Мистика это или нет не знаю, но 25 лет тому назад, именно в день рождения Дюка Эллингтона – 29 апреля 1981 года латвийская газета "Советская молодежь" впервые в СССР опубликовала итоги опроса джазовых критиков, определивших лучших музыкантов и джазовые группы страны. Затем джаз-полл "Все звезды" проводился десять лет подряд, почти до самого развала Союза.
Так осуществилась идея задуманная мной еще в конце 70-х. В те годы я плодотворно сотрудничал с "Молодежкой" как джазовый обозреватель.
Небольшая предистория. Все началось с предложения мне написать статью о выдающейся джазовой певице Элле Фитцджеральд. Задача оказалась непростой. Об Элле в советской прессе никаких публикаций небыло, слетать в Америку и взять у нее интервью– такое могло только присниться. Интернет, еще не придумали, и пришлось обратиться к зарубежным источникам...
Пока собирал материал о певице, в латвийском джазе произошло знаменательное событие - молодой пианист и композитор Улдис Стабулниекс завоевал премию за свою "Балладу" на конкурсе джазовых тем в Монако. Интерью с Улдисом опубликованное в 74-ом и стало моим дебютом в джазовой журналистике.
Надо сказать, что в те годы публикций о джазе в союзной прессе было немного. А после знаменитого фестиваля "Таллин - 67" вообще наступило какое-то затишье и я убежден – не было в те годы в СССР газеты, столь широко и заинтересованно освещающая различные аспекты джазовой музыки, как "Советская молодежь". Все дело в том, что многие годы меня мучил один и тот же вопрос: почему джаз не живет в Советском Союзе полноценной жизнью, как другие музыкальнвые жанры? И цель всех моих публикаций была одна – передать читателяим любовь к джазу,познакомить с мировыми звездами, с ведущими джазменами Союза и главное –Латвии, рассказать о интереснейших концертах, фестивалях., познакомить читателей с лексикой джаза. Многие любители джаза и в других республиках знали "Молодежку", подписывались на нее. Джазовые опросы критиков добавили газете и международную известность. И все же почему джаз-полл стал проводиться в Латвии ?
В 70-ые годы в Риге активно стала формироваться джазовая жизнь: в 71-ом начались публичные "джазовые среды" в кафе "Аллегро", в 75-ом открылся джаз-клуб, а начиная с 76-го, стали ежегодно проводиться фестивали "Ритмы лета", на которые съезжались музыковеды,критики, обозреватели, президенты джаз-клубов из многих городов страны. И вот тогда у меня родилась идея: почему бы мне не взяться за организацию проведения ежегодного опроса джазовых критиков в газете "Советская молодежь" – официальном издании? Раз этим не занимается союзная пресса. Например, журнал "Музыкальная жизнь" или газета "Советская культура".
Хорошо зная людей, которые о джазе пишут, рассказывают, ведут концерты пришел к выводу - идею надо постараться реализовать. В общем, "если не я, то кто же?". И прямиком направился к заместителю редактора Владимиру Стешенко. Должен честно признаться, я не совсем верил в удачу, скорее наоборот, но мою идею руководство газеты поддержало. Видимо, мне удалось убедительно объяснить главные цели опроса – показать общественности, что джаз в стране развивается, назвать имена лучших музыкантов, представить самых ярких звезд Латвии. Критерий оценки – исполнительское мастерство музыканта и ансамбля плюс высокая твороческая активность. Рассказал, что подобные джаз-поллы проводятся традиционно во многих странах, а наиболее авторитетный – американский журнал Down Beat. В нашем опросе примут участие известные люди в области джаза, которые хорошо в нем разбираются, постоянно присутствуют на фестивалях проходящих в разных городах и воочию видят всю палитру современного джаза в стране.Мне повезло - руководство "Молодежки" оказалось людьми современными, поддерживающими все новое, прогрессивное. Никаких проблем с организацией опроса не возникло. Никто не ставил мне никаких условий, не пытался мною управлять, не навязывал никакие идеологические установки. В итоге, на проведение джаз-полла мне дали "зеленый свет".
Все десять лет в опросах принимали участие более 30 критиков их разных городов страны:Алексей Баташев, Аркадий Петров, Дмитрий Ухов ( все Москва), Владимир Фейертаг и Ефим Барбан (Ленинград), Вальтер Оякяэр(Таллин), Юрий Верменич (Воронеж), Людас Шальтянис (Вильнюс), Дмитрий Подберезский и Яков Басин (Минск), Сергей Беличенко (Новосибирск), Феликс Кохрихт (Одесса)... Латвию представляли: Ивар Мазурс, Айвар Бауманис, Ингрида Земзаре, Леонид Нидбальский, Валерий Копман...
