nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Wynton Marsalis - Святой или грешник?


Wynton Marsalis - Святой или грешник?  Пару месяцев назад появилась книга Рональда Аткинса (издательство "Carlton") "Jazz: The Ultimate Guide" — хорошо изложенный обзор истории джаза, начиная со времен патриархальных. Один из разделов посвящен джазовым великанам — Луису Армстронгу в 20-е годы, Чарли Паркеру в 40-е и далее — и тут с удивлением обнаруживаешь, что трубач Уинтон Марсалис персонифицирует понятие "джазовый великан" для 80-х и 90-х годов.

Может ли музыкант, воспринимающий прошлое, как цель для будущего, упоминаться в одном контексте с Армстронгом, Паркером или Колтрейном, музыкантами-новаторами? Что до Марсалиса и его роли в формировании истории джаза, то тут в противоречиях нет недостатка. Действительно ли он спас джаз от умирания в 80-е годы, как сам заявляет? Или он ответственен за налет конформизма, окутавший джазовый мир?

Трубач, всегда готовый к острым высказываниям и напоминающий Кассиуса Клея с его "Я — самый великий" — "все говорили, что джаз умер, но, услышав меня, понимали, что я о нем позабочусь". Марсалис, начиная с 80-х годов, стал заметной фигурой. В 1981 году он был первым музыкантом, обратившим на себя внимание крупной фирмы звукозаписи и как джазмен, и как музыкант классического стиля. Эта тенденция получила продолжение в 1983 году, когда он стал первым обладателем Грэмми одновременно и за джазовую, и за классическую запись.

Отмеченный очень влиятельной журналисткой, Мэрилин Лэверти, к чьим подопечным относится и Брюс Спрингстин, он вскоре заполонил собой воскресные цветные приложения, журналы мод и стал доминировать в музыкальной прессе как центральная фигура джазового возрождения, звезда, чье мастерство, к сожалению, начало играть роль подчиненную по отношению к имиджу.

Появление Марсалиса, а также его столь же талантливого брата Брэнфорда, стало слишком заметным событием, чтобы бизнес звукозаписи мог позволить себе его игнорировать. Все фирмы бросились искать своих джазовых вундеркиндов и открывать юные таланты. Копируя подчеркнутую внешнюю элегантность Марсалиса и подражая голосам самых разных, иногда покойных, джазовых героев, эти "молодые приспособленцы" составили заметную часть общего объема звукозаписи в 80-е и 90-е годы.

Сегодня большая часть медиа делает из Марсалиса икону. В самом деле, его друг, журналист и поклонник Стэнли Кроуч, чьи длинные статьи, превозносящие Марсалиса, стали легендарными, однажды заявил: "Уинтон Марсалис — это самая важная фигура в американской музыке".

В 1987 году Марсалис был назначен художественным директором вновь организованных "Classical Jazz Summer Series" в Линкольн-центре в Нью-Йорке, где собирается вся элита Манхэттена. В 1991 году это начинание переродилось в круглогодичную джазовую программу в Линкольн-центре. Все это принесло Марсалису беспрецедентное влияние, как чисто музыкальное, так и политическое.

Более не молодой лев, а директор влиятельной программы развития искусства с бюджетом 4 млн долларов США, Марсалис теперь говорит о джазе с позиций высокой морали. Презирая набор ценностей, унаследованный его поколением из 60-х годов, он отвергает фри-джаз-"музыкальный хаос"; джаз-рок — "это распродажа", и Майлса Дэвиса — "мне не нравится то, что он делает, потому что это ведет к упадку всей музыкальной сцены". Установив контроль над джаз-оркестром Линкольн-центра, он постепенно заменяет большинство музыкантов членами своего ансамбля и своими друзьями.

При всей щекотливости проблемы цвета кожи, невзирая на факт, что, белый, Лорен Шенберг часто выступает в качестве дирижера и помощника музыкального директора, расовый вопрос остается весьма противоречивым. Из музыкальных программ, в которых критики находят акцентирование афро-американского компонента джаза, фактически исчезают белые музыканты.

