Приятная новость с испанского острова Ибица: Мюриэль Гроссман выносит на суд слушателей свой новый альбом Momentum. С живущей здесь австрийской саксофонисткой и композитором наши читатели уже имели возможность познакомиться по предыдущим работам: Earth Tones (2015) и Natural Time (2016). Momentum – новый шаг в творческом развитии, и очень любопытно проследить, в каком направлении оно происходит. Внешне изменений вроде бы немного: австро-сербский квартет, сформировавшийся в 2016 году, в том же составе представлен и в новом альбоме, по-прежнему все композиции сочинены самой Мюриэль, неуклонно расширяющей свой саксофонный арсенал – на сей раз наряду с сопрано и альтом, она играет и на тенор-саксофоне. Кто знает, может быть, в будущем дело дойдет и до баритона?
Но когда я начал слушать музыку, то понял: что-то изменилось. Сначала это ощущение было тяжело трансформировать во что-то конкретное, но мне помогла обложка альбома. Как и ранее, это абстрактная живопись, но, вспоминая прежние работы, видишь: сегодня здесь гораздо меньше ярких светлых тонов, превалируют краски темные, голубизна сгущается в темно-синие, почти черные полосы. Случайность? Возможно. Но в музыке Мюриэль, во все столь же эмоциональных соло на саксофонах, в лихорадочной скорости гитарных партий ее неизменного уже много лет партнера Радомира Милойковича, в, падающих, как тяжелые капли дождя, звуках перебора струн контрабаса Джины Шварц в Chant, мне чудится тревога и напряжение, которого не было в ее прежних альбомах. Меняется наш мир, он становится все более хрупким и уязвимым. Люди искусства чувствуют это глубже и сильнее других и передают это ощущение доступными им средствами. «Предчувствие гражданской войны» Дали не похоже на абстрактную живопись с обложки Momentum, но музыка этого альбома – и в стартовой Elevation, и в титульной пьесе, и в Chant, и даже в финальной Gratitude – показалась мне пронизанной теми же настроениями. Допускаю, что такая трактовка – плод воображения автора этих строк, но и автор очень толковых liner notes к альбому Берт Янник не случайно в конце своего эссе цитирует слова Мюриэль Гроссман: “Музыка должна поднимать людей и приводить слушателей в возвышенное состояние души. Momentum -это призыв взять на вооружение свой талант и посвятить его гуманизму, бороться за наши ценности, сохранение природы и всем вместе сотрудничать во имя наших будущих поколений.“
В совершенстве владея языком современного нового джаза, обладая прекрасной техникой игры, Мюриэль Гроссманн внесла в свой стиль исполнения неподдельную глубину и эмоциональность вкупе с пониманием особой ответственности человека искусства за тот message, который он несет людям. Сочетание редкое и очень симпатичное!
В свои 36 лет американский баритон-саксофонист Би Джей Дженсен издает в июне уже десятый альбом в качестве лидера. Завидная продуктивность! При этом у каждой из его работ свое лицо, свои особенности. Могу судить об этом по последним двум его ...
Invanskrue – юбилейный, 25-й релиз петербургского лейбла Intonema Records. Не знаю, случайно или нет, но, на мой взгляд, абсолютно логично, что юбилейным стал альбом с участием основателя этого авангардного лейбла Ильи Белорукова. Вышел альбом ...
Serenity Knolls, в переводе что-то типа «Умиротворяющие сопки», - так называется центр по реабилитации наркоманов к северу от Сан-Франциско. Там в 1995 году умер во сне от сердечного приступа легендарный американский рок-музыкант, ...
Есть джаз, который идеально звучит в клубной атмосфере, и есть джаз, который словно предназначет для сцены филармонической. Одни любят первый вариант, другие предпочитают второй. Новый альбом Билла Канлифа BACHanalia явно будет ближе последним. Его ...
Билл О’Конелл (р.1953) – опытнейший джазовый пианист из Нью-Йорка, работавший за свою долгую карьеру с очень многими из тех, кто составляет джазовую элиту. Это и Сонни Роллинс, и Чет Бейкер, и Гато Барбиери. Но особенно преуспел этот ...
Много лет (почти сорок!) тромбонист Боб Феррел проработал в биг-бэнде Дюка Эллингтона. Он пришел в этот прославленный коллектив в 1979 году девятнадцатилетнем юношей, оркестром руководил в те годы уже сын великого музыканта, Мерсер Эллингтон. С этим ...
Каждое новое имя в мужском джазовом вокале – это событие. Претенденты в новые Эллинги и Портеры появляются значительно реже, чем претендентки на лавры Эллы Фитцджеральд или Сары Воэн. Поэтому я ждал знакомства с новым альбомом певца из ...
В 2016 году мы уже знакомили наших читателей с необычным творчеством Дэйва Солджера, представляя его авангардную оперу на темы Древнего Египта The Eighth Hour of Amduat, и рассказывали о его сотрудничестве с такими интеллектуалами, как Курт Воннегут ...
C Брэдом Майерсом, гитаристом из Цинцинатти, Огайо, мы уже знакомились в 2015 году, благодаря его альбому Prime Numbers. В марте 2017-го поступает в продажу его новый альбом Sanguinaria (Hopefulsongs). Но как же не похожи друг на друга эти две ...
Даже обложка этого альбома с традиционным фото исполнителей на обложке обращает память к добрым старым временам. Да и музыка альбома подстать обложке. Нет, это не джазовое ретро, это качественный современный джаз, основанный, однако, на проверенных ...
Забавное совпадение: два ведущих мастера импровизационной музыки в Беларуси, Виктор Семашко и Леонид Нарушевич, почти одновременно «засветились» в проектах, где главную роль играет мелодекламация. Сразу возникает соблазн сравнения, ...
Итак, «продолжение банкета» (см. на сайте рецензию на дебютный альбом проекта Бубен –Нарушевич – Байсан Bulbahuana) незамедлило последовать. Уже в конце апреля 2017 года трио запустило в Сеть свой новый альбом под ...