Tony Scott & The Indonesian Allstars - Djanger Bali
16.09.2015
Сетевое переиздание альбома, который в год своего выпуска казался экзотическим исключением в ряду «нормальной» джазовой продукции, а на деле оказался одним из провозвестников сразу нескольких тенденций в развитии музыки. Но прежде, чем подробнее говорить о Djanger Bali, стоит немного рассказать о создателе этого проекта.
Тони Скотт (его настоящее имя Энтони Скьякка, он италоамериканец) был на пике своей популярности и успеха во второй половине 50-х годов. Он работал с Билли Холидэй и Сарой Воэн, у него дебютировал молодой Билл Эванс. Со своим основным инструментом, кларнетом, он четырежды признавался критиками DownBeat лучшим исполнителем года. А потом, на рубеже 60-х, Тони круто изменил свою судьбу. В стремлении сделать джазовую прививку древним азиатским музыкальным культурам, а заодно найти новые источники вдохновения, он отправился в странствия по странам Востока. Шесть лет Тони Скотт, один из самых неутомимых путешественников в джазе, ездил по Индии, Гонконгу, Японии, Индонезии, изучал местную музыку и духовные практики, записывал невиданной тогда экзотичности альбомы с местными музыкантами. В этом ряду и стоит Djanger Bali.
Кларнет Тони звучит здесь под аккомпанемент квинтета индонезийских музыкантов. Из шести пьес, составивших этот диск, лишь две принадлежат Западу – тема Mahlke из саундтрека Аттилы Золлера к фильму Katz Und Maus по Гюнтеру Грассу и гершвиновский стандарт Summertime, остальные четыре - это преимущественно традиционная индонезийская музыка. Точнее – балийская. Остров Бали, как известно, - центр индийских культурных традиций в мусульманской Индонезии. Работая с местными музыкантами, Скотт убедился, что новейшие модальные тенденции в джазе, выдвинутые Майлсом Дэвисом и Колтрейном, легко ими воспринимаются, а пентатоника испокон веков лежали в основе здешней традиционной музыки, включая знаменитый оркестр гамелан, в рамках которого у музыкантов хватало и возможностей для импровизации.
Поэтому столь органично сочетание кларнета Тони с гитарой Джека Лесманы и саксофоном Марджоно в Mahlke или дуэт кларнета и фортепьяно Буби Чена в Djanger Bali. Этого пианиста DownBeat вообще назвал «азиатским Артом Тейтумом». Самой же красивой пьесой альбома я назвал бы торжественно-медитативную Burungkaka Tua с великолепным соло на флейте Марджоно. В Summertime знаменитая тема появляется в восьмиминутной пьесе лишь дважды, все остальное звуковое пространство отдано импровизации кларнета и фортепьяно с прощальным гитарным перебором струн в финале.
Вот такой любопытный альбом. В середине 60-х еще не родились термины world music, этно-джаз или new age, но уж первые два определенно подходят к этой работе. И еще одно. Это сегодня Леонардо Павкович и его MoonJune Records познакомили мир с целой плеядой ярких и самобытных индонезийских музыкантов, наше издание представляло их читателям. Тони Скотт был в этом плане одним из первопроходцев. С удовольствием слушая Djanger Bali, будем помнить и об этом.
MPS Records 2015 / 1967
6 tks / 37 mins
(Yopi Chen – b; Benny Mustafa – dr; Bubi Chen – p; Jack Lesmana – g; Marjono - sax, fl, voc; Tony Scott – cl;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Нельзя назвать просто концептуальным альбом 1975 Triptych прог-рокового ирландского ансамбля M-Opus, здесь дело обстоит масштабнее: концептуальным является весь подход к творчеству квартета из Дублина. Главный идеолог коллектива, композитор, ...
Пятый альбом чикагская группа Marbin издала самостоятельно, предоставив MoonJune Records, выпускавшей предыдущие ее работы, права на его дистрибуцию. Три предшественника Aggressive Hippies рецензировались сайтом jazzquad.ru, и желающие могут ...
Шестой в дискографии Марка Уингфилда альбом в качестве лидера стал его дебютом на MoonJune Records. Шеф этого нью-йоркского независимого лейбла Леонардо Павкович питает особое пристрастие к гитаристам, работающим в сфере джаза – прог-рока, и в ...
Свой первый альбом Марлен ВерПланк записала, когда ей было двадцать два и было это в … 1955 году. Представляемый сегодня The Mood I'm In – ее двадцать четвертый альбом. Между ними – целая жизнь, отданная джазу. Уроженка Ньюарка, ...
Есть джазовые вокалистки, поражающие мощью своего голоса, королевы децибел и диапазонов. Есть джазовые вокалистки, поражающие техникой своего пения, виртуозы скэт-вокала. А есть другие, удивительно точно передающие дух времени, того времени, которое ...
Для тех минчан, которые плохо переносят назойливый звон попсовой мошкары с телеэкранов, клуб «Граффити» является одним из самых благодатных оазисов живой и креативной музыки самых разных направлений. Здешние концерты – надежная ...
Провинциальный джаз? Это, смотря какая провинция! У кого повернется язык назвать джаз Канзас-Сити второсортным, что обычно имеют ввиду, говоря о провинциальности того или иного явления культуры. Канзас-Сити дал миру Чарли Паркера – уже одного ...
Проект Cuts родился в 2012 году и увековечил свое появление дебютным альбомом на RareNoise Records в 2013-м. Проект объединил трех незаурядных музыкантов: японца Мерзбау (он же Масами Акита), шведа Матса Густафссона и венгра Балаша Панди. Мерзбау ...
Как вы понимаете, команда с названием «Металлический вкус крови» вряд ли играет smooth jazz. А еще вы, наверное, подумали, что команда с таким названием играет тяжеленный метал-рок? И вот тут вы ошиблись. То есть метал-рок в музыке ...
Рассказ об этом релизе неизбежно переплетается с рассказом о творческом и жизненном пути создателя проекта MetaQuorum. Композитор и клавишник из Ньюкасла Дмитрий Ермаков родился и вырос в Ленинграде. Получил музыкальное образование в музучилище ...
Филадельфия – город, давший американской музыке, в том числе джазу, много ярких музыкантов. Певица Мишель Лорди – еще одно новое имя, связанное с этим городом, которое появилось на джазовой сцене США. Собственно, впервые она вышла на ...
Слушая альбом Майка Фримена Blue Tjade, я подумал о справедливости определения номинации, скажем, в списках джазменов года по версии Ассоциации джазовых журналистов США, как «лучший исполнитель с малетами». Да, основной инструмент для ...