Так назвал один из нижеподписавшихся свой доклад на Симпозиуме в германском городе Айзенах. Симпозиум прошел 9 декабря 2000 года при поддержке городского департамента культуры в помещении уникального "Джазового архива". В этом году, как и в прошлом, тема была сформулирована просто и ясно: "Джаз в восточноевропейских странах после краха тоталитарных режимов".
Айзенахский джаз-архив расположен в стороне от центра города. Он составляет часть культурного центра в бывшем промышленном районе, то есть в местном Даунтауне — но сравнивать надо, конечно, не с Нью-Йорком, а, скорее, с "Rote Fabrik" в Цюрихе или московским "Домом".
Это построенная в XIX веке небольшая солодовая фабрика, переоборудованная лет пять назад под производство по обжарке кофе. Причем разработанное до такой степени точности, что запаха кофе даже в соседнем помещении (увы!) не чувствуется совсем. Здесь же, в подвале, на двух уровнях размещаются театр, джаз-клуб (с помещениями для репетиций!). А на первом этаже — второй в Германии джаз-архив, возникший всего год назад. Первый — напомню — находится там же, где и знаменитый центр музыкального авангарда, в западногерманском Дармштадте.
История нового джаз-архива такова. Еще в 70-е годы энтузиаст местного джаз-клуба Райнхард Лоренц познакомился с гастролировавшим в ГДР джазовым пианистом из Дортмунда Гюнтером Боасом (он прославился тем, что часто аккомпанировал гастролировавшим в Европе блюзменам). После объединения двух Германий отношения стали еще более тесными, и после смерти Боаса пару лет назад его вдова Лоре Боас передала айзенахскому джаз-клубу практически всю коллекцию покойного мужа — старые шеллаковые и виниловые пластинки, книги и ноты — американские и западноевропейские. А пока фрау Боас остается крупнейшим коллекционером музыкального видео: первым же делом она спросила нас, где взять фильмы-балеты с Улановой и "Бориса Годунова" с Иваном Козловским (если знаете, откликнитесь!). Райнхард Лоренц, к тому времени уже официальный сотрудник магистрата города Айзенаха, получил и обустроил помещение — прямо над джаз-клубом. Может, в архиве коллеги Лоренца нет особых редкостей, но собрание всех джазовых "параферналий" в одном (и публичном) месте уже придает собранию г-на Боаса новое качество. В джаз- архиве, по словам Райнхарда Лоренца, работает (в том числе и над диссертациями) человек пять из соседней Веймарской музыкальной академии. Диссертации по джазу — уже неплохо!
Между прочим, есть в айзенахском архиве и наш джаз, и долгоиграющие пластинки с первых московских — еще комсомольско- молодежных фестивалей, переданные Павлом Барским, в свое время инженером и джазовым энтузиастом. Паша, которого, конечно, хорошо помнит джазовая тусовка постарше, в 80-е переквалифицировался в культуртрегеры, но году в 90-м эмигрировал в Израиль. Правда, по словам г-на Лоренца, ему там за десять лет все никак не повезет.
"Наш центр может и должен стать мостом между Западной и Восточной Европой!" — в один голос повторяют и директор Джаз-архива, и Лоре Боас, естественно, почетный гость и первого, и второго айзенахского симпозиума.
Между прочим, один из авторов (Дмитрий Ухов) пару лет назад был в Дрезденском центре новой музыки, который тоже называет себя "вторым Дармштадтом" и тоже собирается играть роль связующего звена между Восточной Европой и Западной — но в области академической музыки.
Айзенахский архив сразу взял быка за рога. В 1999 году симпозиум был посвящен джазовой жизни в Польше и Чехии, причем основным докладчиком был д-р Любомир Доружка, самый, бесспорно, заслуженный джазовый деятель Чехии и Словакии — вместе и по отдельности, а, возможно, и всей Восточной Европы. На сей раз "Круглый стол" (в прямом и переносном смысле слова) был целиком посвящен джазу в России.
Со вступительным словом выступил авторитетный во всех германоязычных странах критик и теоретик из Лейпцига Берт Ноглик, известный своими книгами еще с ГДР- овских времен (даже не читающие по-немецки могли приобретать их в блаженной памяти книжных магазинах, специализировавшихся на литературе из "братских социалистических стран" — "Дружба" и "Глобус"). Ноглик еще раз напомнил, что в посткоммуническом пространстве джаз из "музыки протеста" (или — в отдельных случаях — истеблишмента) довольно естественно переключился в систему товарно-денежных отношений. Причем пример России, по его мнению, представляет особый интерес — так как создавать принятые во всем мире инфрастуктуры здесь приходилось заново. "Представление европейцев о русско-советском джазе, — напомнил наш коллега, — еще недавно исчерпывалось продукцией Лео Фейгина, дисками его компании "Leo Records" и составленным им сборником статей "Russian Jazz — New Identity", то есть в первую очередь новым джазом".
