola, live electronics; P.Lytton — perc, liveelectronics)
"Самый захватывающий и оригинальный гитарист из всех, появившихся за последние 10 лет", — так пишет о Джо Моррисе не кто-нибудь, а "ДаунБит". Впрочем, насчет оригинальности ничего возразить не могу — что есть, то есть. Причем оригинальность ...
Компания "Timeless Records" "опомнилась" и выпустила записанную 15 (!) лет назад программу бэнда Криса Барбера, "усиленного" Доктором Джоном, и посвященную раннему новоорлеанскому джазу и блюзу. Во вступлении к альбому, звучащему с первого трека ...
Жанр этнического джаза становится все более и более популярным во всем мире — достаточно назвать наше "Moscow Art Trio", ныне болгарина, а ранее ленинградца Анатолия Вапирова, норвежца Яна Гарбарека, индийца Харипрасада Чаурасия, нью-йоркские группы ...
Начинающего обозревателя вроде меня так и подмывает обыграть провоцирующе звучащее по-английски название британско-российского проекта — не то Трио Григория Прекрасного, не то Прекрасное Трио Григория. Будем считать, что мы это сделали. Что же вошло ...
Среди многочисленных, но неизменно относящихся к традиционному джазу или, в крайнем случае, к мейнстриму релизов фирмы "Arbors Records" особое место принадлежит серии сольных фортепианных записей современных мастеров доброго старого джаза. Наш ...
В коротеньком пресс-релизе к альбому сказано (не больше, не меньше), что эту музыку можно с равным успехом слушать как в синагоге, так и на дискотеке... Смелое заявление, рассчитанное больше на эпатаж, но доля истины в нем есть. Разве что уж в очень ...
Седовласый улыбающийся господин по имени Лэрри Инет, которого мы видим на обложке диска сидящим на переднем плане за роялем, увлекается джазом с 13 лет и уже с 14 лет сам его играет. Однако свой первый диск Лэрри записал лишь в 1997г. в возрасте 66 ...
Самый живой Брубек из последнего десятка теларковских Брубеков! И не только потому, что записано живьем ("Recorded Live"). А скорее потому, что здесь музыканты в крайне оживленном состоянии духа и вдохновения. По-видимому, пожилым джазменам ...
Шесть лет назад, в одной из студий Санкт-Петербурга, была записана эта программа, изданная сегодня фирмой "Богема". Загадочное слово "samkha", являющееся одновременно и названием группы, и названием проекта, имеет двоякое значение: это и раковина, и ...
Судя по всему, этот альбом рождался долго и непросто. Достаточно всмотреться в текст на вкладыше: первые четыре пьесы писались 14 мая аж 1991 года живьем во время одной из радиопрограмм; еще три — во время другой радиопрограммы, но уже 6 июня 1997 ...
Табла стали известными в современной музыке довольно давно.Но из всех индийских экзотических инструментов, которые стали часто появлятьсяна европейской сцене еще со времен первых гастролей Рави Шанкара (RaviShankar), только они получили постоянную ...
Погрузив данный диск в CD-плейер, я одновременно начал изучать информацию, содержащуюся на вкладыше и в заботливо приложенном фирмой дополнительном рекламном листке. Вначале я не поверил своим глазам,потом несколько нервно заулыбался, потом, ...