Lera Gehner - Человеческий голос - удивительный музыкальный инструмент
29.10.2014
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, чувствующий, понимающий.
Но легко ли быть вокалистом или вокалисткой в джазе? Джазовые музыканты нередко личности амбициозные, им не нужны солисты, их не устраивает роль аккомпаниаторов. Вокалист в джазе должен быть как минимум партнером и как максимум источником энергии, идей и вдохновения.
Об одном из таких источников, что появился недавно на джазовой сцене Санкт-Петербурга, я и хочу рассказать. Его имя Лера Гехнер.
30 августа "Лера Гехнер и бэнд" выступали на сцене петербургского джаз-клуба "JFC". Репертуар коллектива составляют преимущественно джазовые стандарты в современной, модной нынче обработке — смеси блюза, джаза, фанка, ска, рэгги, хип-хопа с импульсивными "выпадами" музыкантов: саксофониста Алексея Попова, гитарного "Шумахера" Алексея Дегусарова, клавишника Алексея Никонова, контрабасиста Владимира Кольцова, барабанщика Николая Миронова со сбивающимся в аппетитную пену вокалом Леры Гехнер.
В первом отделении Лера предстала перед публикой озорной, вертлявой девчонкой, бесенком в черных очках с рожками-шишечками на голове и элегантной искушенной леди в обтягивающей бедра пятнистой юбке во втором. Она была то хулиганкой, прыгающей по сцене, словно по коечной сетке, в Lover Man, то лучиком солнца, заигрывающим с волнами ленивого в штиль моря, в In A Mellow Топе, то женщиной-змеей, изнывающей от тоски, в Keep Toochen, то диковинной африканской птицей в ярком желто-красно-голубом оперении в рэгги на тему Wonderful Day.
Не только артистичность, умение преподнести себя, а также особый дерти-тембр голоса — низкий, смуглый и теплый — отличает нашу героиню от большого количества околоресторанных джазовых певиц, но и манера исполнения — не демонстрация силы голоса (хотя ее достаточно), не демонстрация техники, вокального мастерства, а повествование, наполненное эмоциями и переживаниями, сопровождаемое стоном, плачем, писком и танцем (Don’t Explaine). В отличие от распространенной формулы "певица+аккомпанемент", когда исполнительнице важно донести свой голос (во время же соло других музыкантов она попросту скучает), Лера дружит (корифанит). Она — член "банды", а то и вожак, по наитию ведущий не то к гибели, не то к спасению в экстатический хаос (I Wish You Love), превращаясь уже в элемент питания и для музыкантов, и для публики, взрывающейся в свою очередь петардами восторженных возгласов и фейерверками аплодисментов.
Вот оно — чувство группового контакта, о котором говорил Дэйв Брубек: "Одной из важнейших черт современного джаза является то, что джаз сохранил чувство группового контакта", когда джаз — "это взаимный обмен человеческих эмоций, это встречные потоки флюидов из зала и со сцены'
Безусловно, Лера Гехнер талантливая и, будем верить, многообещающая певица. Она родилась в Ленинграде, в музыкальной школе училась играть на скрипке и фортепиано, пела в детском хоре радио и телевидения, занималась спортом (была игроком сборной города по хоккею на траве) и мечтала стать актрисой... Затем училась в Ленинградском государственном институте музыки и кинематографии, работала в театре-студии "Кудесники", в театрах "Рок-опера", "Синий мост" и других. С 1991 года жила в Германии, где осуществила ряд интересных проектов — стала соавтором документального фильма о русской культуре в Германии, выступала в клубах Гамбурга как исполнительница русских песен, цыганских романсов и джазовых стандартов. В период с 1995 по 1998 годы находилась в Санкт-Петербурге и сотрудничала с театром "Арт-клиника", организовала группу "Punk-Jazz Mixtooroff', сыграла несколько ролей в телефильмах, писала сценарии, ставила балетные спектакли и принимала участие в авангардных рок-шоу в центре петербургского андеграунда на Пушкинской, 10. В 1997 году выступала на фестивале в Хельсинки. В 1998 году вновь уехала в Гамбург и стала известной в местных театрах и джаз-клубах с проектом "L.E.R.A." (рок, блюз, джазовые стандарты, регги). Выступала со многими немецкими музыкантами, участвовала в шоу Владимира Чекасина (театр "Моп Martha").
Вернувшись в Россию в 2001 году, Лера стала петь джаз, сотрудничая с различными петербургскими музыкантами. Наиболее успешным оказался союз с аранжировщиком и саксофонистом, лидером группы "Doo Вор Sound" Алексеем Поповым. В результате и возник проект "Лера Гехнер и бэнд".
И это замечательно, ведь эмоциональные и жаркие выступления Леры Гехнер позволяют нам — полуазиатам, полуевропейцам — чувствовать то, что и называется джазом. Остается лишь радоваться за джаз, за неожиданно объявляющихся возмутителей спокойствия и за новый проект на российской джазовой сцене!
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...