Имя Ахмада Джамала еще не было столь известным, когда ему сильно повезло: его заметил Майлс Дэвис и так восхитился его игрой, что стал настоятельно советовать всем пианистам своей студии прислушиваться к нему. Подтверждением тому служит, например, "Live At The Pershing", где ярко проявляется манера Джамала — его паузы, его динамика и удивительная способность поддерживать накал игры от первого до последнего звука. Подобными записями он в 50-е годы очень высоко поднял планку исполнительства не только других пианистов, но и самого себя. К более поздним его работам, не превышающим достигнутый уровень, внимание слушателей уже не было привлечено в такой степени.
Однако данный альбом, ознаменовавший 70-летие Ахмада Джамала, показывает, что и сегодня от игры пианиста может просто захватить дух. Его способности и блестящая техника, которые он вовсе не ставит самоцелью, поражают новизной и вновь привлекают внимание слушателей. А очевидная индивидуальность стала с годами еще оригинальнее. Контрастная игра Джамала (чередование напряжения и расслабления, громких и тихих, высоких и низких звуков, быстрое и медленного темпов) выглядит гармонически и ритмически более совершенной, чем в годы расцвета его славы. Джамал покоряет слушателя потоком нарастающей импровизации, заключающей в себе богатейшую палитру различных джазовых направлений.
В этом альбоме, содержащем исключительно оригинальные пьесы, можно услышать и других музыкантов, в том числе вокальные вставки д-ра О.С. Смита и Л. Азизы Миллер. Прежде всего, стоит отметить записи в составе трио с контрабасом (Джеймс Кэммэк) и ударными (Идрис Мухаммед), отличающиеся увлекательной, полной юмора игрой и неожиданными поворотами.
Rec 5/2000 Birdology /Warner Jazz
12 tks / 64 mins
(Ahmad Jamal — p; James Cammack — b; Idris Muhammad — dr; Dr. O.CSmrth —- voc LAziza Miller — voq & others)
Маркус А Вельфле
"Rondo", das Klassik & Jazz Magazin
Nr. 1/2001; S. 35 Munchen
Подготовили к публикации: Игорь Рыбак, Георг Иcкендер (Мюнстер — Москва).
"...Я вам не скажу за всю Одессу, вся Одесса очень велика..." Вот и я не ручаюсь за всю Калифорнию, но вот за Сан-Диего спокоен: в этом городе фри-джаз есть. Суперблагоприятный климат и совместные усилия солнца, воздуха и воды подействовали ...
Этот альбом — прекрасный подарок всем тем, кто хотел бы получить представление о том, как, собственно, отмечают что-то вроде "Дажынак" (праздник сбора урожая) где-нибудь в тех странах, где нет колхозов, спущенных сверху планов по валовому сбору ...
В целом к фри-джазу я отношусь вполне терпимо, особенно в его сценическом воплощении, поскольку эту музыку трудно представить без визуальной поддержки: собственно музыкальный артистизм в области фри порой просто неотделим от артистизма исполнителей. ...
Очень непростая для восприятия программа музыканта, имя которого в последние годы практически всегда называется в числе тех, кто, собственно, двигает джазовую музыку вперед, не позволяя ей ни свалиться в объятия разного рода "смуса", ни уйти в ...
За названием "Toronto Art Ensemble" стоит очередной проект уже знакомого читателям нашего "CD-обзора" канадского джазового пианиста, композитора и педагога Глена Холлза. Проект громадный по масштабам не только джаза, но и академической музыки. Дело ...
"Weather Report" — это, с некоторой натяжкой, "Beatles" музыки фьюжн. Так же, как ливерпульская четверка, эта группа уже ушла в историю, оставив множество безутешных поклонников, так же она уже не сможет возродиться в своем звездном составе ...
Этот альбом — всего второй в творческой биографии интернационального квартета, собравшегося в январе 1995 года. Музыканты выступали на разогреве у Дидье Локвуда, Дейва Либмена, Клауса Игнацека. В составе группы — ирландец Фрэнки Роуз, итальянцы ...
На первом диске новой серии NOVA мюнхенского лейбла *Enja Rec." представлена запись нью-йоркского камерного Absolute Ensemble с программой актуальной академической музыки. (Про второй альбом из этой серии вы уже могли прочитать в CD-обзоре ...
Гитарист Александр Виницкий, который родился в Омске, в джаз пришел достаточно легко, но вот издание этого альбома предваряли многие события. Он сначала начал играть джаз, а потом — ему учиться, что было, в целом, актом достаточно формальным. ...
Никогда бы не подумал, что от спонтанной импровизации, по- джазовому говоря, "собаки", можно получать такую гамму чувств и эмоций, как от дуэта Вапиров-Кузнецов. Современный фри-джаз в подавляющем большинстве своем либо сух и рационален, либо ...
Второй альбом Антона Шварца отчасти похож на первый, однако... только с первого взгляда. Та же легкость восприятия, но музыка стала глубже и мудрее, ее уже сложно назвать поверхностной, как во многих фрагментах того альбома 1998 года "When Music ...
Почти два года назад (см. «Jazz-Квадрат», №1/99) мы говорили о дебютном альбоме итальянского пианиста Антонио Фарао на Enja. И вот вслед за Black Inside пришел черед Thorn. За прошедшие пару лет Фарао укрепил свою репутацию одного из ...