Великий Гомер был аэдом. Так в Древней Греции называли певцов, исполнявших собственные произведения, аккомпанируя себе на каком-либо, чаще струнном музыкальном инструменте. Эта традиция устного народного творчества еще жива в современном африканском государстве Мали. Там таких певцов называют гриотами. Значение их творчества для культуры Мали огромно. Как сказал малийский писатель Амаду Хампате Ба, «когда умирает гриот, это равносильно разрушению целой библиотеки». Поэтому чрезвычайно важна задача увековечивания их искусства. Салиф Кейта, выпуская альбом Boula на своем лейбле Wanda Records, сохранил для потомков музыку одного из таких гриотов, Сина Синайоко.
Синайоко, человек уже весьма зрелого возраста, происходит из народа малинке, он – представитель охотничьего братства донсо. Охотники – это замкнутая каста, со своими обрядами, традициями и со своей музыкой в том числе. Отдельные ритуальные мелодии здесь посвящаются охоте на то или другое животное, есть и песни на бытовые темы, любовная лирика и так далее.
Сина Синойоко трудно назвать певцом. В шести композициях, вошедших в альбом Boula, ему, конечно, принадлежит центральное место, но это место скорее рассказчика, чем вокалиста в европейском понимании этого слова. То медленно, то переходя на скороговорку, он делится со слушателями своими историями. Сегодня, когда нам уже неплохо известна стилистика рэпа, с удивлением обнаруживаешь определенное сходство в манере исполнения степенного малийского гриота и крутых афроамериканских парней из Нью-Йорка и Чикаго. Только за простотой и кажущейся архаичностью искусства Синайоко стоят многовековые традиции, а не мода, появившаяся пару десятилетий назад.
Воистину, ничто не ново под Луной…
Естественное любопытство, любовь к world music, желание услышать нечто экзотичное – любой из этих мотивов может послужить поводом для знакомства с этим диском. Надеюсь, он вас не разочарует.
& ℗ 2007 Wanda Records / Universal Music Jazz France
6 tks / 30 mins
диск предоставлен Universal Music Russia
Внешне загадочное название ансамбля расшифровывается довольно просто: в нем переплетены первые слоги фамилий участников трио из Санкт-Петербурга. Это вокалистка Полина Руновская, контрабасист Владимир Шостак и пианист и кларнетист Вадим Бондаренко. ...
Испанский лейбл Vampisoul расширяет сферу своих интересов. Как явствует из названия представляемого альбома, теперь в нее попала и Африка. В Мадриде осуществили два фундаментальных релиза: выпущен в формате 2CD и 3LP полный комплект записей 70-х ...
Первая встреча двух выдающихся гитаристов произошла в далёком 1974 году, когда уже очень занятой сессионный музыкант Ларри Карлтон не смог поехать в составе группы L. A. Express в концертное турне с Джони Митчелл. Ему на замену был приглашён ещё ...
В названии второго альбома австрийского авангардного джазового трио Kelomat не случайно упоминается Москва. Два трека из семи вошедших в состав диска – Auf Der Zuckerseite и самая большая композиция, пятнадцатиминутная ...
В создании нового альбома Юры Нестеренко, помимо организованных им проектов White Night blues и NESTARы band, принимали участие коллективы «Крама», «Палац» и Константин Концевой (Осимира). Трудно сказать, какой именно стиль преобладает в композициях ...
Альбом минского пианиста, клавишника, композитора Максима Пугачева очень интересен по крайней мере по двум причинам. Его можно рассматривать, скажем, как своеобразный групповой фотопортрет современных мастеров белорусского джаза. Разумеется, ...
Американский блюзмен Фрэнк «Сан» Силз (1942 – 2004), гитарист, певец, композитор, пользуется у себя на родине заслуженной славой одного из ярких мастеров чикагского блюза, а также соул-блюза, который он с блеском исполнял ближе к ...
Альбом с экстравагантным названием «Это встречается с тем» и с не менее причудливой обложкой ознаменовал собой дебют Джона Скофилда на лейбле Emarcy после почти десятилетнего сотрудничества с Verve. Но от перемены мест приложения усилий ...
В России выпускается не так много дисков отечественных джазменов. Поэтому каждый из них вызывает живой интерес. Прежде всего любопытно услышать новый альянс музыкантов и выяснить, что он дал каждому из его участников. Вышедший в Ростове-на-Дону ...
Басист Бернд Затцингер (р.1977) – фигура весьма примечательная в австрийском джазе. Бернд в равной степени хорошо играет как на электрическом, так и на акустическом инструменте. Он не только исполнитель, но и талантливый композитор и ...
"Концерт в ГЕЗе" -- запись выступления группы в "Галерее экспериментального звука" (ГЭЗ-21, Петербург) весной 2007 года. Оставаясь в первую очередь проектом глубоко мелодическим, КМ на этот раз представил программу, акцентированную больше на ...
Выпуска этого диска ждали почти пять лет, ибо первый – Happy Birthday – разошелся буквально сразу. Да и как могло быть иначе! Впервые в России вышла запись, демонстрирующая достижения самой молодой ступени джазового образования. Любопытство было ...