Джаз-клуб — не всегда принадлежность именно огромного города или некого культурного центра. Джаз-клуб — всегда результат своеобразного "брака" энтузиазма и счастливого случая, а место... место может быть самым неожиданным. Чудесный клуб, один из лучших, который мне довелось увидеть, расположен в Набережных Челнах — индустриальном городе, известном на всю Россию своим гигантским автомобильным заводом КамАЗ.
Уют,продуманность интерьера, хорошая музыкальная атмосфера, гастроли известных у нас в стране и за рубежом музыкантов, регулярные концерты, востребованность публикой, поддержка спонсорами — что еще нужно для настоящего джазового места? А нужен человек, на котором все это будет держаться, кто просто-напросто болен джазом, и такой человек в Набережных Челнах — Александр Колигер. Музыкант, организатор, общественный деятель, он десять лет назад, в самое неудобное для нашего джаза время, умудрился создать настоящий джазовый клуб, в котором за все это время состоялось уже больше 700 концертов. Александр Фишер, Билл Скит, Игорь Бриль, Олег Лундсгрем, Герман Лукьянов, Чарльз Роланд, Михаил Окунь, Игорь Бутман, Пол Болленбек, Андрей Кондаков, Станислав Григорьев, Донни Макказлин — вот только самое начало длинного списка музыкантов, которые неоднократно выступали в этих стенах.
В январе этого года клубу "Модус* исполнилось десять лет и, конечно, по такому случаю нельзя было не затеять фестиваль, который и прошел аж на двух больших концертных площадках города и, разумеется, в самом клубе. Фестиваль собрал музыкантов из Москвы, Казани, Самары, Петербурга и, само собой, Набережных Челнов. Прошло мероприятие очень удачно, хозяева были невероятно гостеприимны, зрители, заполнившие залы почти под завязку; остались довольны джазовым праздником, а мне все два дня не терпелось поговорить с "виновником торжества" — Александром Колигером — и выспросить у него, как же все это начиналось. Уже после фестиваля мне удалось поймать уставшего, но счастливого и довольного Александра в его клубе и любопытство было удовлетворено.
—Саша, читатели нашего журнала практически ничего не знают о клубе, да и я сам, честно говоря, тоже, поэтому для начала немного истории. Как так случилось, что в относительно небольшом, новом городе, по сути заново построенном при автозаводе, возник настоящий джаз-клуб?
- Это произошло совершенно случайно. После пяти лет гастролей, то есть работы в Казанской филармонии...
- Извини, я тебя перебью. Ты ведь сам музыкант, играешь на саксофоне и рояле, и клубная предыстория, наверное, тоже не менее интересна. Поэтому сначала все же расскажи немного о себе.
— Я окончил музучилище и работал в Башкирии, недалеко отсюда. А сюда, на КамАЗ, меня пригласили, когда только собирались выпустить первый автомобиль. Моей задачей было организовать биг-бэнд, фактически первый в истории Набережных Челнов. Тогда только-только открылся первый ДК КамАЗа — там мы и начали работать. Мне сразу дали квартиру, что было очень важно для молодого человека, который недавно женился и у которого родилась дочь. Тогда город активно рос, строился, в нем было уже около 150 тыс. жителей.
В Набережных Челнах я поступил на работу в музучилище, где преподавал теоретические дисциплины — гармонию, сольфеджио, а попутно, по вечерам, вместе с контрабасистом (тоже педагогом из училища) и барабанщиком играли джаз. Сначала репетировали для себя, а потом выступили на одном городском концерте, причем, почему-то... детском. Я имею в виду — для детей. Я читал лекции о джазе и тут же мы иллюстрировали всю эту теорию. Да, на саксофоне я тогда еще не играл, только на рояле. Тогда нас опять заметили на КамАЗе и предложили создать на этот раз уже профессиональный оркестр. То есть я мог официально пригласить музыкантов на ставку и даже обеспечить им квартиры — совершенно замечательный и уникальный вариант — я, конечно, пригласил хороших исполнителей и даже в тогдашней "Советской культуре" дал объявление: "Камский джаз-оркестр набирает музыкантов по конкурсу с предоставлением жилья". Мы создали оркестр и мне сразу же дали под репетиционную базу это помещение. Шел уже 1988 год.
