Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску.
Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 февраля в новокузнецком клубе "Геликон" состоялось выступление мэтра джаза. Как ансамбль "Higher Ground" в составе: Билли Кобэм — барабаны, Деррик Джеймс — саксофоны, Жан-Ив Юнг — клавишные (Франция), Карл Орр — гитара (Англия) и Штефан Радемахер.— бас-гитара (Германия), до этого успешно выступивший Москве, Нижнем Новгороде и Харькове, оказался в Кузбассе — разговор отдельный. А пока о самом событии.
Гастроли американских музыкантов в последние годы стали довольно обычным явлением в культурной жизни России, правда, большая часть их курсирует-в пределах Золотого кольца. В музыкальном мире, будь то академическая музыка, рок, этническая музыка, джаз, всегда были свои кумиры, божки и Боги. Явление фигуры Билли Кобэма можно смело сравнить с десантом Монтсеррат Кабалье. Таков общественный пьедестал обоих в мире искусств. Билли Кобэм — действительно кумир тысяч барабанщиков мира, абсолютный авторитет в тонких деталях мастерства перкуссионистов, автор пособий и школ для обучения игре на джазовых ударных и изобретатель собственного уникального и неповторимого мастерства-барабанной игры. Впервые имя Билли Кобэма появилось — крупными буквами — на страницах самых престижных джазовых журналов, на устах у именитых критиков и коллег-музыкантов в связи с работами в ансамбле легендарного Джона "Махавишну" Маклохлина. Техника игры молодого Кобэма на тех первых коламбиевских дисках была просто фантастической. Невозможно было представить, чтобы простой человек мог так играть на ударной установке. Такого феномена джазовый мир не знал со времени смерти другого джазового божка — барабанщика Бадди Рича.
Потом Кобэм сам организует свой первый ансамбль "Спектр", участвует в записях ансамбля "Steps Ahead", и из его соратников пестуются две знаковые фигуры современного джаза — братья Брекер: Майкл и Рэнди. При всем при этом Билли Кобэм как бы подвел итоговую черту под развитием искусства джаз-рокового барабанщика. Равных ему не было, да и нет до сих пор. Нравится Вам эта музыка или нет—дело Ваше, но сторонников этого джазового поджанра в 70-80- е годы было подавляющее большинство, в чем немалая заслуга самого Билли и его ансамблей.
В Западную Сибирь квинтет Билли Кобэма прибыл ранним утром, и пока музыканты отлеживались в отеле, а мы готовили сцену, барабаны и столы, джаз-клуб впервые за свою историю был окружен плотным кольцом местной секьюрити. Ожидался полный аншлаг, приезд на концерт отцов города, поэтому меры предосторожности напомнили мне времена бывших партконференций.
Наконец, за час до концерта импортные гости прибыли, и пред нами предстал моложавый, в расцвете мужского возраста, поджарый и крепкий маэстро в окружении своих коллег, значительно младше и неизвестнее его. Его манеры были безукоризненны, от был открыт для контактов, он шутил и вспоминал былое. Ни тени амикошонства, сознания собственной сверхценности и дешевого лидерства.
Программа ансамбля полностью соответствовала эстетике маэстро — это был добротный джаз-рок (возможно — в какой-то мере уже и старомодный), с незатейливыми мелодиями, небогатой гармонией, но страшным драйвом и битом. Все музыканты — высокопрофессиональные мастер>а, но наиболее выгодно выглядели немецкий бас-гитарист Радемахер и маленький, юркий и резкий, черный саксофонист — Деррик Джеймс. О самом руководителе — ни слова претензий. Утонченная, скоростная техника и великолепное чувство формы. Кроме этого, выяснилось, что он левша, что всегда выгодно отличало и выделяло барабанщиков, которые играют сразу всеми конечностями или синхронно, или полиритмично. Игра Билли Кобэма незабываема и не имеет аналогов, хотя свингующим барабанщиком его не назовешь. Это просто отдельный штрих, веха в развитии джазово- барабанного дела, которое, судя по всему, войдет в историю и будет изучаться потомками.
Итак, все было прекрасно: звучал профессиональный международный джаз-рок абсолютно американского разлива, и несмотря на то, что размеры маленького зала джаз-клуба не позволяли музыкантам развернуть всю мощь их творческого импульса (грохот колонок порой был невыносим физически), холеная, небедная публика активно реагировала на процесс, происходящий на сцене, смачно хлопала, не забывая опустошать столики, уставленные легким алкоголем и закуской. Совсем как в хороших нью-йоркских клубах. Деяние было предусмотрено отнюдь не как всенародное. Элитность посетителей, высокие цены на билеты, официоз и всевременная русская скромность более напоминали заказные вечера партактива, но тем не менее событие произошло, и оно, действительно, было СОБЫТИЕМ.
А теперь немного истории. Приезд международного ансамбля мастеров джаз-рока был идеей руководителя городского джаз- клуба "Геликон" — Анатолия Берестова, а расходную часть взял на себя исторически воспетый В.В. Маяковским Кузнецкий металлургический комбинат. Кто-то из высшего руководства комбината набрал номер джаз- клуба и величавым голосом сказал:
— Мы тут слышали, что в Москву прибывает известный джазист Билли Кобэм с квинтетом. Почему бы им не выступить у нас?
— Но их гонорар очень велик, — ответил джаз-клуб.
— Считайте, что все оплачено! — поспешил уверить в меценатстве тот же голос.
И вот так ансамбль мирового джазового барабанщика Билли Кобэма прибыл в Сибирь. Добровольно, с интересом и доброжелательно, о чем мило шутил сам маэстро, который вел концерт и рассыпался в реверансах устроителям. Концерт СОСТОЯЛСЯ!
И мне сладко помечталось: заходит в скромный концертный отдел Новосибирской государственной филармонии, скажем, директор ВИНАПа или Оловокомбината, и говорит: слышал я тут как-то мимоходом американского пианиста Чика Кориа. Хочу, чтобы он был в Новосибирске! И подписывает чек! И все становится просто чудно!
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...