По мнению Ноглика, в последние годы коллективное начало в восточноевропейском и российском джазе (обусловленное, как подтвердили российские докладчики, с одной стороны новоджазовым андерграундом — пр. Д.У., и биг-бэндом как "тоталитарной системой в миниатюре" — пр. В.Ф.) уступает место крайнему индивидуализму. Но последнее в какой-то мере объясняется и тем, что джаз в Советском Союзе, больше, чем где-либо еще, служил символом свободы (творчества). И теперь в нем не без проблем сталкиваются две волны — одна, базирующаяся на космополитической природе мэйнстрима, и другая — фольклорная, дающая музыкантам способ самоидентифицироваться в этом самом космополитическом мире.
Владимир Фейертаг начал со становления профессиональной джазовой сцены в СССР с середины 70-х. И напомнил о вещах, уже забытых и даже не вполне понятных новым поколениям джазменов, как-то:
Система отбора джазовых музыкантов в гастрольно-концертных организациях и подготовке их как к своего рода государственной службе;
Возможность жить джазом и дискомфорт, связанный с бестолковой организацией концертов (отсутствие клубов и посему прокат джазовых ансамблей в огромных эстрадно-филармонических залах);
Неприятие системы гастрольно-концертного проката большой группой музыкантов и создание undergrounds на базе любительских клубов и объединений;
Рождение системы джазовых фестивалей как результат сотрудничества любительских клубов и государственных концертных агентств (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Одесса, Ярославль, Казань, Петрозаводск, Курск, Таллин, Рига, Вильнюс);
Господство мэйнстрима на профессиональной сцене;
Наибольшая поддержка биг-бэндов как тоталитарных систем в миниатюре;
Трио Ганелина как исключение, допущенное в "западной" республике (Литве);
Появление отечественных ансамблей на зарубежных джазовых фестивалях (Ухов напомнил о триумфе трио ГТЧ и одновременно однозначно негативной оценке Иоахимом-Эрнстом Берендтом выступления "Арсенала", что еще раз доказывает, насколько важную роль играл "внехудожественный" фактор "коллективно-андерграундного" бытования того или иного музыкального жанра/стиля.);
Первые опыты культурного обмена снизу — в частности, информацией, и стремление организовывать джем-сейшнз с приезжими джазменами. Пресловутое западничество как реакция на закрытость страны. Комплименты гостей, которые принимались за "чистую монету";
Три волны российской джазовой эмиграции: а) эмиграция по личным, семейным, национальным и социальным мотивам без надежды на джазовую карьеру. Исключения — Валерий Пономарев и Анатолий Герасимов; 6) эмиграция с надеждой на учебу в США и возможностью жить музыкой (прикладная джазовая музыка); в) полуэмиграция с постоянной оглядкой на Россию. Получение двойного гражданства и желание интегрироваться в мировой музыкальный процесс без привязанности к какой-либо стране (Игорь Бутман);
Становление оригинального джазового репертуара с установкой на зарубежные контакты. Интерес к многонациональному фольклору. Отказ от гегемонии мэйнстрима. Новый джаз и осознание нелепости копирования американских образцов;
Роль композиции в джазе. Баланс между композиционным планом и импровизационными порывами. Появление нового поколения музыкантов, вышедших из рок-культуры и успешно перешедших на сторону джаза без традиционного идолопоклонства старым музыкальным формам.
Дмитрий Ухов назвал свое сообщение й "Новый джаз в России конца XX века". Он продолжил Владимира Фейертага, обратив внимание на то, что оба видео-примера национального джаза — Михаил Альперин, играющий "Караван", и театрализованное выступление ансамбля "Архангельск" — относятся, скорее-таки, к области нового джаза, чем мэйнстрима, что весьма существенно для самоидентификации национальной школы.
Что, однако же, изначально не является каким-тo достоинством, как и — наоборот — космополитизм мэйнстрима. Последний имеет исторический прецедент. В частности,знаменитые "Разумовские квартеты" Бетховена, якобы основанные на русских народных мелодиях, которые до сих пор никем не паспортизированы (это термин, употребляемый в фольклористике).
Ухов начал с 90-х (то есть фактически там, где Фейертаг остановился). До этого новый джаз жил примерно той же, хотя, можетIt .быть, несколько более либеральной жизнью, чем остальной художественный авангард — за исключением Сергея Курехина и Анатолия Вапирова, в сущности, никого из джазменов-авангардистов не преследовали по политическим мотивам. Параллельно с профессионализацией мэйнстрима происходило и отделение от него нового джаза; прежде всего благодаря симпозиумам (музыкальным фестивалям с научными конференциями на весьма высоком академическом уровне), которые организовывал Ефим Барбан (впоследствии комментатор Би-Би-Си )в Новосибирске, Таллине и Ленинграде.
