Вслед за дебютным на MoonJune Records альбомом 2015 года So Far So Close (мы писали об этой работе) индонезийский пианист Двики Дхармаван выпустил чрезвычайно амбициозный (в хорошем смысле этого слова) альбом Pasar Klewer. Новый проект поражает своей масштабностью: по объему это двойной диск в сто минут звучания, по количеству участвовавших в нем музыкантов и географии, наконец, по музыке альбома новому проекту Двики присущ поистине планетарный охват. И самому Дхармавану, и шефу MoonJune Леонардо Павковичу, выступившим совместно в роли продюсеров, пришлось немало попотеть. Основные записи Двики проделал в одной из студий Лондона в июне 2015 года с участием британско-израильской ритм-группы Ярон Стави – Асаф Сиркис, их земляка, саксофониста и кларнетиста Гилада Атцмона, своего земляка, проживающего в Лондоне Ариса Дарьоно и двух отличных гитаристов, Марка Уингфилда и Николаса Мейера. Виртуоз вокала Борис Савольделли записал свои партии в родной Италии в августе того же года. Раньше всего в Джакарте еще в мае были сделаны записи индонезийского гамелана и певицы Пени Кандрарини. Характерно, что почти все упомянутые исполнители входят в круг музыкантов, сотрудничающих с MoonJune Records, и наши читатели могли встречать их в обзорах тех или иных дисков. Да, совсем забыл последний штрих: в том же августе, на острове Бали, непосредственно в живой природе были записаны голоса местных лягушек, понадобившихся Двики для композиции Frog Dance. В октябре 2015-го и в апреле 2016-го Марк Уингфилд сменил гитару на пульт звукоинженера в Кембриджшире, чтобы в два приема отшлифовать все записи, свести их и сделать мастеринг. Так родился Pasar Klewer.
В основном альбом составлен из композиций и аранжировок самого Двики Дхармавана. Кроме того, вместе со Стави и Сиркисом он сочинил пьесу London In June. Одну композицию, Life It Self, написал Асаф Сиркис, а легендарный лидер Soft Machine Роберт Уайетт представлен композицией Forest сразу в двух версиях, вокальной и инструментальной. Это, так сказать, внешняя канва. По сути же Pasar Klewer представляет собой убедительный ответ тем, кто торопится хоронить музыку фьюжн. Да, кризис этого направления имел место быть, эпигоны классиков направления исчерпали свои возможности, но их место заняли новые люди с новыми идеями, такие, как Двики Дхармаван, демонстрирующий полнокровный, полный жизни и энергии фьюжн XXI века.
Интересно, что Двики, игравший в So Far So Close преимущественно на клавишных, на сей раз играет исключительно на акустическом инструменте. Еще одно отличие: если в So Far So Close этнические моменты звучали весьма приглушенно, то здесь слушатель окунается просто в море этники, причем не только индонезийской, хотя последняя, естественно, превалирует. В Spirit Of Peace можно услышать характерные ориентальные мотивы в соло на кларнете Атцмона, а Асаф Сиркис, которого я слушал довольно много, раскрылся для меня в этой же пьесе с совершенно новой стороны: классный ударник, он поразил искрометным скэт-вокалом в южноиндийской традиции силлабического пения коракол. А вообще в альбоме много всего, и все рассыпано по его композициям щедрой рукой: акустика и электроника, инструментальная и вокальная музыка, современные новые инструменты, вроде глиссентара Николаса Мейера, и старинные индонезийские экзоты. Коль уж затронута тема вокала, то нельзя не отметить два трека, где с привычным блеском поет Борис Савольделли, изысканный вокал Пени Кандрарини, а еще я не могу сказать по-другому об игре Марка Уингфилда в инструментальной версии Forest – его гитара здесь именно поет.
А всем этим пестрым и ярким, как городская сценка на улицах индонезийского города, вынесенная на обложку, миром уверенно руководит автор проекта, Двики Дхармаван. Разумеется, он много солирует, но, в первую очередь, внимательно слушает своих партнеров – темпераментного Атцмона, обоих гитаристов, ритм-группу – и с хирургической точностью реагирует на их высказывания. Пожалуй, лишь в лиричной и тонкой композиции Purnama Двики решительно выходит на авансцену, заполняя звучанием своего рояля звуковое пространство пьесы. Сильное впечатление оставляет его проект, сильное и оптимистичное. Фьюжн от таких мастеров подарит нам еще немало ярких впечатлений.
Сорок лет – именно столько исполнилось живущему в Нью-Йорке итальянскому гитаристу Фабрицио Сотти в 2015 году, когда шла запись его очередного альбома, который увидит свет в июне этого года. Так что название Forty выглядит в данном случае ...
Итак, эхо летнего визита в Беларусь живущего в Польше британского саксофониста-импровизатора Фтлипа Палмера стало троекратным! Вслед за совместным альбомом Палмера с минским электронщиком Aortha (Chaotic Passage) и коллективным джемом британца со ...
Этот альбом обязательно станет приятным сюрпризом для поклонников традиционной ирландской музыки. Они откроют для себя совершенно новое имя, потому что Wait Till The Clouds Roll By стал дебютным альбомом для молодого ирландского музыканта Финтана ...
Не буду скрывать: в обширной и интересной группе музыкантов и коллективов, издающих свои работы под логотипом лондонского лейбла RareNoise Records, шотландская группа Free Nelson Mandoomjazz принадлежит к числу моих самых любимых. Для тех, кто не ...
«Театр абсурда» - новый альбом живущего и работающего в Нью-Йорке японского гитариста и композитора Джина Эсса. Похоже, Эсс переживает сейчас период заметной творческой активности – за последние четыре года это уже третий его ...
В августе 2014 года в клубе Chan’s, что в городе Вунсокет, Род-Айленд (это Новая Англия) записывался этот концертный альбом. Для альт-саксофониста Грега Эбата данный проект был следующим за студийным альбомом 2014 года Motif (рецензию на него ...
Замечательный американский саксофонист Грег Эбат не впервые гостит в нашем «CD- обзоре». Рецензии на его предыдущие релизы легко найти на сайте, поместив в поисковик имя музыканта. В этой связи я не очень хотел останавливаться на ...
Первый альбом пианиста Грега Мерфи на лейбле Whaling City Sound стал всего лишь четвертым в его дискографии. Уроженец Чикаго и житель Нью-Йорка с 1987 года, Мерфи – очень опытный музыкант, но записывается он действительно не часто. К ...
Rex, как известно, на латыни означает «король». При всей возможной самоиронии, вложенной автором в название этого альбома, оно отражает действительное положение вещей. Помнится, говоря об одном из предыдущих дисков Хендрика Меркенса, я ...
По-русски перевод названия этого проекта и одноименного альбома выглядит достаточно постно: «Голос против контрабаса» - ну что это такое? Зато в оригинальном, чешском, варианте есть и прямая рифма, и забавный каламбур, и известная толика ...
Лакомое блюдо подготовила для любителей новоджазовой импровизационной музыки небольшая итальянская независимая фирма nusica.org из Тревизо своим девятым релизом. К необычному стилю оформления дисков этой фирмы наши читатели уже могли привыкнуть, но, ...
Москвич Курт Лидварт, основатель лейбла Mikroton Recordings (Mikroton Digital – его сетевое подразделение) и петербуржец Илья Белоруков плодотворно сотрудничают на ниве экспериментальной музыки с 2009 года. Обзоры работ обоих звуковых ...