Tony Scott & The Indonesian Allstars - Djanger Bali
16.09.2015
Сетевое переиздание альбома, который в год своего выпуска казался экзотическим исключением в ряду «нормальной» джазовой продукции, а на деле оказался одним из провозвестников сразу нескольких тенденций в развитии музыки. Но прежде, чем подробнее говорить о Djanger Bali, стоит немного рассказать о создателе этого проекта.
Тони Скотт (его настоящее имя Энтони Скьякка, он италоамериканец) был на пике своей популярности и успеха во второй половине 50-х годов. Он работал с Билли Холидэй и Сарой Воэн, у него дебютировал молодой Билл Эванс. Со своим основным инструментом, кларнетом, он четырежды признавался критиками DownBeat лучшим исполнителем года. А потом, на рубеже 60-х, Тони круто изменил свою судьбу. В стремлении сделать джазовую прививку древним азиатским музыкальным культурам, а заодно найти новые источники вдохновения, он отправился в странствия по странам Востока. Шесть лет Тони Скотт, один из самых неутомимых путешественников в джазе, ездил по Индии, Гонконгу, Японии, Индонезии, изучал местную музыку и духовные практики, записывал невиданной тогда экзотичности альбомы с местными музыкантами. В этом ряду и стоит Djanger Bali.
Кларнет Тони звучит здесь под аккомпанемент квинтета индонезийских музыкантов. Из шести пьес, составивших этот диск, лишь две принадлежат Западу – тема Mahlke из саундтрека Аттилы Золлера к фильму Katz Und Maus по Гюнтеру Грассу и гершвиновский стандарт Summertime, остальные четыре - это преимущественно традиционная индонезийская музыка. Точнее – балийская. Остров Бали, как известно, - центр индийских культурных традиций в мусульманской Индонезии. Работая с местными музыкантами, Скотт убедился, что новейшие модальные тенденции в джазе, выдвинутые Майлсом Дэвисом и Колтрейном, легко ими воспринимаются, а пентатоника испокон веков лежали в основе здешней традиционной музыки, включая знаменитый оркестр гамелан, в рамках которого у музыкантов хватало и возможностей для импровизации.
Поэтому столь органично сочетание кларнета Тони с гитарой Джека Лесманы и саксофоном Марджоно в Mahlke или дуэт кларнета и фортепьяно Буби Чена в Djanger Bali. Этого пианиста DownBeat вообще назвал «азиатским Артом Тейтумом». Самой же красивой пьесой альбома я назвал бы торжественно-медитативную Burungkaka Tua с великолепным соло на флейте Марджоно. В Summertime знаменитая тема появляется в восьмиминутной пьесе лишь дважды, все остальное звуковое пространство отдано импровизации кларнета и фортепьяно с прощальным гитарным перебором струн в финале.
Вот такой любопытный альбом. В середине 60-х еще не родились термины world music, этно-джаз или new age, но уж первые два определенно подходят к этой работе. И еще одно. Это сегодня Леонардо Павкович и его MoonJune Records познакомили мир с целой плеядой ярких и самобытных индонезийских музыкантов, наше издание представляло их читателям. Тони Скотт был в этом плане одним из первопроходцев. С удовольствием слушая Djanger Bali, будем помнить и об этом.
MPS Records 2015 / 1967
6 tks / 37 mins
(Yopi Chen – b; Benny Mustafa – dr; Bubi Chen – p; Jack Lesmana – g; Marjono - sax, fl, voc; Tony Scott – cl;)
Линк предоставил Steffen Mayer, Herzog Promotion
Удивительная биография уроженца Запорожья и жителя Нью-Йорка Олега Фриша, его впечатляющая карьера в Союзе и более, чем впечатляющая в Штатах заслуживают отдельного разговора, который, возможно, впереди. Пока же сосредоточимся на новом альбоме Фриша ...
Сетевой альбом под названием Armenian Dots Door появился на HAZE в мае 2015 года. Название проекта Orq Improvis без труда расшифровывается, как «Импровизационный (импровизированный?) оркестр». Очень хорошее название – этакое ...
Швейцарский ансамбль Orymus из города Вюнневиль впервые гостит на страницах сайта со вторым своим альбомом под названием Miracles. Ансамбль существует уже около десяти лет в неизменном составе, объединяющем в своих рядах ребят, подружившихся еще в ...
Ансамбль из Лилля (Франция) Outre Mesure отсчитывает свою историю с 1999 года. За прошедшие годы состав коллектива не раз претерпевал персональные изменения. В 2009-м Outre Mesure выпустили свой дебютный альбом Abacadaë, а шесть лет спустя, в ...
Днем Нэт Хоукс, 38-летний американец из Бруклина, погружен в тонкости Present Indefinite и Past Continuous – он преподает английский в средней школе. Вечером педагог Нэт превращается в музыканта-электронщика Падну и от глаголов и спряжений ...
Со времен незабвенного Джимми Смита в джазе закрепилось понятие «классическое органное трио». Даже дерзкие эксперименты Джона Медески не смогли поколебать его устойчивость. Имена мастеров исполнения джазового мэйнстрима на Хэммонд-органе ...
Первый релиз лейбла много говорит о тенденциях в его издательской политике, направлении, в котором она будет развиваться и, наконец, о вкусах создателей лейбла. Альбом, названный просто именами участников этой записи, Payne / Lindal / Liebowitz, ...
Что бы ни говорили о падении интереса американцев к джазу, особенно традиционному, The Great American Songbook, коллекция стандартов, ставших классическими и глубоко проникшими в сознание среднего американца, по-прежнему остается для многих и многих ...
Для любителей гитарной музыки особым деликатесом всегда служат совместные работы двух или нескольких мастеров этого инструмента. И действительно, трудно не восхититься такими гитарными альянсами, как «саммит» МакЛафлина, Ди Меолы и Де ...
Положа руку на сердце, Питер Гордон – не самый известный в музыкальном мире композитор и исполнитель. Это столь же странно, сколь и несправедливо. Дело в том, что идеи синтеза различных музыкальных направлений, пронизывающие его творческий ...
Филипп Пети – известнейший французский мастер электронной экспериментальной музыки. В этой сфере музыкант из Марселя работает уже более тридцати лет. Впрочем, Пети по отношению к самому себе предпочитает не использовать термины ...
Гостевой участник этого проекта, известный джазовый гармошечник Хендрик Меркенс, риторически вопрошает: « Как можно было не стать сильным исполнителем самба-джаза с таким бэкграундом?» (его слова цитируются в liner notes альбома). И с ...