Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" и ее истории, но никогда там не бывала до недавнего времени. Знакомство с этим историческим местом у меня началось с собственной глупости, а закончилось... Впрочем, думаю, еще не закончилось.
Маленькая предыстория. Я в интернете уже не один год (а точнее — шесть!). поэтому прекрасно знаю, как надо поступать с письмами приведенного ниже содержания да еще с аттачем: их "убивают". Но... То ли вечер был особенно хорош, то ли усталость взяла свое, но только почему-то "мышь не поднялась" сделать привычное (до 8-10 раз в день) дело.
"Привет. Ждем предложений. Подтвердите получение для проверки связи. Спасибо, Александр". Я даже открыла вложение и тут же молнией мелькнула мысль: вот черт, во что же выльется моя неосторожность в этот раз ?! Лет пять тому назад я уже попадалась на уловки компьютерных чревовредителей, в результате чего основательно пострадала не только морально, но и материально. А тут...
Я выключила машину: утро вечера мудренее. На следующий день долго не решалась подойти к компьютеру. А потом подумала: если оно уже есть, значит надо принимать меры, но без компьютера мне никак нельзя. Со страхом включила машину: все на месте, никаких девочек и кровавых следов. От сердца отлегло. Открыв злополучное письмо, я внимательно ознакомилась с содержанием и послала подтверждение: "связь есть". Через неделю уже в Москве я на цыпочках (ох, уж эти женские каблуки и капканы резиновых ковриков) входила в священное место.
Вот ОНА, та самая, за которой можно только бесконечно идти и ни в коем случае нельзя брать в руки, иначе она превратится в "серую". Это я о "Синей птице" Метерлинка. Я люблю Метерлинка. И постоянно обращаюсь и к нему, и к "Маленькому принцу" Экзюпери. Пусть банально, но, как оказалось, для многих это до сих пор "живой источник", подпитывающий надежду, вселяющий веру, наполняющий жизнью и уверенностью, что все будет хорошо. И как бы мы не костенели в этом жестком мире, на самом деле все мы — в вечном движеиии-поиске чего-то "самого-самого" под названием "счастье".
Мне думается, это свойственно и джазу. Мы бесконечно идем вслед за струящейся звуковой нитью импровизации мастера и никогда до конца не можем понять-осознать, что же нас так привлекает в этой удивительной и непереводимой ни на один язык мира музыкальной речи.
Приглушенный свет, приглушенный звук. Возле рояля Леонид Винцкевич "колдует" с настройщиком. Сегодня его вечер. Точнее — его квартета. Но это еще через час. А пока есть возможность оглядеться и познакомиться поближе с некогда комсомольским клубом, которому на будущий год исполнится 40 лет. Приятный ненавязчивый интерьер. Вокруг — "знакомые все лица": и Майлс Девис, и сам Луи. Только что отзвучала его нетленка "Hello, Dolly", и туг же "ожила" в улыбке кукла-автомат "а ля Армстронг", повторившая "звук в звук" всю композицию.
А теперь — немного истории по материалам, любезно предоставленным генеральным директором "Синей птицы" Александром Щемелевым.
Заметка из "Московского комсомольца" времен 1964 года. Видимо, это вообще первое упоминание о комсомольском клубе, который был сделан чуть ли не за две недели и открылся в начале сентября в усовершенствованном подвале обычного дома на улице Чехова (ныне — Малая Дмитровка). И назначение клуба вполне безобидное: "превратить тусклое помещение в кафе, где можно было бы весело и интересно провести вечер". Вероятно, на международной встрече английских и советских студентов-театралов звучал не столько джаз, но, наряду с цыганскими, грузинскими, и русскими песнями, присутствовали и английские.
