Любители джаза "со стажем" прекрасно знают эту историю. Про нее уже писали в своих книгах Владимир Фейертаг, Аркадий Петров, Юрий Саульский и другие наши *’джазовые люди". Однако в каждом изложении она интерпретировалась несколько по-иному, все с новыми и новыми нюансами.Сегодня мы предлагаем вам еще один взгляд на этот случай, можно сказать, прямо с места событий — статья В. Юрченкова была в свое время опубликована в английской версии журнала "Jazz Forum" и поэтому малознакома нашей джазовой общественности.
В 1974 году Оскар Питерсон внезапно прервал концертное турне по Советскому Союзу и уехал 19 ноября за несколько часов по начала своего первого концерта в Москве. Такое решение было принято самим пианистом и его импресарио Норманом Гранцем, автором концертов и записей под рубрикой "Джаз в филармонии*. Турне было организовано канадским консульством и организацией Госконцерт в рамках программы культурного обмена, а Гранц сопровождал Питерсона на правах друга. Это было весьма печально для сотен советских поклонников джаза, которые приехали со всех концов страны, чтобы побывать на концертах своего кумира.
Неделей ранее (13 ноября) Питерсон с явной и его коллеги — датский контрабасист Нильс Хеннинг Педерсен и американский барабанщик Джейк Ханна — вместе с супругами Гранц прибыли в Ленинград, чтобы провести там день, посетить Эрмитаж, посмотреть коллекцию картин Пикассо (Гранц был близким другом художника). Гранц поведал журналу "Джаз Форум", что первый живой интерес россиян к Питерсону был проявлен уже на борту советского авиалайнера, которым джазмены летели из Стокгольма в Ленинград, пассажиры попросили оставить автографы на обложках грампластинок. Весь график-маршрут, подготовленный Госконцертом и включающий в себя 15 выступлений в Таллинне, Москве, Ереване и Тбилиси с договорённостью о дополнительных концертах в Москве, был обсуждён заранее. Гранц сообщил, что по окончании своего турне по Советскому Союзу Питерсон планировал записать сейшн в Лондоне с тем, чтобы выпустить диск специально для него (Гранца) с изображением на нём Пабло Пикассо.
На следующий день музыканты отбыли в Таллинн, где остановились в лучшем отеле города "Виру". Они постоянно находились в окружении многочисленных местных поклонников, а также приехавших из Ленинграда, Риги, Вильнюса и даже далёкого сибирского города Новосибирска. Отыграв два аншлаговых концерта с огромным успехом у публики, прекрасно реагировавшей на исполнение, Питерсон и его друзья погостили на местной джазовой вечеринке. Там гости сыграли пару вещей, которые были горячо приняты внимательными слушателями. Это в какой-то степени "реабилитировало" образ Питерсона в глазах местных джазфэнов. Дело в том, что в Ленинграде он отклонил предложение посетить джаз-клуб и местную джазовую школу и пообщаться со студентами.
В Таллинне же до последнего момента не было известно, примут ли высокие гости участие в вечере. Неконтактность Питерсона (или, может быть, всё-таки Гранца?) и почти полное равнодушие по отношению к местному джазовому обществу оказались весьма явными и неожиданными для джазфэнов, которые находились под огромным впечатлением от дружеских контактов с Бенни Гудменом, Эрлом Хайнсом, Дюком Эллингтоном, с музыкантами оркестра Теда Джонса и Мела Льюиса и с самими его лидерами. Особенно был памятен случай, когда Эллингтон опоздал на официальный завтрак, устроенный в его честь в генеральном консульстве Соединённых Штатов в Ленинграде, из-за того, что он музицировал на сейшн с российскими музыкантами. Заметно было, что Мишеля Таби, официального представителя консульства Канады, который координировал турне Питерсона по Советскому Союзу, очень огорчило мнение местного джазового общества о пианисте. Ему пришлось оправдываться тем, что господин Питерсон несколько взвинчен и чувствует себя не совсем спокойно от непрерывных просьб фзнов встретиться с ним и поиграть, и что это, вероятно, было причиной, сдерживающей возможность более тесного общения с выдающимся пианистом.
Что бы там ни было, явно чувствовалось, что за всеми действиями Питерсона стоял всемирно известный импресарио Норман Гранц. Он играл не совсем завидную роль, в частности, в создании искажённого представления о Питерсоне. Может быть, высокомерие Гранца было и напускным, но, между прочим, здесь оно ни на кого не произвело впечатления. И это отсутствие терпимости, просто непозволительное для него — человека огромного опыта во всех аспектах мировой музыки — не позволило ему решить несложную проблему, связанную с проживанием в Москве, или, по крайней мере, помочь в решении этой проблемы. Вместо этого отменяется турне — событие громадного значения, которого тысячи советских фэнов со всё возрастающим нетерпением ждали в течение нескольких лет. Гранц, вероятно, думал, что отменой этого турне он накажет официальных представителей Госконцерта, а на самом деле пострадали все любители джаза. Досадно, что вместо того, чтобы должным образом представить Питерсона в Советском Союзе, Гранц поступил наоборот.
Тем не менее, всё это произошло. Ну а что же можно сказать о самом Питерсоне? Кому довелось слушать его игру на этих трёх коротких концертах в Таллинне, игру, исполненную напора, чувства и вкуса, никогда не забудет эти необычайно прекрасные часы музыки. Всегда будет ценим несравненный талант, которым обладает этот пианист и который он продемонстрировал людям.
И всё же печально, что из всего Советского Союза лишь нескольким сотням человек в Таллинне в течение этих трёх коротких концертов посчастливилось воочию оценить талант Питерсона...
Вадим ЮРЧЕНКОВ
ДЖАЗ ФОРУМ №33 1/1975
Перевод с англ. Георг Искендер
Ред. Игорь Рыбак.
{Москва, 1975 — Мюнстер, 2000]
Сегодня мы начинаем цикл публикаций докладов с конференции "Дюк Эллингтон и современный джаз", прошедшей в конце апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Творчество Эллингтона огромно. И хотя о нем написано множество статей ...
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали во всем мире и во всех слоях общества. В конце 20-х, а в особенности в послекризисные годы в Америке, Европе и, конечно же, в СССР стал распространяться взгляд на народное, чуть ли не на ...
Документы эпохи, даже фрагментарные, порой говорят о значительности явления гораздо больше, чем очень толстые формальные исследования. Читателю "JK" предлагается очерк, посвященный событиям полувековой давности, происходящим тогда в СССР и ...
Мы предлагаем читателю взглянуть на проблему сохранности джазовой истории в целом и на двух небольших примерах сравнить, каким образом возникают джазовые архивы и музеи в Америке и в России. Надеемся, что у этого очень нужного и важного для всех нас ...
Пару месяцев назад появилась книга Рональда Аткинса (издательство "Carlton") "Jazz: The Ultimate Guide" — хорошо изложенный обзор истории джаза, начиная со времен патриархальных. Один из разделов посвящен джазовым великанам — Луису Армстронгу в 20-е ...
В начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после ставших традиционными экспериментов с acid house и hip hop заиграл то, что сам потом определил как acid jazz. Первоначальный стиль hip hop был кардинально изменен, а то, что ...