Эта музыка абсолютно не похожа на джаз как в его традиционном понимании (свинг здесь можно искать с тем же успехом, что и пульс на протезе, а ударные или хотя бы контрабас блистают своим отсутствием), так и в суперавангардном обличье (никаких электронных "примочек", никаких конкретных звуков и скрипов, слушатель не дождется резких, как удар из-за угла, алогичных диссонансов). Но эта музыка является джазом, и очень современным, по степени эмоционального напряжения, по свободе выражения музыкальных идей, наконец, по явному уважению автора и исполнителей этой музыки к интеллектуальному багажу слушателя. А еще эта музыка насквозь проникнута духом академической традиции чуть ли не во всей ее перспективе — от Ренессанса до ХХ. Звуковые облака то и дело сгущаются в силуэты, напоминающие то Перселла или Хиндемита, то Дюка или Гила Эванса, а над ними неслышно, но ощутимо парит Иоганн Себастьян...
А сочинил эту удивительную музыку Кенни Уилер, канадец, почти пятьдесят лет назад перебравшийся в Англию. За эти годы он стал здесь одним из патриархов современного джаза, переиграл и подружился чуть ли не со всеми местными модернистами (один из них, Ивен Паркер, стал продюсером данного проекта), а для многих более молодых музыкантов до сих пор остается настоящим маяком (участник проекта, гитарист Джон Паричелли, признался, что начал заниматься музыкой ради двух вещей: работать с Аретой Фрэнклин и с Кенни Уилером; теперь одна из целей им достигнута). Чисто британский состав исполнителей Кенни отобрал и для участия в "A Long Time Ago".
Новый проект Уилера имеет подзаголовок: "Музыка для ансамбля медных и солистов". Название по-академически сухое и по-академически точное. Солируют сам Уилер на флюгельгорне, а также пианист и гитарист. Они ведут активный диалог с мощной духовой группой из четырех труб и четырех тромбонов под управлением дирижера Тони Фолкнера, в биг-бэнде которого Уилер работал почти тридцать лет назад. Почти половину диска занимает программная композиция "The Long Time Ago Suite" (сюита "Давным-давно") — объемное сочинение, построенное по классическим канонам, выдержанное в светлых, но минорных тонах и оставляющее ощущение легкой грусти — его, наверное, хорошо слушать золотой осенью: когда деревья за окном еще переливаются всеми оттенками багрянца, но ветер уже гоняет по асфальту стаи пожухлых листьев. Лирика, грусть, но только не скука и не черная тоска — это главное ощущение и от альбома в целом, включая и пьесу с жутковатым названием "Ballad For A Dead Child" ("Баллада для мертвого ребенка"), и двухчастную композицию "One Plus Three", где Уилер импровизирует на флюгельгорне без сопровождения, но зато смонтировав с наложением три записанные по отдельности партии.
Постарайтесь найти и послушать новую работу Кенни Уилера: право, и музыка, и исполнение того стоят.
А вот знаете, в чем польза для джаза от распада великого и могучего СССР? А в том, по-моему, что знакомство с творчеством музыкантов, проживавшими в некогда братских джазовых республиках, сегодня приобретает некий особо приятный смысл. Да, ранее мы ...
Отличный, следует признать, альбом! Не из числа тех, после прослушивания которых с полмесяца ничего больше и слушать-то не хочется. Он из тех, которые хочется иметь в домашней фонотеке в качестве раритета и слушать тогда, когда остаешься один. Не ...
Даже если вас отталкивает стиль acid и вы ищете в музыке, приближенной к джазу, чего-то более выразительного, этот диск можете слушать смело: здесь только форма звучания эйсидовая, а содержание явно тяготеет к world music. Это тот случай, когда ...
Все возвращается на круги своя... М-да, вот теперь и джаз, по крайней мере в своем фанковом обличье, опять приходит к тем функциям, которые он выполнял в начале века — развлечение, шоу, яркое зрелище. Довольно символично, что трубач и вокалист Майкл ...
Тромбонист Куртис Фолкс из Бруклина записывался и с Биллом Фризоллом, и с Ширелом Кроу. Он же основатель великолепной нью-йоркской группы "Jazz Passengers", и в данном проекте есть отчетливый отпечаток следов как и от "Jazz Passengers", так даже и ...
"Время вдохновения" — очень обаятельный альбом, если можно так выразиться. Здесь даже "So What" М. Дэвиса и "Express 01" А. Клипова в своей динамике несут положительный заряд. Что уж говорить о пьесах Игоря Бойко — "Time Of Inspiration", "Christmas ...
"Вязальная фабрика" банальных веников не вяжет. Вся продукция этого лейбла оставляет сильное впечатление. И этот диск — не исключение. Хотя здесь уже и не экспериментируют и не ищут новых способов вызвать шок и недоумение. Все это осталось в первой ...
О "Втором приближении" в последнее время так много и умно писали его вдохновитель Михаил Митропольский и другие джазовые публицисты, к тому же и в буклете к представляемому альбому о них сказано предостаточно — что ж тут добавить? Можно только ...
Вполне приятное знакомство с молодым украинским коллективом, исполняющим авторскую музыку в стилистике, которую самыми общими словами можно назвать "такой вот фьюжн". И действительно: творчество квинтета вполне укладывается в рамки данного стиля, ...
"Слишком горячий для слов" ("Too Hot For Words") альбом не самой известной у нас вокалистки вряд ли станет для кого-то откровением. Разве что... Разве что позволит еще раз окунуться в мир старого джаза, вспомнить мелодии преимущественно тридцатых ...
Музыка альбома удивительно точно соответствует его названию. "Музыка ночью, вместе с тобой" — и правда, подобное изложение стандартов можно назвать джазовыми ноктюрнами, настолько исполнение смягчено и лишено характерной джарреттовской экспрессии. ...
Ветеран акустической гитары Баки Пиццарелли после альбома-дуэта со своим сыном Джоном выпускает сольный проект, посвященный великим гитаристам-"акустикам" прошлого — Эдди Лангу (Eddie Lang), Карлу Крессу (Carl Kress) и Дику Макдонаху (Dick ...