Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа.
Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как культовая, так и светская) отчетливо несетна себе отпечаток яркой национальной самобытности, не заметить которуюпросто невозможно. И многие из музыкантов джаза, начиная с 20-х годов,не раз использовали интонационное богатство этой музыки.
Диск с труднопереводимым названием "Melt Zonk Rewire"записало в 1993 году в далекой от нас Калифорнии "New Klezmer Trio".На конверте этого диска многократно встречается в различных вариантах шестиконечнаязвезда — Маген Давид (Звезда Давида). И слово "клезмер", и МагенДавид носят знаковый характер, не позволяющий ошибиться в национальнойпринадлежности если не самой музыки, то (уж точно) ее исполнителей.
Клезмеры — еврейские народные музыканты, игравшие чащевсего в бродячих ансамблях, состоявших из трех-пяти исполнителей. Это былиэтакие еврейские менестрели, выступавшие на свадьбах, праздничных гуляниях,ярмарках, во время национальных ритуалов. Ведущим инструментом в клезмерскихансамблях была, как правило, скрипка, которую дополняли кларнет, флейта,труба и барабан с тарелками. Клезмеры, в большинстве своем, не знали нотнойграмоты и не записывали произведения, которые обычно сами сочиняли илиимпровизировали.
Почти всем этим критериям "New Klezmer Trio",несомненно, соответствует. "Melt Zonk Rewire" — диск авторский:все 14 пьес сочинили или обработали участники ансамбля: кларнетист БенГольдберг, басист Дан Симанс и барабанщик Кенни Уоллсен. В некоторых пьесахв той или иной степени отчетливости звучат еврейские национальные интонации(фрейлехс, дойна, хора), на которых выстраиваются небольшие композиции(самые длинные едва превышают 5 минут). И, конечно же, вся музыка носитчисто импровизационный характер.
Правда, любители еврейской национальной традиции врядли смогут насладиться знакомыми мелодиями и, уж тем более, попытаться использоватьих в качестве танцевальной музыки, ибо "Melt Zonk Rewire" представляетмузыку концертную или, что скорее, студийную, и усладит она слух знатоковтого, что сейчас носит название "джазового авангарда". Даже названияпьес могут стать бальзамом на сердце этих "авангардистов": "Phrases","Hypothetical", "Thermoglyphics", "Sarcophagous"и т.д.
Но при этом сразу возникает два вопроса. Первый: при чемтутЗвезда Давида? И второй: при чем тут джаз? И если с первым вопросомпросто возникает некая неловкость, то со вторым вопросом мы можем влезтьв долгую дискуссию на тему "Что есть джаз?" Влезть и... не вылезть.Будем лучше просто слушать музыку.
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...
«Tempest», что переводится как "Ураган" — дебютный альбом гитариста Джесси Кука. И его музыка полностью соответствует названию диска. "Tempest" — это ураган чувств, своей искренностью сметающий на своем пути опутывающие человека условности, ломающий ...
«Gravity» ("Притяжение") — второй альбом молодогоканадского гитариста Джесси Кука. Стиль, в котором играет этот музыкантна обложке диска именуется так: Rumba/Flamenco/World/Beat/ Jazz/Pop. Ик этому длиннющему названию вполне можно было бы смело ...
Альбом сделан рукой мастера — это слышно с первых же аккордов. Гаррисон Фьюэлл, окончивший когда-то колледж Беркли и теперь сам преподающий в нем, был одно время учеником знаменитого Пата Мартино. Учение не прошло даром, скорее всего по той причине, ...
Живет себе музыкант - профессионален, талантлив, за плечами - академическаяшкола, репертуарный набор незыблем и безвариантен... Скучно... А за окном - столько ритмов, столько разнообразных тембров, кончаетсяXX век, на протяжении которого сменилось ...
Бывали ли у вас в жизни моменты, когда надоело бежать, спешить куда-то,все осточертело и хочется вспомнить старых друзей, тех, с кем вы давноне виделись, и собраться с ними, и выпить бокал хорошего вина или пива, и поговорить по душам, так, как ...
Истинный блюз! Это единственное, что напрашивается после прослушивания «Шестнадцати оттенков». Традиция, которую последовательно пронесли в своем творчестве Sonny Boy Williamson, Big Joe Williams, Sippie Wallace, Lonnie Johnson, B. B. King и John ...
Альбом гитариста и аранжировщика Чака Лоэба представляет собой вполне удачную смесь слегка припопсованного джаз-рока и латиноамериканской музыки. Он в основном состоит из тем самого Лоэба и записан при участии вполне профессиональных, но пока еще ...
СД замечательного поп-джазового квинтета 8 1/2 Souvenirs похож на легкий ветерок, что весело ворошит осеннюю листву на тротуаре. Ветерок-хулиган, который срывает с прохожих шляпы и выворачивает зонты. С помощью нехитрых приемов Оливье Жиро с ...
Мощный ритмичный этно-поп, превосходно записанный, хотя, может, и немножко однообразный. Абдель Али Слимани — единственный алжирец среди девяти музыкантов, участвовавших в записи этою альбома. Он исполнитель и автор всех песен, он также играет ...
Абдрахман Абделли — представитель кабилов, которые, как и туареги, являются частью берберских племен, населяющих Северную Африку последние 9000 лет. Берберы имеют общий язык и собственный алфавит, немного похожий на греческий. Живя в ...
Первые звуки голоса малийского певца и гитариста Али Фарка Туре заставили меня просто вздрогнуть от неожиданности. Таким резким, скрипучим, «деревянным» голосом обладали, наверное, созданные Урфином Джюсом солдаты - дуболомы. Впрочем, ...