— Ага, значит мы подобрались уже почти к созданию клуба?
— Да. Все решалось серьезно, на уровне генерального директора КамАЗа. Наш оркестр был довольно большой: труба, два саксофона, ритм-группа с роялем, даже вокалисты, главное — у нас было помещение, довольно большое - двести с лишним квадратных метров. Совершенно тогда неблагоустроенное, но новое и удобное. Сначала это была просто репетиционная база, а потом, когда мы уже замучились ездить на выступления со своей аппаратурой и таскать ее, я решил во второй свободной комнате сделать, зал для джазовых выступлений и всех приглашать уже к нам. Так и родился джаз-клуб. У нас хорошая акустика, вся мебель была сделана по моим чертежам, установлены звукопоглощающие панели...
— И на все это деньги давал КамАЗ?
— Конечно. Буквально все было сделано на средства АО КамАЗ, а если точнее, то его фонда культуры, который помогал не только мне — и оркестру Плетнева в числе прочих. Фонд культуры распоряжался приличными деньгами — мы смогли довольно быстро провести реконструкцию первого нашего зала, и 20 января 1991 года сыграли первый клубный концерт. Тогда мы давали концерты три раза в неделю, и народ активно начал к нам ходить. Мы стали приглашать к нам известных джазменов...
— То есть сразу в клубе начались гастрольные концерты?
— Сразу же. В марте 91-го приехали Фишер и Крамер — они открыли список гастролеров.
— То есть до этого в Набережные Челны никто из джазменов не приезжал?
— Вообще никто. Из всего джаза в городе был только наш оркестр. Он тоже, конечно, был таким интернациональным — в нашем составе играли музыканты из Алма-Аты, из Казани... все они очень хорошие профессионалы и когда мы на джем-сейшенах играли с теми же Крамером и Фишером, то выглядели вполне на равных.
Ну а затем пошло-поехало: приехали шведы, французы, москвичи — в основном те, кого я хорошо знал и мог пригласить. В 1991 году мы вообще устроили на КамАЗе первый Международный джазовый фестиваль. Нас признали, музыканты сами стали звонить, спрашивать, можно ли приехать выступить. Тогда было очень удобно — дорога была недорогая, а фонд культуры завода помогал выплатить гонорары. Так продолжалось до 1993 года — до катастрофы на КамАЗе, когда сгорела большая часть завода. Все остановилось, нужно было восстанавливать, естественно, на культуру денег уже не было. В городе началась к тому же безработица, потому что больше половины работоспособного населения города - заводчане.
Нужно было шевелиться самим. Мы вышли из структуры КамАЗа, стали самостоятельным подразделением, через- полгода — частной фирмой, которая арендует все это помещение у завода. Пришлось платить за аренду, хотя и льготную, но это все равно немалые деньги. Я сделал дальнейшую реконструкцию, открыл ресторанчик, то есть так, как в западных клубах. А в этом году мы сделали пристройку для хорошего гардероба. В общем, развиваемся, растем. Конечно, спонсоры были и есть —без них мы не выжили бы.
- А сколько обычно проходит концертов в клубе?
- Когда мы стали самостоятельными, года на два регулярные концерты прекратились, потому что на это просто не было средств. И гастролей стало мало. Тогда в течение двух лет мы проводили по паре концертов в месяц, не больше. Хотя ансамбль работал — мы ездили на фестивали, много играли на других площадках по приглашениям. Потом подросла джазовая молодежь, они создали свои группы и стали регулярно выступать у нас — до четырех раз в неделю. Бывают перерывы, потому что многие учатся в Москве, в Казани...
— В Набережных Челнах сейчас несколько работающих джаз-ооставов?
