От переводчика: Цикл работ выдающегося французского художника Анри Матисса, выполненный в технике аппликации, появился в 1947 году. Благодаря своему названию, он привлек внимание не только знатоков изобразительного искусства, но и поклонников джаза. Многие пытались найти разгадку творческой логики мастера, найти объяснение названию серии, ведь чисто сюжетно они вроде бы не связаны с джазом. В конце 70-х «Джаз» привозили в тогда еще Советский Союз, работы экспонировались в ГМИИ им. Пушкина в Москве, а Леонид Чижик вместе с Алексеем Кузнецовым (гитара) и Алексеем Исплатовским (контрабас) играли в музее, в окружении матиссовских работ концерт, в котором исполняли те классические джазовые темы, которые мог слышать Матисс. Звучали там и сольные фортепьянные импровизации Чижика на темы работ художника. Этому событию большую статью посвятил потом Леонид Переверзев (см. «Ровесник», № 7/79). В наши дни эта тема заинтересовала ведущего джазовой радиопрограммы «In A Mellow Tone» Рона Суитмена (Ron Sweetman), составившего свой список джазовых композиций, которые мог слышать Матисс, и прокомментировавшего этот перечень. Мы знакомим вас с исследованием Суитмена.
Записи к серии «Джаз» Анри Матисса (все треки записывались в Париже):
1929
12 марта
Eddie South
«Two Guitars»
1933
8 июля
Freddy Johnson
«Foxy And Grapecy»
14 октября
Freddy Johnson
«Harlem Bound»
10 ноября
Freddy Johnson
«I Got Rhythm»
1934
28 декабря
QHCF
«Dinah»
1935
2 марта
Coleman Hawkins
«Stardust»
апрель
QHCF
«Ultrafox»
30 сентября
QHCF
«St. Louis Blues»
21 октября
QHCF
«China Boy»
1936
31 января
Bill Coleman
«Joe Louis Stomp»
4 мая
QHCF
«Oriental Shuffle»
1937
21 апреля
QHCF
«You’re Driving Me Crazy»
26 апреля
QHCF
«In A Sentimental Mood»
28 апреля
Coleman Hawkins
«Honeysuckle Rose»
7 июля
Dickie Wells
«Bugle Call Rag»
12 июля
Dickie Wells
«Dickie Wells Blues»
29 сентября
Eddie South
«Eddie’s Blues»
4 октября
Alix Combelle
Bill Coleman
«Hangover Blues»
12 ноября
Bill Coleman
«Indiana»
19 ноября
Bill Coleman
«Bill Coleman Blues»
23 ноября
Eddie South
«Somebody Loves Me»
25 ноября
QHCF
«Minor Swing»
25 ноября
Eddie South
«Fiddle Blues»
7 декабря
QHCF
«Swinging With Django»
1938
31 января
QHCF
«Sweet Georgia Brown»
13 июня
Eddie Bruner
Bill Coleman
«I Double Dare You»
14 июня
QHCF
«Billets Doux»
30 августа
QHCF
«Lambeth Walk»
28 сентября
Bill Coleman
«Sister Kate»
1939
21 марта
QHCF
«Japanese Sandman»
22 марта
QHCF
«Twelfth Year»
28 июня
Freddy Johnson
«Jam With Bacon»
30 июня
Louis Bacon
«Rhythm Is Our Business»
Для любителя джаза чрезвычайно интересно предположить, чем руководствовался, или точнее, что мог слушать Матисс при создании цикла из 20 работ под названием «Джаз». Разочаровать может тот факт, что рабочим названием проекта первоначально был «Цирк» (многие работы посвящены именно цирку) и большая часть его уже была готова, когда Матисс остановился все же на названии «Джаз».
Но название было выбрано все-таки до того, как Матисс сочинил тексты, которыми он сопроводил свои работы. Матисс писал: «Эти яркие, кричащих тонов образы воплотили для меня воспоминания о цирке, о фольклоре, о путешествиях. Я пишу эти строки, чтобы систематизировать собственные ощущения от этих хроматических и ритмических импровизаций, эти строки помогают подчеркнуть их особенности.» Таким образом, методология Матисса была в чем то сходной с импровизацией джазового музыканта.
