Главная»статьи»другие статьи»80 лет советского джаза или размышляя на тему, "что нам дает джазовое образование"
80 лет советского джаза или размышляя на тему, "что нам дает джазовое образование"
19.10.2013
Для всех отечественных джазмэнов и джазфэнов ушедший год - год 80-летия советского (или отечественного, если угодно!) джаза. Этому событию было посвящено бесчисленное множество концертов и фестивалей, даже простое перечисление которых займет не одну страницу. Но...не вышло ни одной "эпохальной" статьи, посвященной такому знаменательному и широко отмечаемому событию: то ли тема, "не пробиваемая" в прессе, то ли слишком далека от сегодняшней жизни.
Так или иначе, но теоретическая мысль вообще как-то очень уж капитально уснула, уступив место самому разнообразному стебу и поп-статьям о гастролирующих джаз- звездах. И все же, каковы результаты жизни джаза на нашей земле за эти 80 лет? На мой взгляд, весь этот период можно условно охарактеризовать тезисом: "от джазовой безграмотности к джазовому всеобучу"!
Не удаляясь в теоретические изыски и не углубляясь в особенности стилей бытования джаза в бывшем СССР, осмелюсь условно разделить его жизнь на два этапа: ДО введения джазового образования и ПОСЛЕ. Этот период не определяется только 1974-м годом, когда в 20 музыкальных училищах были открыты эстрадно-джазовые отделения (ЭДО). Он растянулся на долгие 10 лет и стартовал в Ленинграде.
В 1964 году у питерского педагога Павла Нисмана возникла идея заняться подготовкой джазовых музыкантов. Для этого в музыкальном училище был организован отдел джаза, рассчитанный на четыре года обучения. Курс вобрал в себя практически все необходимые дисциплины, включая аранжировку и практику игры в больших и малых составах.
Спустя три года — в 1967 — нечто аналогичное появляется и в Москве. Кандидат технических наук и в прошлом джазовый пианист Юрий Козырев открывает при МИФИ школу для музыкантов-любителей. В качестве преподавателей он приглашает трубача Германа Лукьянова, саксофониста Алексея Козлова, пианиста Игоря Бриля. Параллельно в МГК открываются классы саксофона (Александр Ривчун) и аранжировки для эстрадного оркестра (кандидат искусствоведения Дмитрий Браславский).
В 1974 идея обучения джазу была поставлена на "государственные рельсы", а забурлившая в одночасье педагогическая деятельность закономерно повлекла за собой активизацию теоретической мысли. Появились всевозможные "школы игры на...", вступающие зачастую в противоречие с практикой "игры на...". Долгое время не прекращался спор о том, что даст более скорый и весомый (ощутимый) результат: последовательное обучение или обширная практика. Думается, спор и по сей день не разрешен, ибо для этого надо было бы отказаться от какой-нибудь составляющей. И если практика в своей основе и опирается на обучение в виде самообразования, то последнее без первого — просто невозможно.
Кстати, в далекие американские 20-е годы профессиональное обучение музыканта было не только невозможно, но и не нужно. По мнению большинства джазменов того времени, в основе успеха лежат лишь природные данные и личное трудолюбие. Чем чаще ты будешь играть, тем лучше освоишь музыкальный инструмент. А незнание музыкальной грамоты способствовало развитию импровизационного искусства.
Долгое время для обучающегося существовал единственный выход — слушать и копировать. По мнению многих, подобное неформальное обучение воспитывало у музыканта потребность самовыражения и даже провоцировало эту самую потребность. Правда, в техническом отношении "калькирование" заводило многих музыкантов в тупик. Считанные единицы могли сыграть более сложные композиции. И, тем не менее, лучшего способа обучения джазу тогда не было.
В СССР впервые была узаконена профессия "джазовый музыкант" (точнее — специальность 0505). Обучение джазу встало "на поток": все должны пройти определенное количество предметов, в сессию сдать зачеты и экзамены, на специальности сыграть такие-то по степени сложности пьесы. Самое главное — каждый музыкант обязан освоить все стили, играть в оркестре и ансамбле, сделать хотя бы одну аранжировку и написать хотя бы одну композицию. И тогда музыкант станет "профессиональным джазменом".
В стране сегодня 37 (!!!) музыкальных училищ, имеющих эстрадно-джазовое отделение (ЭДО). В каждом на четырех курсах учится приблизительно 40 человек (по 10-12 на курсе, но к выпуску не все доходят). Есть еще вузы (кажется их семь), в которых на всех курсах учится приблизительно столько же студентов. Таким образом, по идее каждый год мы получаем почти 450 джазменов. И где же они?
