Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: Earth Tones (2015) и Natural Time (2016). Momentum – новый шаг в творческом развитии, и очень любопытно проследить, в каком направлении оно происходит. Внешне изменений вроде бы немного: австро-сербский квартет, сформировавшийся в 2016 году, в том же составе представлен и в новом альбоме, по-прежнему все композиции сочинены самой Мюриэль, неуклонно расширяющей свой саксофонный арсенал – на сей раз наряду с сопрано и альтом, она играет и на тенор-саксофоне. Кто знает, может быть, в будущем дело дойдет и до баритона?
Но когда я начал слушать музыку, то понял: что-то изменилось. Сначала это ощущение было тяжело трансформировать во что-то конкретное, но мне помогла обложка альбома. Как и ранее, это абстрактная живопись, но, вспоминая прежние работы, видишь: сегодня здесь гораздо меньше ярких светлых тонов, превалируют краски темные, голубизна сгущается в темно-синие, почти черные полосы. Случайность? Возможно. Но в музыке Мюриэль, во все столь же эмоциональных соло на саксофонах, в лихорадочной скорости гитарных партий ее неизменного уже много лет партнера Радомира Милойковича, в, падающих, как тяжелые капли дождя, звуках перебора струн контрабаса Джины Шварц в Chant, мне чудится тревога и напряжение, которого не было в ее прежних альбомах. Меняется наш мир, он становится все более хрупким и уязвимым. Люди искусства чувствуют это глубже и сильнее других и передают это ощущение доступными им средствами. «Предчувствие гражданской войны» Дали не похоже на абстрактную живопись с обложки Momentum, но музыка этого альбома – и в стартовой Elevation, и в титульной пьесе, и в Chant, и даже в финальной Gratitude – показалась мне пронизанной теми же настроениями. Допускаю, что такая трактовка – плод воображения автора этих строк, но и автор очень толковых liner notes к альбому Берт Янник не случайно в конце своего эссе цитирует слова Мюриэль Гроссман: “Музыка должна поднимать людей и приводить слушателей в возвышенное состояние души. Momentum -это призыв взять на вооружение свой талант и посвятить его гуманизму, бороться за наши ценности, сохранение природы и всем вместе сотрудничать во имя наших будущих поколений.“
В совершенстве владея языком современного нового джаза, обладая прекрасной техникой игры, Мюриэль Гроссманн внесла в свой стиль исполнения неподдельную глубину и эмоциональность вкупе с пониманием особой ответственности человека искусства за тот message, который он несет людям. Сочетание редкое и очень симпатичное!
Петербургского (а ранее иркутского) тенор-саксофониста Антона Рязанова я впервые услышал в альбоме Under The Basеboard питерской же группы Dead Frank. Но там Антон был только гостем, участвовавшим в записи нескольких треков, а основным «местом ...
Нонет в джазе – формат странный, какой-то промежуточный: то ли расширенное комбо, то ли сильно суженный биг-бэнд. Тут все зависит от концепции, которую вкладывает в этот формат бэнд-лидер. В случае с No Net Nonet Лукаса Пино больше оснований ...
Поиск философского камня, трансмутации химических элементов, получение золота из других веществ – вот обычные занятия алхимиков. Что имел ввиду молодой (26 лет) канадский басист и композитор Люк Селлик, называя одну из композиций своего ...
Продолжаем с интересом наблюдать за коллаборациями бразильского гитариста Лупы Сантьяго с европейскими партнерами. В прошлом году на сайте рецезировался альбом Ubuntu, который квартет Сантьяго записал в содружестве с австрийским тромбонистом Эдом ...
В 1967 году, пол-века назад, был выпущен альбом Are You Experienced. С той поры берет отсчет начало стремительной и короткой карьеры и, одновременно, крепнущей из года в год все прошедшие десятилетия всемирной славы гениального гитариста Джими ...
Этот диск пришел в Jazz-Квадрат из Дании. Несмотря на вполне нейтральную репродукцию одной из работ Пауля Клее на обложке, уже в самом названии коллектива из Копенгагена сразу почудилось нечто необычное: Mames Babegenush. Позвольте, да это ...
Вам не чудится что-то знакомое в названии альбома: Mission Cimbalom? Ну, конечно же, это столь привычные нам цимбалы! Этот инструмент распространен во многих странах Центральной и Восточной Европы, и в каждой стране его название несколько ...
Вон он, Марк Келсо, второй справа на фотографии всего ансамбля The Jazz Exiles, помещенной на обложке альбома Elementals. В 2016 году группа из Торонто The Jazz Exiles дебютировала альбомом Stealing From My Youth, который оказался настолько ...
Немецкого гитариста Маркуса Ройтера доводилось слышать неоднократно: в альбомах трио Stick Men с Тони Левиным и Патом Мастелотто, в квартете с Уингфилдом, Стави и Сиркисом (все эти обзоры можно найти а сайте), но Falling For Ascension – первый ...
В 2016 году немецкий лейбл из Шварцвальда MPS Records переиздал в сетевом варианте три из шести альбомов в своем каталоге известного французского джазового пианиста Мартиаля Соляля. В трех из них партнером Соляля был крупнейший европейский джазовый ...
Песня – это судьба. Судьба – это песня. На гэльском языке это слова-омонимы: An Dàn – это и песня, и судьба. Гэльский язык – один из самых малочисленных в группе кельтских языков. Сегодня на нем говорят лишь несколько ...
Деви Мамбука родилась и провела детские годы жизни в Габоне. Ее отец – коренной африканец, представитель народа бахумбу, мать –родом из Сингапура, причем в ее родословной переплелись китайская, английская и индийская (причем, из высшей ...