Я обнаружил у Матисса строки, которые одинаково хорошо применимы и к джазу, и к любому иному творческому процессу: «Художник должен вложить в работу всю свою энергию, свою искренность и величайшую скромность, чтобы избежать всех этих старых клише, которые все время оказываются под рукой.» Он словно цитирует музыканта, говоря: «В искусстве правда, реальность, начинаются, когда уже уходит понимание принципа данной работы, вложенных в нее знаний и остается чистая энергетика, тем более мощная, что она поддерживается емкими и выразительными контрастами. Поэтому нести эту правду надо с величайшим смирением, ясностью, чистотой, искренностью, мозг должен быть просветлен, как у человека, совершающего духовный акт слияния с божеством перед алтарем. Надо ясно понимать, что все твои накопленные знания остаются позади и строить все на непосредственном инстинкте.» Элберт Эйлер и Джон Колтрейн согласились бы с этими мыслями.
Но почему художник такого масштаба и такого авторитета, как Матисс, не нашел ничего лучшего, как назвать свои прекрасные работы в честь какофонии, изобретенной музыкальными невеждами на другом континенте сорок лет назад? Ответ кроется в том, что Франция была первой европейской страной, услышавшей джаз, когда афроамериканские оркестры прибывали подымать боевой дух американских войск в ходе войны 1914 - 1918 годов. Франция продолжала импортировать и оценивать по достоинству джазовых артистов вплоть до начала новой войны 1939 - 1945 годов, и она стала первой страной в мире, признавшей джаз, как настоящее искусство. После войны Матисс стал горячим поклонником джазового музыканта Сиднея Беше. Первые серьезные книги о джазе были написаны в Бельгии, Франции и Англии в тридцатые годы: «Aux Frontieres Du Jazz» Робера Гоффена (Robert Goffin) в 1932 году, «Le Jazz Hot» Юга Панасье (Hugues Panassie) в 1934 году, «Hot Discography» Шарля Делянюэ (Charles Delaunay) и «Rhythm On Record» Хилтона Шлимена (Hilton Schleman), обе в 1936 году.
Французские и иностранные интеллектуалы во Франции двадцатых и тридцатых годов быстро оценили джаз, как характерное явление в музыке ХХ века. Матисс присутствовал на первом представлении «Parade» Сати в 1917 году, где уже имелись джазовые элементы. Жан Кокто читал свои стихи, стоя перед джаз-бэндом в конце двадцатых. Стефан Грапелли и Джанго Рейнхардт репетировали на парижской фабрике Билла Хейтера в тридцатые годы. Сколь неестественно было для американского или канадского интеллектуала тридцатых годов положительное восприятие джаза, столь органично приняли его интеллектуалы французские.
Я убежден, что когда Матисс уподоблял процесс своего творчества джазовой импровизации, он знал, о чем говорил.
Кого мог слышать Матисс? В записях он мог слышать любого из великих американских пионеров этой музыки, так как их записи регулярно появлялись во Франции. Он мог слышать любых американских гастролеров, гастролировавших в Европе в двадцатые и тридцатые годы, как и ведущих музыкантов Европы, когда они выступали в Париже.
Чтобы снабдить посетителей выставок аудиорядом из музыки тех джазменов, которые могли вдохновлять Матисса, я составил в хронологическом порядке список записей, сделанных в Париже с 1929 по 1939 год. Его открывает американский скрипач Эдди Саут, демонстрирующий в «Two Guitars», какое влияние оказала на него музыка венгерских цыган. Ближе к настоящему джазу «Foxy And Grapecy» в исполнении бэнда Фредди Джонсона с трубачом Артуром Бриггсом, который долгие годы прожил во Франции. Оркестр Фредди играл его композицию «Harlem Bound» и стандарт «I Got Rhythm».
