Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа.
Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как культовая, так и светская) отчетливо несетна себе отпечаток яркой национальной самобытности, не заметить которуюпросто невозможно. И многие из музыкантов джаза, начиная с 20-х годов,не раз использовали интонационное богатство этой музыки.
Диск с труднопереводимым названием "Melt Zonk Rewire"записало в 1993 году в далекой от нас Калифорнии "New Klezmer Trio".На конверте этого диска многократно встречается в различных вариантах шестиконечнаязвезда — Маген Давид (Звезда Давида). И слово "клезмер", и МагенДавид носят знаковый характер, не позволяющий ошибиться в национальнойпринадлежности если не самой музыки, то (уж точно) ее исполнителей.
Клезмеры — еврейские народные музыканты, игравшие чащевсего в бродячих ансамблях, состоявших из трех-пяти исполнителей. Это былиэтакие еврейские менестрели, выступавшие на свадьбах, праздничных гуляниях,ярмарках, во время национальных ритуалов. Ведущим инструментом в клезмерскихансамблях была, как правило, скрипка, которую дополняли кларнет, флейта,труба и барабан с тарелками. Клезмеры, в большинстве своем, не знали нотнойграмоты и не записывали произведения, которые обычно сами сочиняли илиимпровизировали.
Почти всем этим критериям "New Klezmer Trio",несомненно, соответствует. "Melt Zonk Rewire" — диск авторский:все 14 пьес сочинили или обработали участники ансамбля: кларнетист БенГольдберг, басист Дан Симанс и барабанщик Кенни Уоллсен. В некоторых пьесахв той или иной степени отчетливости звучат еврейские национальные интонации(фрейлехс, дойна, хора), на которых выстраиваются небольшие композиции(самые длинные едва превышают 5 минут). И, конечно же, вся музыка носитчисто импровизационный характер.
Правда, любители еврейской национальной традиции врядли смогут насладиться знакомыми мелодиями и, уж тем более, попытаться использоватьих в качестве танцевальной музыки, ибо "Melt Zonk Rewire" представляетмузыку концертную или, что скорее, студийную, и усладит она слух знатоковтого, что сейчас носит название "джазового авангарда". Даже названияпьес могут стать бальзамом на сердце этих "авангардистов": "Phrases","Hypothetical", "Thermoglyphics", "Sarcophagous"и т.д.
Но при этом сразу возникает два вопроса. Первый: при чемтутЗвезда Давида? И второй: при чем тут джаз? И если с первым вопросомпросто возникает некая неловкость, то со вторым вопросом мы можем влезтьв долгую дискуссию на тему "Что есть джаз?" Влезть и... не вылезть.Будем лучше просто слушать музыку.
Во всех записях этого диска, переизданного недавно в Москве, царствуют мелодии босса-новы. Самба души — так, может быть, чуть высокопарно, но, по сути, точно названо это изящное дитя от брака бразильской самбы с американским кул-джазом. Айк ...
Признаюсь сразу: мне впервые довелось познакомиться с работой композитора, клавишника и вокалиста Джимми Тенора. Так и не узнал — действительно у него такая музыкальная фамилия или это псевдоним. В любом случае, к его голосу, звучавшему на CD, ...
Альбом посвящается многочисленным поклонникам — тем, ктоверил и поддерживал музыкантов в течение всех лет их творческой деятельности. "The Jazz Crusaders" по праву можно считатьодними из создателей музыкального жанра, получившего название jazz ...
Московское переиздание классного старого блюзового альбома. Чарли Масселуайт был и остается одним из крупнейших мастеров игры на губной гармонике. Среди белых блюзменов он все годы после смерти Пола Баттерфилда (с которым Чарли в свое время вместе ...
Есть музыканты, которые всегда на виду: часто ездят на фестивали, часто гастролируют, часто записывают диски, ну и, разумеется, их имена у критиков всегда на слуху. А есть другие, подчас ничуть не уступающие в мастерстве первым, но редко попадающие ...
Уникальный бельгийский мастер джазовой губной гармоники удостоился своего персонального портретного альбома в известной серии лэйбла "Verve". Этот альбом в ней — уже 59-й по счету. Тутс Тилеманс занял место в одном ряду с такими корифеями, как ...
Альбом во многом необычный. Во-первых, нельзя определить, в каком году он был издан: известно лишь, что записывался он в самом начале 1996 года в Новосибирске. Во-вторых, издатели максимально "американизировали" его, и сибирский акцент присутствует ...
Для Москвы, российской столицы, где переплетаются самые разнообразные тенденции развития, это было бы вполне логично. Возможно в еще большей степени это логично для Петербурга, города, из которого никому из первых секретарей так и не удалось ...
Альбом далеко не новый, но в настоящее время готовящийся к переизданию. Впрочем, внимания уважаемых читателей этот диск заслуживает не только в данной связи. Дуэт гитары и сопрано-саксофона — явление не частое, а посему столь изысканное ...
Если вспомнить начало одной из наиболее значительных статей Владимира Фейертага, немного заострить "образ", слегка расширить "диапазон звучания", то может получиться примерно такая фраза: остановите на любом проспекте любого постсоветского города ...
Нью-Йорк — очень большой город, и музыкантов в нем очень много. Некоторым, чтобы познакомиться, приходится перебраться аж в Токио. Именно там в 1986г. встретились два нью-йоркских саксофониста: Майк Эллис и Том Александер. Встретились и ...
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...