Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить композиционно. Подумайте, ведь в самом утилитарном виде им надо создать час музыки для танцующих людей, держа в голове композицию всего часового сета и то, как включаются, перетекают друг в друга и выключаются отдельные слои и ритмы. Далеко не всякий саксофонист — если, конечно, он не Колтрейн — может держать в голове всю музыку, в исполнении которой он участвует, ясно представляя себе ее развитие. А ди-джеи (хорошие, конечно) могут — просто потому, что сама природа их игры заставляет их мыслить именно так.
JohnMedeski
Определение
Аббревиатура DJ — то есть диск-жокей, используется больше полувека. Изначально термин принадлежал миру радио и обозначал человека, который ставит диски или пластинки. В начале 70- х в Нью-Йорк с Ямайки приехал человек по прозвищу Cool Неге с необычным шоу. У парня было по нескольку экземпляров одних и тех же, в основном, соул и фанковых пластинок, из которых он вырезал только ритмические партии, повторяя один и тот же танцевальный пассаж до бесконечности. Кул Херк, застреленный в 79-ом у входа в клуб, — первый DJ в современном понимании. Это — портной, при помощи виртуальных ножниц выкраивающий музыкальное произведение из фрагментов, заимствованных из сделанной другими музыкантами звуковой продукции. Другая аналогия: DJ — это художник, специализирующийся в области музыкального коллажа, микшируя или сводя вместе две (или больше) звуковые дорожки в одну.
История
Трудно с точностью сказать, кто из музыкантов первым стал экспериментировать с диджейскими приемами в джазовом контексте. В конце 70-х музыканты из тусовки джаз-панк клуба Knitting Factory и саксофониста Джона Зорна водили дружбу, выступали и писались с такими ди-джеями как Кристиан Марклей, чей бэкграунд был в мире современного искусства и авангардной классики. Их пути пересекались с молодым бас-гитаристом, имевшим амбиции продюсера. Его звали Билл Ласвелл. В 1983 году он спродюсировал легендарный диск неутомимого экспериментатора Херби Хенкока, под названием Future Shock. По всей видимости, именно Биллу, с его чутьем конъюнктуры, принадлежала идея ангажировать модного, как было принято выражаться, "миксмастера" по имени Grandmaster DST.
Результатом совместного труда Ласвелла, Херби и Grandmaster DST явился знаменитый трэк Rockit. В СССР он использовался как заставка "Футбольного обозрения", а во всем мире стал гимном брейк-данса — ответвления уличной hip-hop культуры бруклинских негритянских гетто. История записи трека особенно колоритна: изначально Ласвелл хотел работать с другим ди-джеем — знаменитым Grandmaster Flash. Этот темнокожий DJ первым стал использовать для микширования наушники: изменив распайки стандартного двухканального микшерного пульта он добился возможности с большей точностью подгонять пластинки друг под друга (ранее ди-джеи сводили диски по наитию либо же по памяти). Помимо этого, он ввел в арсенал диджейских трюков "скрэтчинг", то есть царапанье пластинки в такт ритму, и использование регулировки верхних, низких и средних частот для обработки звука. Флэш был занят другими проектами, но отрекомендовал своего менее известного коллегу Уже спустя 5 минут по телефону была заключена договоренность, а через два часа после этого новоиспеченный тандем Ласвелл-ДСТ уже обсуждал идеи в джет-лайнере, несущем их из Нью-Йорка в лос- анджелесскую студию. Там основные треки были записаны менее чем за два часа. В итоге — хит, определивший лицо поп-музыки и джаз- фьюжн 80-х.
Мир джаза пластинку Future Shock не принял. Ее влияние сказалось только лет 10 спустя, вследствие возникновения моды на эсид- джаз, когда среди традиционных джазменов стало бон-тоном выпустить что-нибудь в духе майлзовского Doo Вор — нечто на стыке хип-хопа и джаза.
Джазмены и по сей день делятся на два лагеря. Одни не приемлют подобные эксперименты, считая их компромиссом или откровенной коммерцией. Другие полагают, что диджейская культура — дитя джаза, а стало быть, это вещи неразделимые, равноправно являющиеся наследием афро-американской культуры.
Illbient
Серьезным теоретиком последнего подхода считается нью-йоркский ди-джей, музыкант, композитор и философ Пол Д. Миллер, более известный под именем DJ Spooky that subliminal kid или просто Spooky. Миллер, как ди-джей сотрудничавший с такими именитыми джазменами (и не только) как Карлхайнц Штокгаузен, Уильям Паркер, Джо МакФи, Мэтт Шипп и др., написал несколько интересных научных трудов по эстетике сплава джаза, конкретной музыки и музыки поп, условно названного им illbient. Illbient, образованный от ambient, то есть музыки окружающего пространства, и ill, характеризующего это пространство как "больное, нездоровое" — это пост-философский джаз сквозь призму восприятия современного горожанина. Это джаз сердцевины нью-йоркского даунтауна, смикшированный из звуков, проносящихся мимо автомобилей, рева толп, наводняющих в часы пик Манхеттен, музыки в твоем личном плеере и т.д. Спуки полагает, что сегодня ди-джей — это менестрель, рассказчик, повествователь, коллекционер уникального музыкального материала, создающий свой собственный нарратив, свое повествование, свой микс. Отсюда известнейший слоган: "Дискотека = библиотека". В иллбиент-тусовку входят также DJ-и Logic, Olive, Р Love, Scotty Hard, illy В (он же — Билли Мартин, барабанщик из Medeski, Martin & Wood). Все они пишут музыку и сотрудничают с "живыми" составами. Наиболее джазово-ориентированный из них, Logic, за последние годы выпустил интереснейший дебют "Аномалия", погостил на трех треках в альбоме Combustication (1998, Blue Note) у Medeski, Martin & Wood, и в дуэте с гитаристом Верноном Ридом записал проект The Yohimbe Brothers. Его музыка — синтез черного хард-рока и блюза разлива Джими Хендрикса, электронных ритмов и электрического фанка с джазом. Он и Р Love — DJ-резиденты виднейшего нью-йоркского джаз-клуба 'Тоник", который курирует Джон Зорн.