Это было только началом. Затем здесь плотно обосновались джазмены.Точнее, как их называли — стиляги, "первые фанатики экзотической музыки, первые экспонаты альтернативного стиля" (O.K.Королев), чуваки с тарзаньими прическами и чувихи с безудержными эмоциями: все те, кто не могли прожить и дня без "Часа джаза" Уиллиса Коновера и навсегда "прикипели" к армстронговским записям на рентгеновских ребрах. Среди заядлых "синептичников" Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Олег Лундстрем, Юрий Саульский, Василий Аксенов, Анатолий Кролл, Аркадий Вайнер... Здесь начинали Вагиф Садыков, Алексей Козлов, Георгий Гаранян, Алексей Зубов, Игорь Бриль, Михаил Альперин....По стенам течет вода, а в небольшом зале на 70 человек — атмосфера полнейшего комфорта и совершеннейшего удовлетворения.
Вероятно, следующая веха в биографии "Синей птицы" — 1987 год. При клубе создается художественный совет из 10 человек, куда вошли гитарист Алексей Кузнецов, пианист и бэндлидер Анатолий Кролл, политический обозреватель Владимир Познер... Клубная система несколько "перекрывала кислород" страждущим джаза, но попасть на концерты все же было можно. Кроме того, не возбранялись и стоячие места, кои невозможно ограничить. К именам советских мастеров джаза добавились мировые: Пэт Метени, Лайл Мейс, Армандо Марсал, Билли Тэйлор, Марк Лэдфорд, Пол Болленбек, Гровер Вашингтон, Майкл Брекер...
Сегодня "Синяя птица"— не только джаз-клуб, но и комфортабельный изысканный "имиджевый" ресторан — кофейня (два соседних входа). Джаз здесь звучит (система "Meyer Sound") каждый день: как па DVD в кофейне "Джаз- ве", так и "живьем" в ресторане (с программой можно познакомиться на сайте www.bluebirdjazz.ru). Режим работы: с 12.00 до последнего гостя. Еще немного — и начнется концерт. Поэтому я напористо атакую Александра Щемелева.
Наверное, джаз любили с детства?
Вовсе нет. В детстве, как и многие, я посмотрел "Серенаду Солнечной долины", и долго еще джаз для меня был именно таким — праздничным. До сих пор разбираюсь в джазовой музыке скорее интуитивно, чем профессионально, но знаю, как организовывать какое-то дело, как лучше* "свести все концы" для того чтобы оно получилось. Поэтому делать из меня джазового фаната нет никакого смысла: я обычный нормальный администратор.
За время пребывания в должности генерального директора изменилась ли концепция клуба или ее не было?
Не было. Сейчас мы только-только пытаемся ее создать. Но это сложно в силу разных причин. Я бы хотел, чтобы у нас была концертная площадка и соответствующие гости-друзья. Чтобы была не музыка при ресторане, а ресторан при музыке. Джаз — доминанта, которая дополняется комфортной кухней.
Долгое время вход был свободным. А теперь — 200 рублей...
Сделав платный вход, мы надеемся привлечь публику, которая готова не только слушать, но и платить за хорошую музыку в хорошем месте. Мы не боимся брать "не раскрученных" музыкантов и выводить их на сцену. Здесь ребята играют так, что у них есть перспективы. Почему бы не попробовать помочь им?
У вас есть только сайт и нет никакой в общепринятом смысле рекламы. Не рискованно ли приглашать людей на "темную лошадку"?
Хотя Москва и большой город, но джазовая тусовка очень быстро реагирует на все новое, что появляется. У нас с успехом проходят концерты молодого гитариста-виртуоза Романа Мирошниченко и питерского квинтета "FRESCH". Недавно познакомился с новым диском "Next Step" ростовских музыкантов "New-Centropezn" Jazz Quartet. Может быть, и их как-нибудь пригласим. Почему бы и нет, если эта музыка "ляжет на душу"?
