Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление.
Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая борода промоутера всяческих арт-безобразий Николая Дмитриева, расхаживающая не по привычному "Дому", а по сцене Улановой, Лемешева и проч., и фольклор вперемешку с электроникой, звучащие в позолоченном зале с гербами — явное свидетельство происходящих на наших глазах прямо-таки тектонических сдвигов в Большом театре, консервативном в силу самого своего статуса.
Кроме того, явный огромный успех: лишние билетики, спрашиваемые от платформы станции метро "Охотный ряд", полный зал, горячий прием, овация. Это, впрочем, мало о чем говорит: публика, как известно, дура. К тому же в зале было много представителей армянской диаспоры.
Но успешным концерт можно признать не только по внешней форме, но и по содержанию. В друзьях у знаменитого дудукиста, выведшего сам этот маленький духовой инструмент из абрикосового дерева с неповторимым ноющим звуком на мировую сцену, помимо его собственного квартета, были шесть музыкантов: два француза — саксофонист и флейтист Дидье Малерб, участник главной хиповско-психоделической французской группы 70-х Gong и джаз-роковый гитарист Патрис Мейер, два итальянца — кларнетист и электронщик Луиджи Чинкве и академический пианист, композитор Людовико Эйнауди, израильский певец марокканского происхождения Эмиль Зрихан и русский фолыслорисг, исполнитель на народных духовых Сергей Старостин.
Каждого из этих музыкантов вполне можно считать корифеем в своей области, и было любо-дорого посмотреть- послушать, с каким тактом, мастерством и взаимным уважением они искали общий музыкальный язык (пожалуй, кроме Зрихана: он выходил, пел своим высочайшим "муэдзинским" голосом что-то очень красивое и ориентальное в сопровождении гитары фламенко, в которую вплетался гаспаряновский дудук, и уходил обратно). Тяжелее всего приходилось Сергею Старостину: его жалейки, сопелки и коровий рожок с величайшим трудом встраивались в темперированный европейский строй, а протяжные русские песнопения — в задаваемый Луджи Чинкве электронный ритм.
Зато сам Гаспарян продемонстрировал настоящую виртуозность по части вписываемости в европейскую музыку. Диапазон у дудука небольшой — октава "нормальным голосом" и еще пол-октавы "фальцетом", европейской темперации он тоже поддается с трудом, но в руках Гаспаряна он совершенно естественно и непринужденно взаимодействовал и с фортепиано, и с европейскими духовыми, и с гитарой. Понятно, почему его так полюбили голливудские композиторы.
Тут-то и начинается то самое, что не дает мне писать о прошедшем концерте исключительно в восторженных тонах.
Пожалуй, только неугомонный 50-летний хипан Малерб попытался по-настоящему творчески подойти к армянскому дудуку, и его собственные джазовые вариации на дудуке звучали не всегда складно, но очень необычно и интересно. Его же пьесы на флейте и сопрано-саксофоне звучали просто с настоящим драйвом.
Прочие же номера, в которых Гаспарян не участвовал, являли собой обыкновенную "обволакивающую" и "атмосферную" музыку (эмбиент- атмосферик) — правильную, красивую и не запоминающуюся. Музыка для релаксации и фон для интимного ужина, плавно переходящего в горизонтальное положение, но никак не для Большого театра. Особенно преуспел в этом Людовико Эйнауди со своими бесконечными минималистическими эньяобразными арпеджио.
Игра самого гаспаряновского квартета на этом фоне казалась настоящей, пахнущей навозом коровой среди подкрашенных киношных пейзанок. И готовность Гаспаряна участвовать в производстве этой стерильной продукции для релаксирующих дамочек и снимающих стресс интеллектуалов, право же, огорчала.
Я понимаю, что это смешно. Во-первых, это для Гаспаряна работа, которая оказалась востребованной и хорошо оплачиваемой. И, что важнее, по-другому-то у нас нет возможности услышать новую необычную музыку. Питер Гэбриел на своем Real World и Брайан Ино безбожно причесывают и напомаживают музыку, которую они берут под свое крыло, но если бы не они, то мы бы ее не знали вовсе. Это и есть блеск и нищета глобализации и "мировой деревни".
Да даже не мировой деревни: это извечная расплата за "конвенциональность", принятие широким слушателем. Такая же история уже произошла с тою же самой бешеной музыкой фламенко, однообразным, как песнь акына, подлинным блюзом дельты Миссисипи, цыганской скрипкой и т.д.
И все-таки мне грустно думать, что древний армянский дудук, "голос армянского народа", который благодаря Гаспаряну стал известен всему миру, скоро окажется таким же клише, как всхлипывающий еврейский кларнет.
Надеюсь, что этого не произойдет. И, собственно, отчаянные опыты Дидье Малерба дают основания к таким надеждам. А пока что добавлю: замечательно, что кончилась официозная советская "дружба народов". В Большом театре играют народную музыку не в честь партийных съездов, и публика ходит на нее не по разнарядке комитетов партии и комсомола, а просто потому, что стало по-настоящему интересно.
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...