Примерно 10% материала, записанного с большими сложностями, так или иначе выходило на пластинках отечественного моноополиста "Мелодии".
Принципиальным Ухову представляется то обстоятельство, что Лео Фейгин и его пластинки фактически шли в той же струе, которая еще в первой половине 80-х подготовила западное общественное восприятие к переменам, которые вот-вот должны были произойти в СССР с наступлением гласности и перестройки (Ухов напомнил о том, что интерес к советскому авангарду, прежде всего, конструктивизму, уже в 1984-м году отразился в бытовой авангардной моде, пропагандировавшейся, например, итальянскими и британскими журналами вроде "The Face").
Известное падение интереса' к авангарду Ухов, кроме всего прочего, объясняет и описанным экзистенциалистами еще в 40-50-е годы феноменом "бегства от свободы" (наверное, не надо намекать, верным и по отношению к нашим дням), когда свобода выбора приводит к выбору и без того "близлежащего" — самого простого, насущного, то есть коммерчески беспроигрышного и не требующего небанальных творческих решений.
Ухов напомнил о Московское импровизационном сообществе, не попавшем в орбиту интересов Лео Фейгина, о конфликте в Оркестре московских композиторов (в конце концов приведшем к тому, что в зтом Оркестре осталось всего трое москвичей, а остальные не то что не были москвичами — даже не говорили по-русски, как берлинец Алекс Колковски).
Ухов обратил внимание, что в 1993-м году в России не был выпущено ни одного компакт-диска; в 1994-м появились первые ласточки, которые можно было пересчитать на пальцах одной руки; а в 1996-м это уже были десятки, если не сотни.
Были названы основные фирмы, заменившие склеротического монополиста — государственную "Мелодию" ("SoLyd" и "Long Arms'\ последнее время JazzLаnd/Русская серия). (И еще наверняка cтоит упомянуть Boheme music" — Пр.ред.)
Особое любопытство вызвал у немецких промоутеров парадокс: на первых джазовых компакт-дисках был записан не общераспространенный мэйнстрим, а малотиражный авангард (например, круг ГТЧ — на литовской "Sonore", первые релизы "SoLyd Records). Докладчик объяснил это, среди прочего, социальной активностью как неотъемлемой чертой всего мирового авангарда, а также — в приложении к отечественной ситуации — тем. что мэйнстримом интересовались больше любители старшего поколения, оказавшиеся в сложных материальных условиях, Вообще, по мнению докладчика, в отличие от Запада новый джаз у нас прибивается, скорее, к новой музыке и иным жанрам спонтанного звукопроизводства вообще - тем более, после того, как прекратил свое существование фестиваль в Архангельске.
Было рассказано о сложностях бытования джаза в масс-медиа, в том числе электронных - например, отсутствии специализирующегося на джазе радио, сложностях со специальной прессой. В Германии к общеизвестным Jazz-Podium (мэйнстрим)и Jazzthetik (авангард) присоединился в последнее время высокопрофессиональный Jazz Thing, что-то вроде нового Jazz Times, но, кажется, даже посерьезнее.
Вместе с тем, с интересом было встречено сообщение о становлении системы джаз-клубов, хоть и не лишенной системы известных противоречий, но все же удовлетворяющей потребности определенной части аудитории - в том числе и абсолютно нового для России типа (центра "Дом").
Пожалуй, наибольшее оживление вызвал тезис автора о том, что в ситуации спонтанного музицирования представителей разных видов музыки — академической, этнической, рок-электроники — связующим звеном, или, лучше сказать, катализатором оказываются музыканты с джазовым опытом. Для доказательства своего тезиса автору пришлось даже демонстрировать запись якутской народной артистки Степаниды Борисовой, питерского барабанщика Александра Емельянова и московского нойз-электронного дуэта "ТО...".
Из всего того, что было показано собравшимся, однако же, наибольший интерес вызвал (фактически случайно оказавшийся у Дмитрия Ухова) демо-материал Леонида и Николая Винцкевичей (сразу двое промоутеров запросили их координаты); тот сэмплер "Boheme Records", на котором больше представлен акустический джаз; естественно, художественно оформленный "Oriental Impress" и, наконец, сам факт существования российского эйсид-джаза на примере "Doo- Вор Sound" и CD-ROM Алексея Козлова (похоже, что в развитой Германии таким hi-tec джазмены еще не балуют). Попытка же в рабочем порядке продемонстрировать отечественный smooth jazz с сэмплеров " Богемы" привела лишь к ироническим усмешкам.