Валерий Колесников (Украина), педагог Донецкой Музыкальной академии (класс трубы, ансамбля, импровизации): Как показала практика, джазовое образование очень мало что дает. Конечно, многое зависит оттого, как построен процесс преподавания: то ли ты даешь писанные импровизации, то ли заставляешь делать свои или работать головой что самое сложное. Хотя только в последнем случае что-то получается нормальное.
Почему в училищах на ЭДО и консерваториях на кафедрах эстрадной и джазовой музыки в большинстве своем преподают музыканты с академические образованием, а многие практикующие джазмены "в педагоги" не идут?
В.К.: Во-первых, надо знать методику преподавания джаза, а ее как таковой нет. Поэтому каждый педагог пытается изобрести личный принцип обучения, который считает наиболее приемлемым и способным принести конкретные творческие плоды. Я предпочитаю показ.
А теоретически обосновать авторскую школу игры на трубе?
В.К.: Я знаю очень много методик, читаю и анализирую их для своего развития и для сравнения. А моя методика... Я к каждому студенту отношусь не стандартно, не по единой схеме, начиная с азов звуко- извлечения. Каждый человек имеет свою неповторимую индивидуальность. Поэтому одна и та же труба, один и тот же мундштук звучат совершенно по-своему. А значит и подход к каждому исполнителю должен быть разным. Сейчас я веду ансамбль, специальность и импровизацию у своих трубачей. А раньше преподавал и вокальную импровизацию, даже первым на Украине открыл вокальный факультет. Когда из Киева узнали, кто будет вести, то сразу дали "добро".
Кусочек этого вокала ты показывал в Сочи и на Аква-джазе в Туапсе.
В.К.: Это так называемый "мягкий" скэт. Слушал и Гиллеспи, и Армстронга, но так у меня не получается.
Ты катаешься по бывшему СССР достаточно активно. Как на твой взгляд распределяются джазовые силы, если не говорить о Москве?
В.К.: Очень неравномерно в связи с общими финансовыми затруднениями. Хорошему музыканту в той же Казани делать нечего. Он старается найти ту работу, которая бы его на данном этапе удовлетворяла. Приличных музыкантов "на местах" просто единицы. Сейчас какое-то затишье: то ли смена поколений затянулась, то ли еще что-то... То же и у нас в Донецке. Спокойная жизнь, за исключением фестивалей и единичных концертов. В основном — разгул эстрады.
Так что же получается? Мы вернулись "на круги своя"? Назад к ВИА? Поясню.
Как известно, открытию джазовых отделений в училищах способствовало чрезмерное увлечение самодеятельными вокально-инструментальными ансамблями. Их в конце 60- х было неимоверное количество: в каждом институте, в каждой школе по 3-4 коллектива. Среднестатистические городские смотры художественной самодеятельности (точнее — "само-надеятельности", как говорили профессионалы!) собирали до сотни коллективов. А областные могли идти 2-3 дня. Общая картина с ВИА во всех городах бывшего СССР была приблизительно (за редким исключением!) одинакова: убогость самопальных текстов вкупе с примитивностью их музыкального воплощения.
Мода на ВИА распространялась с ужасающей скоростью, почти равной падению профессионального уровня. Именно это вызывало серьезные опасения "наверху" и сформировало решение "взять развитие эстрады под контроль". Подобные настроения тут же уловили такие светлые головы, как Юрий Саульский, Игорь Бриль, Ким Назаретов, Владимир Фейертаг и... воспользовались моментом. Высокому собранию они объяснили это очень понятно и просто: джаз и эстрада всегда шли рядом, но первый уже занял стабильное место в музыкальной культуре, оказав влияние практически на все ее составляющие — от фольклора до академической музыки. Поэтому обучение джазу непременно скажется и на повышении уровня эстрады. Что, кстати сказать, и произошло. И даже более, чем.
В беседе с Владимиром Борисовичем Фейертагом я предложила тезис: "Джазовое образование уничтожает джаз, как уникальную форму самовыражения".
Фейертаг: Да, я согласен, но этот тезис можно обсуждать. Давайте посмотрим на ту страну, которая джаз считает своей музыкой — на Америку. На мой взгляд, там есть три образовательные темы.
