Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа.
Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как культовая, так и светская) отчетливо несетна себе отпечаток яркой национальной самобытности, не заметить которуюпросто невозможно. И многие из музыкантов джаза, начиная с 20-х годов,не раз использовали интонационное богатство этой музыки.
Диск с труднопереводимым названием "Melt Zonk Rewire"записало в 1993 году в далекой от нас Калифорнии "New Klezmer Trio".На конверте этого диска многократно встречается в различных вариантах шестиконечнаязвезда — Маген Давид (Звезда Давида). И слово "клезмер", и МагенДавид носят знаковый характер, не позволяющий ошибиться в национальнойпринадлежности если не самой музыки, то (уж точно) ее исполнителей.
Клезмеры — еврейские народные музыканты, игравшие чащевсего в бродячих ансамблях, состоявших из трех-пяти исполнителей. Это былиэтакие еврейские менестрели, выступавшие на свадьбах, праздничных гуляниях,ярмарках, во время национальных ритуалов. Ведущим инструментом в клезмерскихансамблях была, как правило, скрипка, которую дополняли кларнет, флейта,труба и барабан с тарелками. Клезмеры, в большинстве своем, не знали нотнойграмоты и не записывали произведения, которые обычно сами сочиняли илиимпровизировали.
Почти всем этим критериям "New Klezmer Trio",несомненно, соответствует. "Melt Zonk Rewire" — диск авторский:все 14 пьес сочинили или обработали участники ансамбля: кларнетист БенГольдберг, басист Дан Симанс и барабанщик Кенни Уоллсен. В некоторых пьесахв той или иной степени отчетливости звучат еврейские национальные интонации(фрейлехс, дойна, хора), на которых выстраиваются небольшие композиции(самые длинные едва превышают 5 минут). И, конечно же, вся музыка носитчисто импровизационный характер.
Правда, любители еврейской национальной традиции врядли смогут насладиться знакомыми мелодиями и, уж тем более, попытаться использоватьих в качестве танцевальной музыки, ибо "Melt Zonk Rewire" представляетмузыку концертную или, что скорее, студийную, и усладит она слух знатоковтого, что сейчас носит название "джазового авангарда". Даже названияпьес могут стать бальзамом на сердце этих "авангардистов": "Phrases","Hypothetical", "Thermoglyphics", "Sarcophagous"и т.д.
Но при этом сразу возникает два вопроса. Первый: при чемтутЗвезда Давида? И второй: при чем тут джаз? И если с первым вопросомпросто возникает некая неловкость, то со вторым вопросом мы можем влезтьв долгую дискуссию на тему "Что есть джаз?" Влезть и... не вылезть.Будем лучше просто слушать музыку.
Один рекорд этот диск побил сразу, еще до того, как зазвучали вступительные аккорды первой пьесы. Его длительность — восемьдесят минут без каких–то двух десятков секунд. Из записи концерта квинтета Джорджа Массо в клубе "Amerika Haus" в Гамбурге ...
Советский джаз за семь десятилетий своего существования подарил миру немало выдающихся исполнителей. Несколько меньше мир знает о советских комбо, которые бы достигли мирового уровня; почти не знает выдающихся джазовых биг-бэндов и, что особенно ...
Представленный диск наверняка разочарует так называемых искателей шедевров, которые незамедлительно оценят его как вторичный продукт.Да, безусловно, все это уже имело место в джаз-роке и несомненно исполнялось на куда более высоком уровне. ...
И саксофонист Николай Панов, и трубач Юрий Парфенов — из тех музыкантов, которые не могут спокойно почивать на лаврах (оба — солисты оркестра п/у Олега Лундстрема), глубинная одаренность подталкивает их к осознанию музыки в себе и себя в музыке. Они ...
Под луной, конечно же, ничто не ново. Попытки симбиоза джаза и классической музыки начались задолго до таковых в отношении джаза и рока. Здесь можно вспомнить музыку Гюнтера Шуллера и "Modern Jazz Quartet" и много других примеров. Но CD Майка ...
Итак, фирма "Ермателль" раскрыла секрет джазовой"адской смеси". Оказывается, надо взять четырех новосибирских джазменов, добавить к ним трех музыкантов из Нью-Йорка, а в качестве катализатора процесса ввести в состав американского россиянина Игоря ...
Основательность музыкального мышления и безупречное чувство формы, присущее Игорю Брилю, в его проекте с "Новым поколением" проявляются особенно ярко. В интерпретации этого состава, где проблема "отцов и детей" решена легко и конструктивно (здесь ...
Несмотря на то, что в названии данного коллектива присутствует слово "евро", услышать этот оркестр где-либо западнее Сибири можно лишь при невероятном стечении самых благоприятных обстоятельств.Во-первых, потому что гастрольные поездки биг-бэндов ...
Истинный приверженец свободной импровизации, Леонид Нарушевич уже много лет парит в бескрайнем музыкальном пространстве, не привязываясь к стилям, инструментам и средам обитания. Его гитару в окружении самых неожиданных исполнителей (постоянным его ...
Это один из наиболее джазовых и, на мой взгляд, самых удачных альбомов вокалиста Бобби Колдуэла (Bobby Caldwell). Музыка мгновенно переносит слушателя в романтическую атмосферу 30-х — 40-х годов. Нельзя сказать, что Колдуэлл создал что-то абсолютно ...
Вопрос для кроссворда: назовите известную в области джаза или рока исполнительницу, японку по происхождению. Десять из десяти сразу вспомнят Йоко Оно. Двое из десяти извлекут из памяти имя Тошико Акиоши, руководительницы известного биг-бэнда. ...
Проект гитариста Роба Корэл (Rob Koral) и вокалистки Сью Хоукер (Sue Hawker) — доказательство того, что традиционный джаз еще долго будет волновать современных музыкантов. Да и само творчество Корэла служит тому примером: ему довелось играть во ...