Симпозиум больше напоминал встречу друзей (хотя многие до этого не были знакомы между собой), чем научное заседание. Бесконечньге и самые разные вопросы выдавали заинтересованность немецких слушателей (это были клубмены, организаторы джазовой жизни в своих городах). Выяснилось заодно, что НИКТО (подчеркиваю — ни один) из наших эмигрантов последней волны за пределами места, где так или иначе осел, не известен и никаким общегерманским (не говоря уже об общеевропейском) реноме не пользуется — вопреки тому что они сами о себе рассказывают вьдавая желаемое за действительное. "Мы о теперешнем российском джазе не знаем ровным счетом ничегов, — повторяла фрау Боас (при этом упоминая и Збигнева Намысловского и Эдди Рознера).
Побоявшись заглядывать в далекое будущее, мы все-таки выразили надежду на то, что интеграционные процессы необратимы.
Приведенные нами примеры из жизни- часто анекдотического свойства — прекрасно разрядили первоначально настороженную атмосферу, захотелось сказать:"Джазовые крйтики всего мира — объединяйтесь!" || Директор департамента культуры Айзенаха проявил неслыханное для немецкой стороны гостеприимство, организовав обеды, ужины, экскурсии по городу и поездку в знаменитую крепость Вартбург — самую высокую точку местности.
Глядя в холмистую даль, герр Лоренц сказал одному из нас: "Вот смотри, видишь тот мост? Его пять лет назад не было, там проходила граница между ФРГ и ГДР. Но отсюда, со смотровой площадки смотреть на Западную Германию запретить было невозможно.Мы С моей женой в 70-е тоже поднимались сюда и даже боялись подумать о том, что сможем оказаться там, на той стороне. И даже уже начинаем забывать, что когда-то было по-другому. И хорошо, что вы нам напомнили..."
Для всех отечественных джазмэнов и джазфэнов ушедший год - год 80-летия советского (или отечественного, если угодно!) джаза. Этому событию было посвящено бесчисленное множество концертов и фестивалей, даже простое перечисление которых займет не одну ...
Григорий Дурново: Как в Москве образовывались большие оркестры? Андрей Соловьев: Сейчас мне даже уже трудно сказать, как это началось... Сначала это были фрагментарные выступления. Процесс здорово подстегнул Сергей Курехин. Я помню, еще в 1983 ...
В этом году отмечает свое 20-летие один из самых необычных проектов на московской новоджазовой сцене — "Оркестр московских композиторов". На вопросы московского журналиста Григория Дурново, обозревателя интернет-порталов Jazz.ru и Gazeta.ru, ...
Вы знаете, ди-джеи, если они хорошие ди-джеи, в каком-то смысле даже более музыканты, чем сами музыканты. Потому что сама природа того, что делают ди-джеи — создание новой музыки из кусочков того, что кто-то уже сыграл — заставляет их мыслить ...
От переводчика: Цикл работ выдающегося французского художника Анри Матисса, выполненный в технике аппликации, появился в 1947 году. Благодаря своему названию, он привлек внимание не только знатоков изобразительного искусства, но и поклонников джаза. ...
От переводчика На страницах нашего журнала джаз и родственные ему стили мы, как правило, рассматриваем с точки зрения искусства. Но никогда нельзя забывать тривиальную, в общем-то, мысль, что это еще и бизнес. Джаз - искусство и джаз - бизнес очень ...
I. Джаз и TV… только не в том ракурсе , о котором вы подумали ! Очередная история от нашего постоянного «гостя» Билла Кроу – про саксофониста Пола Квинишетта (Paul Quinichette). Сейчас его мало знают, но он прославился еще в 40-х – 50-х тем, что не ...
А вот что наш регулярный «гость» Билл Кроу со своими джазовыми историями и анекдотами рассказывает о Дюке Эллингтоне и его оркестре. Дюк был неординарной личностью во всех своих проявлениях. О его музыке знают все, кто хоть мало-мальски интересуется ...
Ray (Рэй) 2004 Universal Directors: Taylor Hackford Stars: Jamie Foxx, Kerry Washington, Regina King, Clifton Powell, Harry J. Lennix Если есть выбор, этот фильм лучше смотреть в компании молоденькой девушки. Переживания за судьбу главного, ...
Продолжаю рассказывать уважаемым читателям Джаз-Квадрата следующие обещанные истории-анекдоты из жизни джазмэнов первой половины XX века от собирателя джазового фольклора Билла Кроу. Сегодня – о том, как оригинально в свое время обходились с ...
О, времена, о, нравы! Те, знакомые нам по фильму «В джазе только девушки». Они давно вошли в анекдоты и им, наверное, уже не повториться. Хотя... кто знает. И само слово «анекдот» раньше имело несколько иной смысл и означало просто забавную реальную ...
Три музыканта, в разное время работавшие с Майлсом Дэвисом, соединили свои творческие потенциалы в новой фанк-группе 3 Brave Souls. В состав трио вошли клавишник Джон Бисли (John Beasley), басист Дэррил Джонс (Darryl Jones) и барабанщик Леон Ндугу ...