Результаты уже первого опроса определили десятку лидеров: Владимир Чекасин, Давид Голощекин, Леонид Чижик, Виктор Двоскин, Герман Лукьянов, Вячеслав Ганелин, Владимир Тарасов, Алексей Козлов, Гунар Розенберг и Анатолий Вапиров. Среди ансамблей впереди всех - трио Вячеслава Ганелина, "Аллегро" Николая Левиновского и "Арсенал" Алексея Козлова. Со следующего опроса звезды уже указывались в анкетах по инструментам и отдельно – "джазмен года", "вокал", "другие инструменты", "открытие года", "ансамбли", "биг-бенды".
В девяти опросах, их десяти, "джазменом года" становился Владимир Чекасин, что соаершенно справедливо – он бесспорный лидер 80-х годов.
Надо отметить, что уже с самых первых опросов надолго стали лидерами в своих разделах: Владимир Чекасин ("альт-саксофон"), Леонид Чижик ("фортепиано"), Викторо Двоскин ("контрабас"), Владимир Тарасов ("ударные"), Давид Голощекин ("другие инструменты"),Татевик Оганесян ("вокал")... Это, кстати, характерно и для западных опросов, где высокие позиции отдельные исполнители держат много лет. Все годы постоянно высокие места в опросах занимали Владимир Резицкий("альт-саксофон), Лембит Саарсалу, Сергей Гурбелошвили, Игорь Бутман ("тенор-саксофон"), Пятрас Вишняускас ("сопрано-саксофон"), Александр Усыскин, Арво Пиллирог ("кларнет"), Герман Лукьянов, Александр Фишер, Вячеслав Гайворонский ("труба"), Вячеслав Назаров, Виктор Бударин, Алексей Канунников ("тромбон"), Алексей Кузнецов, Тийт Паулус ("гитара"), Игорь Бриль, Вячеслав Ганелин, Леонид Винцкевич ("фортепиано"), Тамаз Курашвили, Владимир Волков ("контрабас"), Виктор Епанешников, Станислав Коростелев ("ударные"), Аркадий Шилклопер, Юрий Генбачев ("другие инструменты"), Сергей Манукян, Лариса Долина, Валентина Пономарева ("вокал").Несколько лет подряд в разделе "ансамбли" закономерно находилось на вершине трио Вячеслава Ганелина, а среди "биг-бендов" - оркестр Олега Лундстрема. Постоянно среди лидеров были ансамбли: "Аллегро" Николая Левиновского, "Каданс" Германа Лукьянова, "Архангельск" Владимира Резицкого, биг-бенды Владимира Чекасина, Гунара Розенберга, Кима Назаретова. Особый интерес в опросе вызывал раздел "открытие года", в котором уже в 81-ом уверенно о заявила о себе молодежь - "новая волна советского джаза": Игорь Бутман, Пятрас Вишняускас, Сергей Манукян, а вскоре Дмитрий Колесник, Азиза Мустафа-заде, Аркадий Шилклопер, Андрей Рябов, Леонид Пташка, Борис Козлов... Сегодня все они известнейшие музыканты представляющие в мире джаза: Америку, Германию, Израиль, Литву, Россию... Надеюсь многие из них помнят, что критики "открыли" их в Латвии, в Риге. Как-то в интернетовском журнале "Полный джаз" ленинградец Андрей Рябов, ныне живущий в США, вспоминал, как вначале в опросе "Советской молодежи" его отметили в разделе "Открытие года", а позднее по итогам 1989 года признали лучшим гитаристом СССР. Игорь Бутман тоже помнит, что Рига сыграла значительную роль в его творческой судьбе. Многие музыканты с нетерпением ждали итоги очередного опроса. Для них он являлись своего рода паблисити. Попадание в лидеры расценивалось как признание таланта. И это было не праздное любопытство. Многие уже устремили свой взор на Запад и для них немаловажным был личный результат в джаз-полле.
Резонанс опросов был оглушительный. Итоги перепечатывали многие газеты союзных республик, о нем сообщали: информационное агенство ТАСС, Центральное телевидение, зарубежная пресса, его значение отмечали: американская New York Times (утверждавшая, что в СССР в 80-ые годы было два самых ярких явления - трио Вячеслава Ганелина и джаз-полл критиков проводимых в Латвии газетой "Советская молодежь"), радиостанция "Свобода"...
