"Каторжники носят одежду в розовую и белую полоску.Если я сам по велению сердца выбрал мир, в котором мне хорошо, разве неимею я права хотя бы отыскивать в нем различные значения на собственныйвкус: итак, существует тесная связь между цветами и каторжниками. Слабостьи нежность первых — одной природы с грубой бесчувственностью вторых. Еслимне придется изображать каторжника, — я осыплю его таким океаном цветов,что погребенный под ними, он сам превратится в гигантский, только что раскрывшийся бутон..." — этот текст из книги Жана Жене "Дневник вора"— единственный комментарий, помещенный на обложке удивительного альбома Джона Зорна. Безусловно, чтобы понять всю необычность этой программы, совершеннонеобходимо знать суть знаменитого романа — к счастью, недавно он переведенна русский язык. Эта книга — исповедь человека, нашедшего нечто прекрасноесреди отбросов, проведшего одну половину жизни в тюрьме, вторую — в самыхстрашных притонах Марселя и Барселоны. Будучи приговоренным к пожизненному заключению, Жене написал в тюрьме книгу столь талантливую, что ведущиеписатели Франции выпросили у правительства страны свободу для этого заключенного.
Еще одна цитата из книги: "Любовные игры открываютневыразимый мир, звучащий в ночном языке любовников. На этом языке не пишут.На нем хрипло перешептываются по ночам. На рассвете его забывают..."Если этот язык невозможно передать буквами, то его можно изобразить звуками!Эту идею Джон Зорн и воплотил. Четыре композиции, составляющие альбом —"Голубой", "Желтый", "Розовый", "Черный"— передают прежде всего настроение, атмосферу, и это, конечно, достаточномрачная и удушливая атмосфера. Выразительные средства, т.е. подбор инструментов,нетрадиционен — скрипка, электрогитара, две флейты, вибрафон, много перкашн,голос (только как инструмент) и очень много различных звуковых и шумовыхэффектов — от звона цепей, скрипов, щелканья, далеких мистических голосов,уличных гармошек, страшных криков до жужжания роящихся мух, которые точновписаны в сложную партитуру.
Дополнительный искажающий эффект дает изменение скоростипротягивания при записи магнитной ленты вдоль головки — как это делаютдиск-жокеи с пластинками. Альбом похож на звуковую дорожку к фильму, ещеточнее — музыку к спектаклю. Но музыка, точнее, звуковой коллаж, настольковыразительна, что сама, собственно, и есть спектакль. В ней бесполезноискать опору в виде тональности или традиционного мелодизма. Но можно найтимножество оригинальных приемов и необычных звуковых эффектов. Выразительный звуковой фон порой выстраивается из обычных вздохов. Кроме того, альбом буквально пронизан духом Востока. Выражается это в далеких звуках зурны или пения муллы или просто употреблении восточных ладов.
Очень точно найдено визуальное решение обложки диска.Художник добился ощущения, что роза, отливающая бронзой и обугленно-тлеющимчерным, кажется красной не потому, что она такая от природы, а потому чтоее окунули в кровь. Если же конверт достать и покрутить в руках, то изскладок хитро сложенного конверта неожиданно расцветет-раскроется дивнаясиняя орхидея, каких, пожалуй, в природе и не бывает.
Музыкальные консервы - диски отличаются от других типов консервов тем, что срок их годности бесконечно велик. Ну и что, что дебютный альбом Криса Боттомли Brainfudge увидел свет целых двенадцать лет назад? Вы поставьте этот диск – вполне ...
Любителям жесткого джаза безусловно понравится этот альбом, выполненный в лучших традициях хард-бопа и старых "The Jazz Messengers". Бэнд-лидер представленного коллектива барабанщик Кларк Трейси является на сегодняшний день одним из наиболее ...
Бедный, бедный Эдди Рознер! Если бы он послушал посвящение себе самому в исполнении новосибирского ансамбля "Новое поколение",то, боюсь, ребятам икалось бы долго и тяжело. Ну подумайте сами: восемь минут импровизаций а-ля Орнетт Колман плюс ...
Что подумает приличный меломан,когда увидит такое название? Особенно если расшифрует загадочное MVP: Mark Varney Project? Правильно, очередное творение гитаристов-металистов-шредеров в духе большинства альбомов "Шрапнель-рекордс". Однако надпись ...
Данный альбом — полностью авторский проект Марка Антуана, белого гитариста, судя по всему, влюбленного в соул. Но подход к наследию черных исполнителей этого направления у него своеобразен и достаточно интересен. Со многих точек зрения. Взять хотя ...
Думаю, мало кто мог ожидать осуществления подобного проекта от малоизвестной британской пианистки. Еще несколько лет назад ее имя было известно лишь узкому кругу почитателей и просто знакомых. Однако можно с полной уверенностью предположить, что ...
Благодаря любезности компании Enja те из наших читателей, кто давно дружит с «Jazz-Квадратом», уже имели возможность познакомиться с альбомами мюнхенского секстета NuNu! (см. №№ 9-10/98 и 11/99). И вот – появившийся в мае этого ...
Это — весьма основательная и интересная работа известного коллектива, лидером которого является вибрафонист Майк Мэйниэри. Общий успех альбома предопределен участием в его подготовке и записи отличного исполнителя на клавишных Адама Холцмана, ...
Мимо этого альбома нельзя пройти хотя бы потому, что он был высоко оценен в официальных музыкальных кругах и вскоре после выхода удостоен премии Грэмми. Значительность его и в самом музыкальном материале, и в его мемориальной окраске: альбом ...
Сложно сказать, к какому стилю относится музыка, записанная на данном диске, но одно то, какие музыканты на нем представлены, заставляет глубоко задуматься. Яркие солисты джаза, джаз-рока, стиля fusion и free, такие, как John Abercrombie, Steve ...
Второй диск на эту тему будет интересен ценителям чисто гитарной музыки. Это скорее дань гитарному творчеству в целом, нежели как таковой музыке The Beatles. Над данным проектом работали такие представители fusion-стиля, как Robben Ford, Wayne ...
Постоянные читатели нашего журнала уже имели возможность познакомиться с этим составом (см. №1/97). Правда, тогда речь шла об одном из свежих дисков группы FATTBURGER. Из-за досадной ошибки, за которую редакция приносит свои запоздалые извинения, ту ...