Джаз — музыка интернациональная, хотя нередко в основетех или иных произведений лежат оригинальные музыкальные обороты (идиомы),характерные для того или иного народа.
Еврейская музыка (как фольклор, так и сочиненная; какбытовая, так и обрядовая; как культовая, так и светская) отчетливо несетна себе отпечаток яркой национальной самобытности, не заметить которуюпросто невозможно. И многие из музыкантов джаза, начиная с 20-х годов,не раз использовали интонационное богатство этой музыки.
Диск с труднопереводимым названием "Melt Zonk Rewire"записало в 1993 году в далекой от нас Калифорнии "New Klezmer Trio".На конверте этого диска многократно встречается в различных вариантах шестиконечнаязвезда — Маген Давид (Звезда Давида). И слово "клезмер", и МагенДавид носят знаковый характер, не позволяющий ошибиться в национальнойпринадлежности если не самой музыки, то (уж точно) ее исполнителей.
Клезмеры — еврейские народные музыканты, игравшие чащевсего в бродячих ансамблях, состоявших из трех-пяти исполнителей. Это былиэтакие еврейские менестрели, выступавшие на свадьбах, праздничных гуляниях,ярмарках, во время национальных ритуалов. Ведущим инструментом в клезмерскихансамблях была, как правило, скрипка, которую дополняли кларнет, флейта,труба и барабан с тарелками. Клезмеры, в большинстве своем, не знали нотнойграмоты и не записывали произведения, которые обычно сами сочиняли илиимпровизировали.
Почти всем этим критериям "New Klezmer Trio",несомненно, соответствует. "Melt Zonk Rewire" — диск авторский:все 14 пьес сочинили или обработали участники ансамбля: кларнетист БенГольдберг, басист Дан Симанс и барабанщик Кенни Уоллсен. В некоторых пьесахв той или иной степени отчетливости звучат еврейские национальные интонации(фрейлехс, дойна, хора), на которых выстраиваются небольшие композиции(самые длинные едва превышают 5 минут). И, конечно же, вся музыка носитчисто импровизационный характер.
Правда, любители еврейской национальной традиции врядли смогут насладиться знакомыми мелодиями и, уж тем более, попытаться использоватьих в качестве танцевальной музыки, ибо "Melt Zonk Rewire" представляетмузыку концертную или, что скорее, студийную, и усладит она слух знатоковтого, что сейчас носит название "джазового авангарда". Даже названияпьес могут стать бальзамом на сердце этих "авангардистов": "Phrases","Hypothetical", "Thermoglyphics", "Sarcophagous"и т.д.
Но при этом сразу возникает два вопроса. Первый: при чемтутЗвезда Давида? И второй: при чем тут джаз? И если с первым вопросомпросто возникает некая неловкость, то со вторым вопросом мы можем влезтьв долгую дискуссию на тему "Что есть джаз?" Влезть и... не вылезть.Будем лучше просто слушать музыку.
Признаюсь сразу: мне впервые довелось познакомиться с работой композитора, клавишника и вокалиста Джимми Тенора. Так и не узнал — действительно у него такая музыкальная фамилия или это псевдоним. В любом случае, к его голосу, звучавшему на CD, ...
Альбом посвящается многочисленным поклонникам — тем, ктоверил и поддерживал музыкантов в течение всех лет их творческой деятельности. "The Jazz Crusaders" по праву можно считатьодними из создателей музыкального жанра, получившего название jazz ...
Московское переиздание классного старого блюзового альбома. Чарли Масселуайт был и остается одним из крупнейших мастеров игры на губной гармонике. Среди белых блюзменов он все годы после смерти Пола Баттерфилда (с которым Чарли в свое время вместе ...
Есть музыканты, которые всегда на виду: часто ездят на фестивали, часто гастролируют, часто записывают диски, ну и, разумеется, их имена у критиков всегда на слуху. А есть другие, подчас ничуть не уступающие в мастерстве первым, но редко попадающие ...
Уникальный бельгийский мастер джазовой губной гармоники удостоился своего персонального портретного альбома в известной серии лэйбла "Verve". Этот альбом в ней — уже 59-й по счету. Тутс Тилеманс занял место в одном ряду с такими корифеями, как ...
Альбом во многом необычный. Во-первых, нельзя определить, в каком году он был издан: известно лишь, что записывался он в самом начале 1996 года в Новосибирске. Во-вторых, издатели максимально "американизировали" его, и сибирский акцент присутствует ...
Для Москвы, российской столицы, где переплетаются самые разнообразные тенденции развития, это было бы вполне логично. Возможно в еще большей степени это логично для Петербурга, города, из которого никому из первых секретарей так и не удалось ...
Альбом далеко не новый, но в настоящее время готовящийся к переизданию. Впрочем, внимания уважаемых читателей этот диск заслуживает не только в данной связи. Дуэт гитары и сопрано-саксофона — явление не частое, а посему столь изысканное ...
Если вспомнить начало одной из наиболее значительных статей Владимира Фейертага, немного заострить "образ", слегка расширить "диапазон звучания", то может получиться примерно такая фраза: остановите на любом проспекте любого постсоветского города ...
Нью-Йорк — очень большой город, и музыкантов в нем очень много. Некоторым, чтобы познакомиться, приходится перебраться аж в Токио. Именно там в 1986г. встретились два нью-йоркских саксофониста: Майк Эллис и Том Александер. Встретились и ...
Согласитесь, что бельгийский джаз в России — вещь почти неизвестная. Но вот недавно заезжал на недлинные гастроли пианист Иван Падуар (Ivan Paduart), и все отметили превосходный технический уровень и незаурядное импровизационное мастерство гостя, ...
«Tempest», что переводится как "Ураган" — дебютный альбом гитариста Джесси Кука. И его музыка полностью соответствует названию диска. "Tempest" — это ураган чувств, своей искренностью сметающий на своем пути опутывающие человека условности, ломающий ...