nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Это было давно и неправда...

Это было давно и неправда...  Продолжаю рассказывать уважаемым читателям Джаз-Квадрата следующие обещанные истории-анекдоты из жизни джазмэнов первой половины XX века от собирателя джазового фольклора Билла Кроу. Сегодня – о том, как оригинально в свое время обходились с авторскими правами на музыку. Авторские права – священная корова современного шоу-бизнеса, и их соблюдение отслеживают целые орды адвокатов и агентов: попробуй нарушь – по судам ведь затаскают и по миру пустят без штанов. Девяносто лет назад все было намного проще.

Вообще-то в США и тогда авторские права существовали и, скажем, авторам музыкальных пьес шли обязательные отчисления с издаваемых нот, а впоследствии, с изобретением звукозаписи, и с выпускаемых пластинок. Первые джазовые музыканты обнаружили, что если они берут известную песню или народную музыку – неважно, и обрабатывают ее так, чтобы получилась новая джазовая мелодия, то ее можно, выражаясь по-современному, закопирайтить в музыкальном агентстве и впоследствии получать авторские, хоть и очень небольшие, но все же какие-то деньги за все издания этой пьесы.

Однако это обнаружили не только музыканты. И издатели (нот и пластинок), и особенно менеджеры джазмэнов вдруг повально стали композиторами-соавторами. Они самым бессовестным образом шантажировали своих подопечных и заставляли их записывать себя рядом с автором музыки при подаче заявки на регистрацию. Например, соавтором многих ранних композиций Дюка Эллингтона является некий Ирвин Миллс. Так вот, это просто менеджер Дюка – пробивной и настырный господин, который, конечно сделал для Эллингтона очень много, но заодно и стал ненароком известнейшим композитором. А что главное – и сам он, и его наследники долго кормились с авторских отчислений за музыку, к сочинению которой имели меньшее отношение, чем наборщик какой-либо книги в издательстве – к ее авторству.

Но это все еще цветочки. Это происходило уже в более-менее цивилизованные времена и в больших городах, где успешному музыканту-сочинителю (пусть даже и афроамериканцу) можно было нанять адвоката или агента. В таком случае автору хоть что-то да перепадало. Да и, скажем, тот же Ирвин Миллс был надежным и пробивным менеджером, без которого Дюк был, говоря в рифму, как без рук. А вот то, что творилось чуть раньше в глубинке Юга США, находилось уже где-то на грани между чистым анекдотом и беспределом.

В Новом Орлеане в начале века жил пианист Кларенс Уильямс. Это был очень образованный музыкант, с идеальным слухом и памятью, который умел записывать партитуру при прослушивании практически сразу, без повторов. Композиторского таланта у него не было, и он решил пойти другим путем. Где-то около 1912 года, как вспоминает известный в свое время контрабасист Попс Фостер, Уильямс вместе с приятелем открыли небольшой музыкальный салон и издательское агентство. А поскольку подавляющее большинство темнокожих джазмэнов тогда, в момент становления жанра, нот не знало вообще или знало очень плохо и играло на слух, то им приходилось идти к предприимчивому музыканту на поклон и просить записать их сочинения, чтобы хоть как-то зафиксировать авторство. Кларенс Уильямс там же у себя в салоне устраивал прослушивание ансамблей, фиксировал партитуру... и ставил свою фамилию в перечне под ней самой первой, а потом уже отсылал к издателю нот. Таким образом, он стал автором чертовой уймы ранних джазовых сочинений, и теперь с истинным положением вещей разобраться почти уже невозможно. Достоверно известно, например, что пьеса Sister Kate, которую сочинил сам Луис Армстронг, стала вообще полной собственностью Уильямса – Армстронга он сначала поставил типа себе в соавторы, а потом при издании нот просто выкинул... то ли ему так музыка понравилась, то ли он на него зуб имел – тайна, покрытая мраком. Короче, Армстронг за нее так и не получил ни гроша. Судиться с такой акулой шоу-бизнеса в тогдашнем Новом Орлеане тогдашним неграм при соответствующем к ним отношении было просто нереально – никто и не заикался. Армстронг быстро овладел нотной грамотой, потом стал известным и больше не обращался к этому пройдохе, а многим остальным деваться было просто некуда.