— Здесь сейчас три основных коллектива. 'Капелла Диззи" Лили Низаевой, бывшей нашей певицы, которая отделилась и создала свой оркестр. Затем группа 'Караван" — молодые ребята, впрочем, скорее среднего возраста — они пока что играют только в нашем клубе. Они регулярно выступают, даже зарабатывают, хотя не скажу чтобы много, потому что входные билеты недорогие, рублей 30-50, но все же... И еще группа 'Новое поколение', правда, у них проблема в том, что их руководитель учится в Москве. Они активно играют, когда он приезжает в перерывах между учебой.
В нашем городе сложно давать в клубе концерты каждый день, то есть, конечно, можно теоретически, но собирать каждый день публику не получится.
— Ну места, в которых джаз играет каждый божий день, огромная редкость. Я вообще знаю только два джаз- клуба. работающих семь дней в наделю — это JFC в Питере и Ле-клуб в Москве.
— Правда? Здорово! Но вот сейчас мы уже вышли на два, иногда три концерта в неделю. И молодежь идет слушать с удовольствием.
— Практикуешь ли ты в клубе гастроли одних только солистов, с твоей ритм- секцией?
— Конечно, мы так постоянно работали до 1999 года. Правда, потом практически все мои лучшие воспитанники уехали — вот Сергей Хутас сейчас играет у Бутмана вторым басистом после Виталия Соломонова; да и барабанщик наш уехал...
— Теперь нужно готовить другого басиста?
— А куда деваться? Но это ведь нелегкая задача — сделать хорошего джазмена, обучить его всему подготовить репертуар... А потом он опять уедет, и все сначала. Но не только уезжают, бывают и более печальные случаи, вот пианиста мы потеряли — моего друга, с которым когда-то начинал, и я думал уже, что мы до старости будем работать вместе, но он погиб в автокатастрофе. До сих пор я не могу найти ему достойную замену, в джазе такие потери часто невосполнимы.
— КамАЗ теперь опять на подъеме, поддерживает ли он клуб, вы ведь отделились в свое время от завода?
—Да, у нас хорошие перспективы. По-прежнему платим льготную аренду а это очень приличная скидка, помогают нам и разовыми небольшими "вливаниями*. Самое главное последнее достижение — это то, что КамАЗ опять, после большого перерыва, стал спонсором фестиваля. Я надеюсь проводить сейчас такие мероприятия раз в три года — заводская администрация поняла важность культурных акций и готова идти навстречу.
— Честно говоря, немного завидно стало, побывав в твоем клубе — вот в нашем двухмиллионном Минске нет ни одного джаз-клуба, а здесь — такое изумительное место. Что ж, пожелаю, чтобы все твои планы сбылись. Удачи тебе.
— Спасибо.
Я уезжал из Набережных Челнов со смешанными чувствами. Нет, мои впечатления от клуба и от фестиваля не пострадали, но еще раз подтвердился вывод сделанный не так давно. Похоже, что джаз как коммерческая деятельность может быть успешным без поддержки со стороны только в таких больших и, главное, дорогих городах, как Москва, Нью-Йорк, Париж... Когда набирается достаточное количество состоятельных людей, готовых регулярно платить немалые деньги за билеты (а в Москве только за вход в клуб вам придется выложить от $10 до $70, в зависимости от " импортности" выступающих), да еще и музыкантов своих, местных, интересных много, то существует возможность крутиться самостоятельно. В любом ином случае без спонсоров джаз вымирает. К тому же музыканты, приученные к московским гонорарам, не очень-то хотят ехать в другие города за меньшие суммы. И что остается посоветовать провинциальным любителям джаза, которые хотят послушать Чика Корию, Рэя Брауна, Билли Кобэма, Гэри Бартца и других звезд "живьем"? Искать местных меценатов? Увы, чаще всего опыт отрицательный. А может; на половину своей месячной зарплаты взять билет в Москву и обратно, а вторую половину потратить на концерт? Или уж просто сразу переезжать жить и работать в эту самую Москву? Ответа пока нет...
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...