1 тема. Вы хотите быть профессиональным музыкантом или педагогом. Вы идете в университет, где есть музыкальные факультеты. Это то, что мы называем "консерваторией". Вы там занимаетесь профессионально музыкой, играете в джазе, симфоническом оркестре, мюзикле — где хотите.
2 тема. Вы способный человек, играете джаз, чему-то как-то учились. Вы идете в Беркли, полгода или год учитесь там, берете все, что вам надо, потом пишете, что учились в Беркли. Вы — способный человек, побывали в этой тусовке. Этого вполне достаточно. И вовсе не нужно учиться там пять лет. Это такой очень хороший "толчок" или "трамплин".
3 тема. Вы вообще идете к каком-то педагогу в оркестр, в так называемую "джазовую клинику", которые там собираются время от времени. Когда-то Джон Льюис собирал где-то на лужайке, устраивал лагерь. Там пианисты где- то месяц играли и жили.
Систему американского образования знаю не по Интернету. Я там был. Это довольно толковая система преподавания. Есть педагоги, занимающиеся практикой (инструмент, оркестр, ансамбль...), а есть лекторы. Они вывешивают курс, и если никто не записался — можно сразу увольняться. Студент учится, переходит с курса на курс, пишет аранжировки, посещает оркестр и набирает баллы. Стипендия — большая редкость.
В России есть толковые педагоги, и есть предметы, которые непременно надо пройти. Но нет технической базы для того, чтобы заниматься этой музыкой. Джазу необходимо полное техническое оборудование: студия при каждом классе, возможность записать и тут же проанализировать результат. В России такого нет нигде, даже в "Гнесинке". Разве что в ростовской детской джазовой школе им. Назаретова! Да и то — одна на всю школу!
Что значит "мы ввели джазовое образование"? Мы ввели, но никак не обеспечили. Я скажу по опыту Петербурга, но я знаю, что так же было всюду. Я работал на собственных магнитных лентах. Мне предоставили только магнитофон. И так было первые пять лет. Дальше пошли видеоматериалы, стереосистемы, которые есть у людей дома. А мы так и остались на "Астре".
Если собирается ансамбль, то бывает такое, что с одним педагог начинает "доводить", остальным становится скучно. Мы не можем сказать: перейди в другой ансамбль. Нет толковых аранжировщиков, способных проверить студенческую работу и дать толковые указания. Но самое главное — нет возможности записать и тут же предложить послушать и проанализировать. Когда я побывал в Беркли — это для меня был урок. Там каждый класс имеет студию.
Так что же получается: у нас есть профессия, условно называемая "джазовый музыкант", но его нет?
В.Ф.: Давайте установим следующее. В нашей стране никогда не было заботы о том, чтобы джаз преподавали. Мы хотели открыть, мы хотели быть "впереди планеты всей", но мы не подготовили джазовых педагогов. У нас не было никогда джазовой педагогики как предмета. Я назову несколько человек, которые способны были вести педагогический процесс: Ким Назаретов, Анатолий Кролл, Виктор Бударин, Игорь Бриль, Александр Осейчук... Это не обязательно должен быть исполнитель. Просто он должен понимать, как постепенно должен идти педагогический процесс, как его верно организовать и как сделать так, чтобы был непременно прогресс. Это ведь не каждому дано.
Я пытался сам когда-то преподавать фортепиано. Но я сразу понял, что я с ними полгода провожусь, а как дальше сделать, чтобы они двигались? Чего-то добился на первом этапе. А что потом? Подбирать вещи посложнее? Это должна быть какая-то педагогическая жилка, чтобы соображать, как от "А" до "Я" человека провести по образовательному процессу. Таких у нас пять человек. Может быть, есть и еще столько же, но мы их не знаем. А в Америке — целая армия педагогов.
Да, и половина из них не имеет педагогического образования, а просто передают свой опыт.
В.Ф.: Да, именно. А потом, это должны быть определенные люди. Джаз — это музыка коллективной импровизации и совместного творчества. Ее в одиночку не сыграешь. Это не пианист, который будет один играть — и он гений. Это обязательно "с кем-то". Значит, педагог — это не только тот человек, который свой инструмент ведет, но который может и оркестр или ансамбль вести. Обязательно такое сочетание должно быть. Педагог должен быть и аранжировщиком, и уметь из своих же студентов сделать ансамбль.
