Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает своей масштабностью: по объему это двойной диск в сто минут звучания, по количеству участвовавших в нем музыкантов и географии, наконец, по музыке альбома новому проекту Двики присущ поистине планетарный охват. И самому Дхармавану, и шефу MoonJune Леонардо Павковичу, выступившим совместно в роли продюсеров, пришлось немало попотеть. Основные записи Двики проделал в одной из студий Лондона в июне 2015 года с участием британско-израильской ритм-группы Ярон Стави – Асаф Сиркис, их земляка, саксофониста и кларнетиста Гилада Атцмона, своего земляка, проживающего в Лондоне Ариса Дарьоно и двух отличных гитаристов, Марка Уингфилда и Николаса Мейера. Виртуоз вокала Борис Савольделли записал свои партии в родной Италии в августе того же года. Раньше всего в Джакарте еще в мае были сделаны записи индонезийского гамелана и певицы Пени Кандрарини. Характерно, что почти все упомянутые исполнители входят в круг музыкантов, сотрудничающих с MoonJune Records, и наши читатели могли встречать их в обзорах тех или иных дисков. Да, совсем забыл последний штрих: в том же августе, на острове Бали, непосредственно в живой природе были записаны голоса местных лягушек, понадобившихся Двики для композиции Frog Dance. В октябре 2015-го и в апреле 2016-го Марк Уингфилд сменил гитару на пульт звукоинженера в Кембриджшире, чтобы в два приема отшлифовать все записи, свести их и сделать мастеринг. Так родился Pasar Klewer.
В основном альбом составлен из композиций и аранжировок самого Двики Дхармавана. Кроме того, вместе со Стави и Сиркисом он сочинил пьесу London In June. Одну композицию, Life It Self, написал Асаф Сиркис, а легендарный лидер Soft Machine Роберт Уайетт представлен композицией Forest сразу в двух версиях, вокальной и инструментальной. Это, так сказать, внешняя канва. По сути же Pasar Klewer представляет собой убедительный ответ тем, кто торопится хоронить музыку фьюжн. Да, кризис этого направления имел место быть, эпигоны классиков направления исчерпали свои возможности, но их место заняли новые люди с новыми идеями, такие, как Двики Дхармаван, демонстрирующий полнокровный, полный жизни и энергии фьюжн XXI века.
Интересно, что Двики, игравший в So Far So Close преимущественно на клавишных, на сей раз играет исключительно на акустическом инструменте. Еще одно отличие: если в So Far So Close этнические моменты звучали весьма приглушенно, то здесь слушатель окунается просто в море этники, причем не только индонезийской, хотя последняя, естественно, превалирует. В Spirit Of Peace можно услышать характерные ориентальные мотивы в соло на кларнете Атцмона, а Асаф Сиркис, которого я слушал довольно много, раскрылся для меня в этой же пьесе с совершенно новой стороны: классный ударник, он поразил искрометным скэт-вокалом в южноиндийской традиции силлабического пения коракол. А вообще в альбоме много всего, и все рассыпано по его композициям щедрой рукой: акустика и электроника, инструментальная и вокальная музыка, современные новые инструменты, вроде глиссентара Николаса Мейера, и старинные индонезийские экзоты. Коль уж затронута тема вокала, то нельзя не отметить два трека, где с привычным блеском поет Борис Савольделли, изысканный вокал Пени Кандрарини, а еще я не могу сказать по-другому об игре Марка Уингфилда в инструментальной версии Forest – его гитара здесь именно поет.
А всем этим пестрым и ярким, как городская сценка на улицах индонезийского города, вынесенная на обложку, миром уверенно руководит автор проекта, Двики Дхармаван. Разумеется, он много солирует, но, в первую очередь, внимательно слушает своих партнеров – темпераментного Атцмона, обоих гитаристов, ритм-группу – и с хирургической точностью реагирует на их высказывания. Пожалуй, лишь в лиричной и тонкой композиции Purnama Двики решительно выходит на авансцену, заполняя звучанием своего рояля звуковое пространство пьесы. Сильное впечатление оставляет его проект, сильное и оптимистичное. Фьюжн от таких мастеров подарит нам еще немало ярких впечатлений.
Если верить пресс-релизу, Диего Мартинеса называют enfant terrible мексиканской электронной музыки. Возможно. Я назвал бы его просто очень большим мастером этого субжанра, настоящим виртуозом синтезаторов и других электронных устройств. Диего ...
Большинство любителей воспринимает бразильский джаз сквозь призму ритмов самбы и босановы и никак иначе. Я, грешный, тоже во многом подвержен этому стереотипу. Просто, другой бразильский джаз слушать приходиться крайне редко. Но вот альбом Ubuntu ...
Американо-израильский ансамбль из Чикаго Marbin не только интенсивно концертирует (количество выступлений за год – около 250!), но и активно пополняет свою дискографию. Весна 2016-го подарила поклонникам Marbin уже шестой по счету альбом, ...
Видимо, не подлежит сомнению, что самым знаменитым семейным кланом в современном джазе остается семейство Марсалисов. Но альбом Grace знакомит нас с также весьма креативным и интересным семейным бэндом. И хотя на обложке альбома стоит только имя ...
Начну с прямой цитаты «вводного» текста, опубликованного лейблом, благо он небольшой, и вдобавок вобрал в себя названия всех шести композиций альбома, рассыпанные по тексту, как изюм по булочке: «Марс-69 повстречал Гауте Гранли. ...
Седьмой по счету альбом нью-йоркского саксофониста Мэтта Крискуоло стал вторым для нашего сайта. Два года назад мне доводилось писать о его предыдущей работе Headin’ Out, этот текст можно найти на сайте, поэтому интересующимся биографическими ...
46-летний Мэтт Лавель уже давно является заметной фигурой в авангардном крыле нью-йоркского джаза (интересно, что одним из первых заметных шагов в его творческой карьере была поездка в Советский Союз в конце 80-х в составе студенческого ...
Мэтт Юлери – один их тех, кто поддерживает славу Чикаго, как одного из крупнейших джазовых центров Америки. По основной своей музыкальной специальности он – басист, причем в широком смысле слова: помимо традиционного контрабаса, Мэтт ...
Мэтью Фрис, уроженец небольшого городка Селинсгрув, Пенсильвания, рос в музыкальной семье. Его мать была певицей академического жанра, отец преподавал фортепьяно в университете. Поэтому естественно этот инструмент стал его первым, а, после некоторых ...
Сочетание эмбиента с прог-роком – не самый частый вариант в потоке разнообразной музыкальной продукции. И если не являешься завзятым фэном именно такой музыки, оно может поначалу показаться непривычной. Возможно поэтому, слушая стартовый и ...
В 2015 году мы уже знакомили наших читателей с Midnight Sun, дебютным альбомом проекта MetaQuorum клавишника из Ньюкасла Дмитрия Ермакова, уроженца Санкт-Петербурга, который тогда еще был Ленинградом. Эту рецензию можно легко найти на сайте и там же ...
Колесить в бесконечных концертных турах по всей стране и за ее пределами, искать подходящих партнеров, добиваться выгодных контрактов с лейблами – или обходиться без ассистентов, все делать самому, спокойно работать в своей домашней студии, ...