Однако все верное и неверное в этих пристрастных строках, сдобренных каплей подозрения в нарушении политкорректности, служит только стремлению подчеркнуть противоречия, окружающие Марсалиса.

Если в 80-е годы он выглядел человеком, сфокусировавшим внимание медиа на проблемах джаза, и эффективно поднявшим престиж музыки до уровня, неслыханного после 50-х годов, то сегодня его влияние служит искусственному акцентированию виртуозных переложений старых тем. Это сфера, где фирмы звукозаписи прикладывают особые усилия, выпуская максимально доступный мэйнстрим, который, надо признать, хорошо идет на рынке.

Однако, если раньше о джазе говорили, как о полете из состояния STATUS QUO, то сегодня он, похоже, спешит именно к такому состоянию. Оставаясь в тени Армстронга и Эллингтона, главную цель развлекателей из Линкольн-центра и источник вдохновения для собственных сочинений Марсалис видит скорее в перестройке репертуара и насыщении музыки классическими обертонами, а не в "работе для прогресса", создании живого и развивающегося искусства.

И, конечно, заимствование электронных и ритмических приемов из рока, WORLD MUSIC и других "внешних" источников оскорбляет его акустическую чувствительность. И при всей его склонности определять, что является и что не является джазом — наиболее сомнительном моменте во всем вышесказанном — бесспорно одно. Трубач — несомненно, джазовый великан этих консервативных времен — не откроет новых горизонтов, боясь отойти от береговой линии.

Стюарт НИКОЛСОН

Перевод Леонида АУСКЕРНА


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела другие статьи

  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Россия
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Леонид АУСКЕРН
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
  • стиль: джаз, джаз
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
  • стиль: джаз, джаз
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...
  • стиль: джаз, джаз
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Алексей БАТАШЕВ
Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали во всем мире и во всех слоях общества. В конце 20-х, а в особенности в послекризисные годы в Америке, Европе и, конечно же, в СССР стал распространяться взгляд на народное, чуть ли не на ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: Германия, Россия
Документы эпохи, даже фрагментарные, порой говорят о значительности явления гораздо больше, чем очень толстые формальные исследования. Читателю "JK" предлагается очерк, посвященный событиям полувековой давности, происходящим тогда в СССР и ...
  • стиль: джаз, джаз
  • страна: Россия, США
Мы предлагаем читателю взглянуть на проблему сохранности джазовой истории в целом и на двух небольших примерах сравнить, каким образом возникают джазовые архивы и музеи в Америке и в России. Надеемся, что у этого очень нужного и важного для всех нас ...
  • стиль: джаз, джаз
В начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после ставших традиционными экспериментов с acid house и hip hop заиграл то, что сам потом определил как acid jazz. Первоначальный стиль hip hop был кардинально изменен, а то, что ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Владимир ФЕЙЕРТАГ, Дмитрий УХОВ
  • страна: Германия, Россия
Так назвал один из нижеподписавшихся свой доклад на Симпозиуме в германском городе Айзенах. Симпозиум прошел 9 декабря 2000 года при поддержке городского департамента культуры в помещении уникального "Джазового архива". В этом году, как и в прошлом, ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Ксения ГОЛОВАНОВА
  • страна: США
  • музыкальный стиль: смус джаз, фьюжн
Альбом 1996 года «Soulful Strut» Гровера Вашингтона-младшего по праву считается кульминационным в его творческой карьере. Прослушивая композиции с этой пластинки, вы чувствуете, что музыкант и его саксофон действительно могут быть единым целым. Эту ...
  • стиль: джаз, джаз
  • автор: Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
  • страна: Россия
  • музыкальный стиль: кроссовер
«Influences» — дебютная пластинка молодой многообещающей команды Empathy Project из Санкт-Петербурга. Альбом вышел на лейбле FANCYMUSIC, его презентация состоялись в июле прошлого года в Северной Пальмире, а известный международный ...
© 2023 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com