Future Sound of Jazz
25 сентября на Театральной площади перед Оперным в Одессе прошла молодежная импровизация на тему Джаз- карнавала под гордым названием Future Sound of Jazz. В акции приняли участие как ди-джеи — представители современной танцевальной музыки, так и живые джазовые коллективы, с удивлением обнаружившие себя в таком контексте. Организаторы задумывали акцию как некий DJ's Band, то есть как взгляд опытных джазмэнов на современную танцевальную культуру. Получилось совсем наоборот... Из запомнившегося — по-настоящему джазовый дуэт dj Deaf/ Max Vega, представивших современный нео-джаз — музыку 21 века.
Название акции позаимствовано у немецкого лейбла Джазанова-Компост рекордз, уже десятилетие выпускающего одноименные компиляции. Compost records был основан в 1994 в Мюнхене, ее создатель и владелец — Michael Reinboth — dj, продюссер, музыкант, владелец клуба. Годом позже он основал также Compose records, издающий преимущественно house music. Также работал как музыкальный журналист для Music Express, I -D, Max, Stern, Spex, Vogue, Playboy и др.
Kaк dj, Michael Reinboth играет freestyle — непредсказуемую смесь различных музыкальных стилей. Кстати, он приезжал к нам в Одессу в 96-м в рамках немецкого проекта Trans-Port, и разделил место за вертушками ночного клуба "Космо" с такими известными ди-джея- ми и музыкантами, как Robert Gorl (участник культовой электронной группы 80- х DAF.), dj Upstart (владелец Sub Up Records) и Disco В (один из основателей Gigolo records).
За 10 лет существования Compost records прошел путь от маленького лэйбла, который ютился в крошечной одноместной спальне, до очень продуктивного и обладающего крупным творческим потенциалом предприятия и на деле доказал, что занимает независимое положение, оставаясь в центре всех происходящих событий в мире джаза, электроники и танцевальной музыки. На сегодняшний день компания выпустила более 100 наименований, среди которых такие успешные серии компиляций, как Future Sound of Jazz на 8-ми дисках (также переизданные в США), и Glucklich на 4-х дисках — сборник трэков с бразильским привкусом, скомпилированных Rainer Truby, большим специалистом по традиционному и современному бразильскому джазу.
Compost рассматривает слово jazz как олицетворение идеи раздвижения границ. Compost — это динамическая ячейка международного jazz-, brazil-, electro-jazz, down beat, nu jazz музыкального движения.
Сегодня
В 2004 году ди-джеи, которые вращают джаз-материал — вовсе не редкость. Работа с ними для джазовых музыкантов — как бы в порядке вещей. Саксофонист Брэндфорд Марсалис (клан Марсалисов — Эллис, Делфейо, Уинтон — известная джаз коза-ностра) регулярно работает с ними в контексте группы Buckshot Le Fonque. Норвежский трубач Нильс Петтер Молваер, прославившийся своими дисками для ЕСМ, неизменно пользуется услугами DJ Strangefruit — как в студии и живых сетах, так и для разогрева перед концертами. Сам Херби Хенкок выпустил в 2002 году диск Future 2 Future, в котором попытался переосмыслить наследие Future Shock в 21-м веке. В работе над пластинкой помогали Джек Де Джоннетт, Уэйн Шортер, Чака Хан и продюсер электроники Карл Крейг. В турне в поддержку новой работы с маэстро наряду с Уоллесом Роуни (наследником трона Майлза Дейвиса) отправился DJ Disk.
Интересный эксперимент спродюсировали шефы лейбла Blue Note, давшие французскому DJ и продюсеру хаус-музыки по имени St. Germain неограниченный доступ в свои архивы для создания треков. Результатом стал великолепный диск Tourist, вышедший и ставший популярным в 2001 году. Здесь сводятся воедино танцевальные ритмы и сэмплы, заимствованные у Арта Блейки, Эрнста Рэнглина, Джона Ли Хукера и др. артистов. Знаменитый лейбл вообще все больше склоняется к новым направлениям в джазе: в конце 2004 года здесь выпустил свою новую работу знаменитый мэтр итальянской лаундж-сцены, мастер босса-фанка, Никола Конте. Ее название читается как кредо джаза в 21 веке: Other Directions. Иные направления.
Сергей КЛЕЙН
Андрей СЕЧКОВСКИЙ
Jazz- Квадрат, №2/2005