Да, конечно же, это не та джазовая классика, когда очень темнокожая и очень объемная дама исполняет стандарты из The Great American Songbook. Впрочем … Если послушать, скажем, Stop Making Love, не зная, кто поет, то абсолютно "черное» по интонациям и манере пения звучание в лучших традициях музыки соул от Tamla Motown может вызвать и такие ассоциации, особенно забавные, когда вглядываешься в фотографии исполнительницы, которой в «золотые годы» Motown еще просто не было на свете. Что ж, дебютный альбом молодой москвички Саши Фрид не зря называется «Фантасмагория»,и Сашаприберегла для него целую коллекцию разных вокальных «нарядов».
За последние пару лет Саша Фрид покорила целый ряд культовых клубных площадок российской столицы, «засветилась» на многочисленных фестивалях, а на «Усадьба Jazz Роза Хутор» стала призером. Фонографический дебют, принявший в итоге достаточно непривычную форму 2 ЕР, готовился в общей сложности полтора года. Особый вклад в его подготовку внесли продюсер проекта Алексей Москалев и автор большинства аранжировок гитарист Андрей Кан, но главное лицо здесь, без сомнения, - сама Саша. Автор почти всей музыки альбома (кроме трех песен) и почти всех (опять-таки, кроме трех песен) текстов (ужасно сухое и несправедливое по отношению к творчеству Саши слово, но об этом чуть позже), она поделила программу между двумя дисками очень осознанно, да и фотографии на обложки подобрала тоже соответствующие.
Итак, первый ЕР (оба диска я слушал с бонусными треками, по одному на каждый). На черно-белой обложке – портрет певицы в профиль. Саша тут выглядит (хочет казаться?) старше, взрослее своих лет. Под стать образу – песни на этом диске. Джазовыми я бы их не назвал. На мой вкус, по выразительности исполнения, вокальному мастерству и настоящей, полноценной Поэзии этих песен, - это чрезвычайно симпатичный симбиоз Елены Камбуровой и Джони Митчелл (человек лет на двадцать моложе автора этих строк выбрал бы другие имена для сравнения). Характерно, что в двух треках музыка Фрид звучит на стихи такого человека, как Илья Кормильцев, а собственные стихи в песне «Во сне» Саша соединила со строками Бориса Пастернака. Та же «Во сне» вместе с «Выдох» и «Ноль» - мои вершины этого диска. Не могу не отметить и сочное фортепьянное соло Ю.Перминовой в первой из этих трех композиций. Что же до цельности программы первого диска, то ее несколько ломает (или готовит к диску №2?) бонусный трек «Обладать» с обилием электроники и несколько иным настроением.
Полностью же иное настроение царит на том самом втором ЕР. На обложке здесь та же Саша ну в очень нежном возрасте. В таком возрасте любят играть, шалить, озорничать и капризничать (некоторые проносят эту любовь и через всю взрослую жизнь). С известной долей воображения указанные свойства можно соотнести с песнями этого диска. Куда более энергичная музыка, в которой вместо одинокого саксофона на первом диске звучит уже целая духовая пачка, острая акцентированная ритмика, почти везде Саша поет по-английски – под эти песни хорошо веселиться, танцевать, они вполне уместны на дискотеке (одна так и называется: Diskoteka). Словом, полная смена декораций, наглядно иллюстрирующая широту творческих возможностей … дебютантки? Формально, да, но фактически - уже сложившейся и очень талантливой певицы и автора песен. Сама Саша говорит о своей «Фантасмагории» так: «…Общая тема альбома – это абсурд, который является лейтмотивом всего моего творчества, да и образа жизни в целом. Это альбом-откровение. Сюжеты в моих песнях чаще всего являются интуитивными образами из моей жизни и того, что меня окружает.»
Ох, много чего окружает в жизни Сашу Фрид. В этой связи особенно интересно, что будет дальше. Потенциал позволяет рассчитывать на самые громкие успехи, как в коммерческом, так и в творческом плане. Будем ждать «продолжения банкета».
Flow - так назвал свой новый, третий по счету, альбом израильский пианист из Тель-Авива Ари Эрев. В буклете к альбому он говорит о многозначности этого английского слова. Есть понятие «поток», в котором он видит нечто общее с музыкой, ...
С очень любопытного и многопланового проекта начинает наш сайт знакомство с релизами лейбла Intonema из Санкт-Петербурга, ориентированного на импровизационную и экспериментальную музыку (кто бы сомневался – ведь курирует работу лейбла ...
Если представить биографию джазового барабанщика и композитора Асафа Сиркиса в виде цепочки городов, то она будет выглядеть так: Петах-Тиква – Реховот – Тель-Авив – Лондон. В первом из них он родился в 1969 году, во втором – ...
Очередное сетевое переиздание лейбла из Шварцвальда посвящено одной из первых в Европе групп, исполнявших сложный, многоплановый вариант музыки фьюжн – с элементами прото-прог-рока, этники и мощной электрифицированной составляющей. Association ...
Одри Силвер – опытная джазовая певица с именем и хорошей репутацией, чего добиться в Нью-Йорке очень нелегко. Джазом и джазовым вокалом в частности она увлеклась давно, хотя начинала с академического фортепьяно и виолончели. Эффективно ...
Очень интересное переиздание в «сетевой» серии немецкого лейбла MPS. Здесь интересно все: личность автора проекта, история проекта, ну и, конечно же, музыка альбома 1968 года Auto Jazz /Tragic Destiny Of Lorenzo Bandini. Вот, пожалуй, в ...
Повезло тем, кто слушал первый альбом немецкого трубача Бастиана Штайна для Pirouet Records – Diegesis, им есть с чем сравнивать. Мне же, знакомясь с этим музыкантом по его новой работе Viktor, выпущенной лейблом три года спустя, приходится ...
С начала 90-х годов прошлого века уругвайский гитарист Беледо живет и работает в Нью-Йорке. В детстве он начинал с игры на фортепьяно, но подъем рок-музыки заставил его обратиться к гитаре, ставшей для него основным инструментом. До переезда в США ...
Первое для сайта знакомство с небольшой независимой фирмой звукозаписи spina!rec из Санкт-Петербурга, специализирующейся на издании в кассетном, виниловом и сетевом варианте работ музыкантов, занимающихся импровизационным авангардом, в первую ...
С греческим ансамблем из Афин Borderline Syndrome мы знакомим наших читателей на их втором диске, ЕР под названием Synapses, выпущенным в 2016 году. Дебютным же стал для группы альбом Stateless, изданный еще в 2012-м. Я его не слышал, но потому, что ...
Арфа – инструмент древний, но сравнительно редко попадающий в эпицентр внимания публики – это касается как академической музыки, так и джаза. Арфу, по крайней мере в ее классическом варианте, считают преимущественно женским инструментом ...
Для канадской басистки, певицы и композитора Брэнди Дистерхефт Blue Canvas – это уже четвертый альбом в дискографии. Уроженка Ванкувера дебютировала еще в 2008 году альбомом со скромным названием Debut, но эта работа сразу принесла ей высшую ...