Просто виртуоз ничему не сможет научить. Опыт показал, что и Оскар Питерсон - не педагог, хотя он очень старался и свою школу создал. А где его ученики? Ни одного ученика ни у Питерсона, ни у Рэя Брауна... А они говорили: "мы своим трио школу откроем, и к нам пойдут". Ну и что? Потому что они не педагоги, а исполнители. Та же проблема и у Леонида Чижика была. Он сидел и скучал, когда ему играл студент, сопровождая урок словами: "это плохо, это чуть лучше, это надо поучить". А вот как? Чижик говорит: "Подвинься, я сейчас сыграю, как надо!" И все упирается в копирование!...
Вот такой разговор состоялся с Владимиром Борисовичем Фейертагом в Ставрополе, в перерывах между концертами XIII фестиваля джазовой музыки, посвященного опять же 80-летию советского джаза. И здесь мы вернулись "на круги своя": от копирования без музыкального образования к копированию с оным.
Понятно, что джазу — как уникальной форме самовыражения — нельзя научить, но можно обучить каким-либо приемам и способам. Но, как оказалось, сам акт обучения у нас формально есть, но реально "его нет". Вот в связи со всем выше сказанным, и возникает совершенно крамольный вопрос: так что же дает джазовое образование? И есть ли сегодня вообще в бывшем СССР понятие "джаз"? Где искать ежегодных 450 джазменов мы знаем: в эстраде!
Молодёжные кафе 60-х, эти маленькие островки городской культуры! Не просуществовав и десятка лет, они стали частью истории своих городов. Как правило, их было по одному в городе, а в такой огромной стране, как Москва, — всего два-три в единицу ...
Мы продолжаем текстом этого доклада Эллингтоновскую тему в его юбилейный год. Тема эта неисчерпаемая, и мы надеемся опубликовать еще несколько не менее интересных работ, посвященных творчеству Дюка. Предварительное замечание: до сих пор идут споры, ...
Джаз царит. Отрицать этот факт - значит становиться в классическую страусиную позу: головой в песок, хвостом к солнцу. Можно, конечно, бить в колокола, заявляя на весь мир об угрозе разрушения моральных устоев современного общества. Однако более ...
Новое всегда раздражает. Это по меньшей мере. В целом же, все новое вызывает отторжение. И это - нормально, ибо мышление человека носит, по большей части, консервативный характер, и лишь немногие способны без потерь приспосабливаться к изменяющимся ...
Продолжаем публикации докладов, прочитанных на конференции, прошедшей в середине апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Едва ли сейчас можно сказать что-либо новое о Дюке Эллингтоне, практически ровеснике ХХ века, который ...
12 мая 1988 года ведущий джазовой программы "Радио Амстердам" нетерпеливо ждал у себя в студии гостя - выдающегося трубача и певца Чета Бейкера. К полуночи стало ясно, что эфир безнадежно сорван. Телефонный звонок к Питеру Хейтсу, голландскому ...
Сегодня мы начинаем цикл публикаций докладов с конференции "Дюк Эллингтон и современный джаз", прошедшей в конце апреля в С.-Петербурге в рамках фестиваля "Мы помним Эллингтона". Творчество Эллингтона огромно. И хотя о нем написано множество статей ...
Надо сказать, что к концу войны окончательно сложились основные направления существования джаза в кинематографе. Одним из них стали джазовые саундтреки к фильмам, отнюдь не обязательно посвященным джазу; другим — так называемые "biopics" ...
Не знаю как Вы, дорогой читатель, но я убежден, что роль женщин в джазе мало изучена, этот пробел должен быть устранен, и приступить к этому надо немедленно, сейчас, в преддверии весны и столь любимого всеми женского праздника. Статистика неумолима ...
В зале гаснет свет. Смолкает заполнившая помещение почтенная публика — дамы в длинных платьях с турнюрами и господа с тщательно ухоженными усами. Трещит загадочный аппарат в конце зала, и в лучах света, испускаемых им, на экране, установленном ...
Окончание, начало в #7(9) "JK". Исполнение джаза Каково значение джазового исполнения? Оно явно отличается от значения, например, языка. Оно проявляется в процессе накапливания, на более первичном эмоциональном уровне. Чарлз Бриггс ("Competence In ...
Хорошо ли мы представляем себе, как прогресс влияет на музыку? Это происходит сейчас, и так было раньше, просто чаще всего у нас нет возможности взглянуть назад и увидеть картину прошлого. А не мешало бы... Времена меняются, проблемы остаются Какие ...