Знаете, я, прочитав эту историю, вдруг захотел послушать именно это сочинение Армстронга – Sister Kate, но мне не удалось, хоть я и перебрал кучу записей, старых и более новых. Может быть, Луис больше ее не хотел исполнять... а может, просто мне не повезло... но потом я наткнулся на один сборник новоорлеанского джаза авторства известного старого композитора Алекса Хилла и увидел надпись – что бы вы думали – исполняет Clarence Williams Washboard Band, пьеса Shout Sister Shout. Я сразу же посмотрел на список авторов после названия... и – в самую точку – Кларенс Уильямс и тут идет первым... до Алекса Хилла! Вот ведь пройдоха – подумалось – и здесь поспел! Ну что ж, Алекс Хилл-то стоил того, чтобы его музыку послушать, пусть даже и в исполнении бэнда жулика Кларенса Уильямса. Я и послушал... под неполиткорректные мысли о неграх, копирайтах и о том, как все за сто лет изменилось...

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №3/2008




стиль
джаз
автор
Евгений ДОЛГИХ
страна
США
музыкальный стиль
традиционный джаз


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
От переводчика: Цикл работ выдающегося французского художника Анри Матисса, выполненный в технике аппликации, появился в 1947 году. Благодаря своему названию, он привлек внимание не только знатоков изобразительного искусства, но и поклонников джаза. ...
  • стиль: джаз, джаз
От переводчика На страницах нашего журнала джаз и родственные ему стили мы, как правило, рассматриваем с точки зрения искусства. Но никогда нельзя забывать тривиальную, в общем-то, мысль, что это еще и бизнес. Джаз - искусство и джаз - бизнес очень ...
  • стиль: джаз, джаз
I. Джаз и TV… только не в том ракурсе , о котором вы подумали ! Очередная история от нашего постоянного «гостя» Билла Кроу – про саксофониста Пола Квинишетта (Paul Quinichette). Сейчас его мало знают, но он прославился еще в 40-х – 50-х тем, что не ...
  • стиль: джаз, джаз
А вот что наш регулярный «гость» Билл Кроу со своими джазовыми историями и анекдотами рассказывает о Дюке Эллингтоне и его оркестре. Дюк был неординарной личностью во всех своих проявлениях. О его музыке знают все, кто хоть мало-мальски интересуется ...
  • стиль: джаз, джаз
Ray (Рэй) 2004 Universal Directors: Taylor Hackford Stars: Jamie Foxx, Kerry Washington, Regina King, Clifton Powell, Harry J. Lennix Если есть выбор, этот фильм лучше смотреть в компании молоденькой девушки. Переживания за судьбу главного, ...
  • стиль: джаз, джаз
О, времена, о, нравы! Те, знакомые нам по фильму «В джазе только девушки». Они давно вошли в анекдоты и им, наверное, уже не повториться. Хотя... кто знает. И само слово «анекдот» раньше имело несколько иной смысл и означало просто забавную реальную ...
  • стиль: джаз, джаз
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...
  • стиль: джаз, джаз
Предлагаем вашему вниманию статью И.-Э. Берендта о "Модерн Джаз Квартете". Она была написана в 1975 году - тогда между музыкантами произошел разрыв и джазовая общественность широко обсуждала это событие. В начале 70-годов между Джоном Льюисом и ...
  • стиль: джаз, джаз
В США есть несколько учреждений, где серьезно занимаются изучением джаза. Конечно, это и Смитсонианский институт в Вашингтоне, и знаменитый Архив в Нью-Орлеане, и ряд университетских институтов и центров. Один из старейших — Институт изучения джаза ...
  • стиль: джаз, джаз
"Был ли на реке Миссисипи город Айзенах?" "Проводились ли в Арнштадте джем-сейшнз?" "Ходил ли "Поезд "А" в Кетен?" "Была ли в Лейпциге 52-я улица?" Иначе говоря: "Что у джаза общего с музыкой Иоганна Себастьяна Баха?" Джаз и Бах. На первый взгляд ...
  • стиль: джаз, джаз
Бюджет европейских джазовых фестивалей, которые предоставляют возможность увидеть лучших музыкантов более чем 14 миллионам зрителей со всей Европы, составляет примерно 250 млн. EUR в год. Окупаются они, во-первых, за счет билетов (115 млн. EUR), ...
  • стиль: джаз, джаз
Сегодня к юбилею самого известного в мире джазового музыканта вас ждет небольшой сюрприз — фрагменты из его мемуаров, а также две статьи, принадлежащие перьям тех, кто делал перевод этих мемуаров еще тогда, в конце шестидесятых: Леонида Борисовича ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com