Меня особенно радовало, что среди лидеров в опросе всегда были и латвийские звезды. На самых высоких местах находились:Раймонд Раубишко (три года лучший в СССР тенор-саксофонист), Владимир Вайнер (три года первый в разделе "кларнет"), Гунар Розенберг и Ивар Галениекс (несколько лет вторые соответственно по своим инструментам "труба" и "контрабас"), постоянно среди ведущих находились: Ольга Пирагс, Эгил Страуме, Юрий Мутулис, Марис Бриежкалнс, Паул Миерлейс. Критики высоко оценили мастерство биг-бенда Гунара Розенберга, трио Раймонда Раубишко, квартета "Ретро" Зигурда Резевского, трио "Дискомфорт" Эрика Балодиса, вокальной группы Айнара Кнесиса.
Не хочу преувеличивать роль и значение опросов газеты "Советская молодежь" но все же считаю, если они в какой-то степени стимулировали творческую активность музыкантов, утвердили статус "звезд", открыли новые имена, помогли любителям джаза разобраться "кто есть кто", способствовали развитию интереса к джазовой музыке, то безусловно идея в конце 70-х родилась не зря.
Но мы никак и не предполагали, что десять опросов "Все звезды" как бы подведут черту и зафиксируют для истории имена последних джазменов, ансамблей и биг-бендов СССР, ведь через год, страна в которой мы все жили, исчезнет с карты мира.
Но сам мир продолжает играть и слушать джаз...
На снимке: Валерий Копман вручает диплом газеты "Советская молодежь" Игорю Бутману, 1985 год; фото Олега ЗЕРНОВА
Перед нами один день из жизни большого города: магический круг без конца и начала, пульсирующий и дышащий организм, который прибывает в вечном движении. Контролируемый хрупкими правилами, этот живой хаос больше всего напоминает сцену большого ...
Музыка Я всегда воспринимал музыку как нечто многослойное. Какую-то музыку я воспринимал как повествовательную, а какую-то - как что-то живописное. Тогда как другая просто создавала определенное настроение. Есть музыка, которая заставляет людей ...
Спасибо друзьям с философского, которые поделились такой вот карикатурой и подкинули тем самым идею сделать об этом статью. Надпись гласит: «Музыка дегенератов». По заказу Государственного совета. Доктор Ганс Северус Циглер«. В поисках информации об ...
Каким же для меня было удивлением, когда, я случайным образом наткнулся на информацию о том, что в далеком 1975 году первая скрипка джаза — Стефан Граппели (Stephane Grappelli) — сделал запись совместно с группой Pink Floyd! Будучи большим ...
Добро пожаловать на запись джазового компакт-диска, к вашим услугам моя статья, в которой я подробно рассказываю об этом процессе. Целью ее является приоткрыть вам дверь за кулисы того, что происходит, когда выпускается джазовый диск, начиная ...
В 1962 году отношения между СССР и США были накалены до предела. Американские ракеты - в Турции, советские — на Кубе. Одна часть мира сошла с ума, другая, подневольная, замерла и затаив дыхание ждала худшего. Идиоматическое выражение «Кузькина ...
Да-а, вышли мы вовремя, и стоявшая у кафе "Волга" пианиста Виктора Лившица тоже казалась очень кстати. До :их пор не могу себе представить, как уместились в автомобиле: полная "Gretsch", сам Виктор, пианист Вадим Сакун, Валера Буланов, его друг ...
Москва, как и любой мегаполис, таит в себе множество соблазнов, в том числе джазовых. Повинуясь одному из них, я неторопливо шагаю к пропитанному джазом нескольких поколений месту — знаменитому Саду "Эрмитаж". Предвкушаю наслаждение от ...
Для всех отечественных джазмэнов и джазфэнов ушедший год - год 80-летия советского (или отечественного, если угодно!) джаза. Этому событию было посвящено бесчисленное множество концертов и фестивалей, даже простое перечисление которых займет не одну ...
Григорий Дурново: Как в Москве образовывались большие оркестры? Андрей Соловьев: Сейчас мне даже уже трудно сказать, как это началось... Сначала это были фрагментарные выступления. Процесс здорово подстегнул Сергей Курехин. Я помню, еще в 1983 ...
В этом году отмечает свое 20-летие один из самых необычных проектов на московской новоджазовой сцене — "Оркестр московских композиторов". На вопросы московского журналиста Григория Дурново, обозревателя интернет-порталов Jazz.ru и Gazeta.ru, ...
Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить ...