Великий Гомер был аэдом. Так в Древней Греции называли певцов, исполнявших собственные произведения, аккомпанируя себе на каком-либо, чаще струнном музыкальном инструменте. Эта традиция устного народного творчества еще жива в современном африканском государстве Мали. Там таких певцов называют гриотами. Значение их творчества для культуры Мали огромно. Как сказал малийский писатель Амаду Хампате Ба, «когда умирает гриот, это равносильно разрушению целой библиотеки». Поэтому чрезвычайно важна задача увековечивания их искусства. Салиф Кейта, выпуская альбом Boula на своем лейбле Wanda Records, сохранил для потомков музыку одного из таких гриотов, Сина Синайоко.
Синайоко, человек уже весьма зрелого возраста, происходит из народа малинке, он – представитель охотничьего братства донсо. Охотники – это замкнутая каста, со своими обрядами, традициями и со своей музыкой в том числе. Отдельные ритуальные мелодии здесь посвящаются охоте на то или другое животное, есть и песни на бытовые темы, любовная лирика и так далее.
Сина Синойоко трудно назвать певцом. В шести композициях, вошедших в альбом Boula, ему, конечно, принадлежит центральное место, но это место скорее рассказчика, чем вокалиста в европейском понимании этого слова. То медленно, то переходя на скороговорку, он делится со слушателями своими историями. Сегодня, когда нам уже неплохо известна стилистика рэпа, с удивлением обнаруживаешь определенное сходство в манере исполнения степенного малийского гриота и крутых афроамериканских парней из Нью-Йорка и Чикаго. Только за простотой и кажущейся архаичностью искусства Синайоко стоят многовековые традиции, а не мода, появившаяся пару десятилетий назад.
Воистину, ничто не ново под Луной…
Естественное любопытство, любовь к world music, желание услышать нечто экзотичное – любой из этих мотивов может послужить поводом для знакомства с этим диском. Надеюсь, он вас не разочарует.
& ℗ 2007 Wanda Records / Universal Music Jazz France
6 tks / 30 mins
диск предоставлен Universal Music Russia
Дуэт гитаристов, входящих в высшую лигу мирового джаза по этому инструменту примечателен уже сам по себе. И Джо Бек, и Джон Аберкромби неоднократно участвовали в таких проектах, при этом, к примеру, со Скофилдом играли оба. Но вот друг с другом они ...
Диски с такой музыкой редки в блюзовой части редакционной почты. Слушатель, привыкший к взрывной мощи чикагского электрического блюза и многочисленных блюз-роковых подражаний оному, может и не почувствовать такую музыку. Но если она тронула ваше ...
2007-й год выдался весьма удачным для саксофониста Николая Моисеенко. В этом году вышел не только дебютный альбом ансамбля Sunlight, который Николай возглавляет вместе с пианистом Евгением Лебедевым, но и персональный альбом молодого музыканта. ...
Альбом Urban Jungle, выпущенный Брайаном Бендером в рамках проекта Brian Bender and The World Beatniks, я бы рекомендовал в качестве прекрасного аудио-пособия педагогам, читающим своим студентам курс этнической музыки. Каждая из девяти композиций ...
Джимми Такери, известнейший клубный блюз-рокер, как-то признавался, что всегда хотел записать полностью инструментальный альбом, но неизменно получал отпор даже со стороны независимых рекод-компаний. Их не смущает даже тот очевидный факт, что с ...
В тот вечер, 17 октября 2005 года, гостями Игоря Бутмана в московском клубе LeClub были Владимир Иванов и его группа Ornithology. Их совместный концерт и стал сюжетом представляемого DVD. Владимир – известный московский музыкант и композитор, ...
Удивительный проект! Наверное, только Игорю Бутману с его реноме первого джазмена России и весомым авторитетом на родине джаза он и был под силу. Только Игорь смог собрать, пусть даже в Нью-Йорке, в одну команду звезд и супер-звезд мирового джаза ...
Уж не знаю, из каких соображений квинтет молодых московских музыкантов избрал для себя достаточно банальное название Sunlight, но если толчком для этого послужил одноименный альбом Херби Хэнкока конца 70-х годов, многое становится на свои места. ...
Блюз рождается в Чикаго, в Дельте, в Пидмонте, в Техасе, а живет он по всему миру, в том числе, разумеется, и в Нью-Йорке. Второй в карьере Дэйва Филдса альбом демонстрирует, что и в этом мегаполисе он чувствует себя совсем неплохо. Дэйв пока лишь ...
Ассоциации при первом взгляде на обложку этого альбома возникают чисто флибустьерские: пираты Карибского моря, «вьется по ветру Веселый Роджер, люди Флинта песенки поют»… Но при более внимательном рассмотрении обнаруживаешь, что ...
Название альбома лаконично, но особых пояснений не требует – действительно, вас ждет встреча с музыкой знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццолы. Все композиции, звучащие здесь, - это его произведения. Сложнее с названием ...
Карла Томас была в середине 60-х годов одной из виднейших представительниц так называемого «Мемфис саунд», специфичного и очень популярного в тот период направления в афроамериканской музыке. Направление это, в свою очередь, неразрывно ...