Обложка альбома зачастую служит ключом к концепции всего проекта, помогает расшифровать основную идею автора. Человек в котелке и белом клоунском гриме, с клоунской же нашлепкой на носу настороженно движется по пустынной улице. У человека грустные-прегрустные глаза и затравленный вид. Он одинок. На обратной стороне обложки столь же отчужденно вышагивают сразу четверо аналогичных персонажей. Белый клоун в цирке — это печальный клоун, это неудачник, получающий пощечины и тем смешащий почтеннейшую публику. Это Пьеро, безутешный воздыхатель, мечтающий о недостижимой для него даме сердца.
Мне кажется, новая работа Чарльза Гейла именно об этом. Мне кажется, шесть длинных пьес альбома составляют своеобразную сюиту, сюиту с оптимистическим концом, рассказывающую о пути от "Предательства" ("Betrayal" — первая композиция) до "Прославленной любви" ("Glorified Love" — композиция финальная).
Все это тем более необычно, что фри-джаз многие склонны считать малоприспособленным к сюитным формам, а Гейл играет именно фри-джаз, давно и последовательно работая в русле идей позднего Колтрейна и Элберта Эйлера и отвергая любые новомодные штучки. Из двух знаменитых тенористов Гейл, по крайней мере в данном альбоме, особенно близок к последнему. Саксофон Чарльза звучит в основном в среднем и высоком регистрах, это длинные резкие фразы, когда каждая нота медленно и основательно испытывается на прочность и весьма неуживчиво относится к своим соседкам. Лишь в финальной вещи Гейл снисходит до простенькой, но зато осязаемой мелодии, которую его тенор-сакс соглашается исполнить с видимым трудом. Любовь прославлена, чудо свершилось.
Думаю, вы уже догадались, что инструмент Гейла царит в этой фонограмме безраздельно. По отношению к партнерам Чарльз выглядит суровым и авторитарным диктатором. Лишь контрабас (Джюини Бут) получает право на несколько более-менее выразительных соло, в остальном же коллеги Гейла лишь создают максимально благоприятный ритмический (и аритмический) фон для его повествования. Скажу больше, мне, пожалуй, еще не приходилось слышать квартетов, где фортепиано было бы отодвинуто на столь дальний план. Хэнка Джонсона Гейл обрек здесь на наиболее бесцветное существование в звуковом пространстве диска.
Но столь "жестокие" средства, очевидно, были оправданы творческой целью, которую ставил перед собой Чарльз Гейл. Альбом получился одновременно очень жестким и очень нежным, да вдобавок еще и любовь оказалась прославляемой победительницей. Логика звуков Чарльза Гейла в "Древности дней" ("Ancient Of Days") спорит с логикой слов Бориса Виана в знаменитой "Пене дней". Советую послушать, Чарльз Гейл приводит весьма интересные аргументы!
За этот компакт-диск, наверное, лишне агитировать: баллады любят все или почти все. Правда, спокойная, медленная музыка очень часто вплывает в быт, чтобы безвозвратно утилизироваться, утратив почетную миссию — нести "чистое" искусство. Но та музыка, ...
Альбом с многообещающим названием при прослушивании не разочаровывает. Разумеется, не все богатство означенного языка, которому, как известно, свойственны далеко не только лексические параметры, но, по крайней мере, 11 оттенков безбрежной палитры — ...
Абсолютно незнакомые мне доселе имена обоих бельгийских музыкантов обещали столь же абсолютную свежесть впечатлений. Не менее интригующим выглядел инструментарий дуэта: акустическая гитара и набор экзотических ударных — сочетание довольно ...
Странными путями входила классическая музыка в жизнь советских людей: через быт — ненавязчиво звучащим радиофоном за обедом; через торжество — "навешивая" радостно-волнительное настроение произведениям изначально интимного характера, но попавшим в ...
Один, видимо, из тех немногих альбомов развивающейся российской издательской фирмы (дай Бог ей здоровья и свинга!), который вышел благодаря лицензионному соглашению, поскольку ранее этот альбом уже выходил на Украине в кассетной, кажется, версии. ...
Даже если не знать, чем стал для Москвы I джаз-фестиваль в саду "Эрмитаж", этот диск и сам по себе любопытен: эдакий срез с нынешнего СНГ-ского джаза. Конечно, не полный, потому что здесь представлены музыканты опытные, с уже проверенным влиянием на ...
Этот проект был задуман и реализован женщиной, посвящен женщинам и покупать его рекомендуется только женщинам. Покупатели-мужчины допускаются только в том случае, если они собираются подарить CD "Heart Of A Woman" женщине. Так, по крайней мере, ...
Очень свежо и современно, доступно, вполне оригинально. Одновременно без всякой претензии на некое откровение и мессианство. В основном, мелодичные темы, похожие на стилизованные стандарты прошлых декад (настоящих стандартов здесь всего два). Вроде ...
Через два года после своего дебюта на фирме "Enja" (о том диске под названием "May I Feel" мы писали в №5/98) вокалистка Мелисса Уокер знакомит нас с изданной той же мюнхенской фирмой очередной своей работой под громким названием "Момент истины". ...
Вы хотели бы качественно поскучать? Кто-то скажет что-нибудь в таком духе: "Ха, вот интересно-то, поскучать... Да и эка невидаль!.." Но я не случайно сказал здесь "качественно". Это не та скука, когда вы не в состоянии ничего делать, у вас опущены ...
Внешне черно-белая группа, внутри — стопроцентный негритянский буги, поскольку здесь верховодит все-таки черный, да к тому же еще и родной племянник легендарного Дж. Б. Хатто — Эд Уильямс. Эд не скрывает, что дядюшка Дж. Б. научил его всему, что он ...
Честь и слава Александру Ростоцкому за идею проекта. Не появись этот диск, знакомство с замечательным талантом Владимира Данилина так и осталось бы уделом лишь тех, кто бывал на его концертах. Данилин потрясающе исполняет добротнейший джаз на крайне ...