«Dinah» — это первая запись знаменитого «Quintet Of The Hot Club Of France». Гастролировавший в Европе тенор-саксофонист Коулмен Хоукинс привлек из его состава Стефана Грапелли (ф-но) и Джанго Рейнхардта (гитара) для записи «Stardust». Затем вновь идут записи «Квинтета», играющего композицию Грапелли и Рейнхардта «Ultravox», а также «St. Louis Blues» и «China Boy». Трубач Билл Коулмен написал «Joe Louis Stomp» в честь знаменитого темнокожего боксера, чьи успехи воодушевляли тогда черных американцев. Гитарное соло напоминает Джанго, но на самом деле это был его неудачливый соперник, аргентинец Оскар Алеман. Затем еще три пьесы «Квинтета»: композиции Грапелли - Рейнхардта «Oriental Shuffle» и «You’re Driving Me Crazy», а также эллингтоновская «In A Sentimental Mood». «Honeysuckle Rose» исполнял сборный all-star бэнд Коулмэна Хоукинса, в который входили американцы Хоукинс, Бенни Картер и Томми Бенфорд, бельгиец Джанго Рейнхардт и французы Аликс Комбель, Стефан Грапелли, Андрэ Экиян и Эжен д’Эллем.
Парижские записи тромбониста Дикки Уэллса, сделанные в июле 1937 года, считаются подлинной классикой джаза. Это блестящий «Bugle Call Rag», где три трубача соревнуются друг с другом в головокружительных импровизациях и мягкая, аранжированная для квартета версия «Dickie Wells Blues».
Следующие записи — это Эдди Саут и Джанго в пьесе Эдди «Eddie’s Blues», Билл Коулмен в сопровождении оркестра Аликса Комбеля солирует на трубе и поет скэтом в собственной композиции «Hangover Blues». Две следующие композиции Билл играл под аккомпанемент только гитары Джанго. Вновь следует Эдди Саут, сменяемый записями «Квинтета», игравшего пьесу Грапелли и Рейнхардта «Minor Swing». Обоих этих музыкантов можно услышать и в «Fiddle Blues» Эдди Саута.
Мы перемещаемся в 1938 год, когда «Квинтет» записал свою энергичную версию «Sweet Georgia Brown», а Билл Коулмен солировал с оркестром Эдди Бруннера в «I Double Dare You», а в «Sister Kate» он отдал дань уважения басисту Уилсону Меерсу. «Квинтет» обессмертил «Lambeth Walk», а также записал модную в том году пьесу «Japanese Sandman» и «Twelfth Year» Джанго. Заканчивается список записями оркестра Фредди Джонсона, где трубач Луис Бэкон солирует в «Jam With Bacon» Фредди и оркестра самого Бэкона, игравшего приятную версию «Rhythm Is Our Business» Джимми Лэнсфорда. Всю эту музыку Матисс мог слышать, приступая к «Джазу».
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...
Вниманию читателей предлагается опубликованное в электронном журнале "All About Jazz" эссе Шона Сингера — выпускника университета Индианы (Блумингтон, США) по специальности "Английский язык и литература". Помимо джаза, сфера интересов Шона включает ...
Джаз родился в эпоху, когда классовые теории торжествовали во всем мире и во всех слоях общества. В конце 20-х, а в особенности в послекризисные годы в Америке, Европе и, конечно же, в СССР стал распространяться взгляд на народное, чуть ли не на ...
Документы эпохи, даже фрагментарные, порой говорят о значительности явления гораздо больше, чем очень толстые формальные исследования. Читателю "JK" предлагается очерк, посвященный событиям полувековой давности, происходящим тогда в СССР и ...
Мы предлагаем читателю взглянуть на проблему сохранности джазовой истории в целом и на двух небольших примерах сравнить, каким образом возникают джазовые архивы и музеи в Америке и в России. Надеемся, что у этого очень нужного и важного для всех нас ...
Пару месяцев назад появилась книга Рональда Аткинса (издательство "Carlton") "Jazz: The Ultimate Guide" — хорошо изложенный обзор истории джаза, начиная со времен патриархальных. Один из разделов посвящен джазовым великанам — Луису Армстронгу в 20-е ...
В начале 80-х в одном из английских клубов ди-джей Giles Peterson после ставших традиционными экспериментов с acid house и hip hop заиграл то, что сам потом определил как acid jazz. Первоначальный стиль hip hop был кардинально изменен, а то, что ...
Так назвал один из нижеподписавшихся свой доклад на Симпозиуме в германском городе Айзенах. Симпозиум прошел 9 декабря 2000 года при поддержке городского департамента культуры в помещении уникального "Джазового архива". В этом году, как и в прошлом, ...