Вот и девять вечера. На сцене расположился квартет пианиста Леонида Винцкевича в составе: Николай Винцкевич (саксофоны), Игорь Кондух (контрабас), Дмитрий Севастьянов (барабаны). О Леониде я уже многое знала по самым разным публикациям. Знакома и с записями, даже однажды слышала "живьем" на "Аква-джазе" с трубачом Валерием Колесниковым год назад. Но вот так много — два отделения! —никогда.
Фактически, это был композиторский джаз Винцкевичей! , Два отделения — две .стороны творчества: первое целиком отдано собственным оригинальным композициям ("Sad Sunday" Леонида и три Николая), второе — не менее оригинально представленным джаз-стандартам с парой собственных премьер. Леонид, сопровождая программу комментариями, выразил благодарность "синептичникам" отметив, что в Москве не так много мест , где позволительно играть авторский джаз.
В целом первый сэт был выдержан в едином ключе: очень экономные, даже скупые акварельные аккорды и пассажи фортепиано, спокойные фразы сопрано-саксофона, наилегчайшие шаги контрабаса, "прозрачные" барабаны. Только иногда чуть насмешливее сопрано, чуть напористее бас: и ритм, чуть плотнее гармонии. Особый интерес у меня вызвала композиция "Give me Five" (Николай Винцкевич)—такой своеобразный ответ Дейву Брубеку ("Take Five"), только чуть, ли не 50 лет спустя. Любопытно сравнить эти композиции.
Несомненно, для пианиста из Калифорнии подобный ритмический эксперимент в джазе (позже Дейв заинтересуется и другими сложными метрическими рисунками) был" смелым, даже новаторским шагом, хотя ясная акцентная ритмо-формула 3 + 2 выдерживается на протяжении всей пьесы. Русское же ухо, воспитанное на Римском-Корсакове и народных песнях с более сложными переменными метрами, такое воспринимает намного проще. Видимо, поэтому Николай решил усложнить задачу и равномерно смещать акценты в теме, делая такты то по пять долей, то по шесть.
Оригинально трансформировано и явное интонационное сходство с темой Брубека. Самый узнаваемый (или характерный)' интервал в теме—тритон. Но у Брубека он лежит в основе минорной тоники, а у саксофониста — как бы "прикрывает" тональность, не давая ладовой определенности. И только в четвертых тактах темы со всей очевидностью определяется мажор. Эдакое русское джазовое рукопожатие (если перефразировать известное в России выражение: "Дай "пять" — в смысле, "здравствуй").
Композиция чрезвычайно хорошо сделана и преподнесена: акварельные аккорды стали острее, пульс участился. Я с и нтересом наблюдала за Дмитрием Севастьяновым. Колоссальный мастер. Он весь как на пружинах. Порою кажется (а может быть так оно и есть!), ему стоит oгpoмнoro труда играть что-нибудь в спокойном темпе и тихой звучности, и он вот-вот "взорвется" в мощном джаз-роковом каскаде минут на десять. Потрясающая изобретательность. Все его соло были необычайно изощренными и насыщенными: неожиданно появляющиеся акценты буквально растворили и без того мерцающий пульс композиции, окончательно запутав слушателя. И в конце - жалобное "повизгивание" по большой тарелке. Ох, уж этот непредсказуемый Дмитрий!
Впрочем, не менее интересна и заключигельная баллада "Last song fог gates' (Николай Винцкевич) — посвящение Лайонелу Хемптону, с которым в 1989 году Винцкевичам довелось встретиться. Смотрю на руки Леонида: "умные", тонко чувствующие и знающие топографию инструмента. Они то мгновенно пролетают четыре октавы, то распластываются по клавиатуре, как бы успокаивая клавиши. Аккорды берутся несколько "внутрь", будто собирая звуки в пучок, и тут же едва заметное потирание пальцами.Точно так же делает и Михаил Иванов, ученик Леонида.
Второй сэт — "Полет на Луну" (в прямом и переносном смыслё). Музыканты то поражали красотой импрессионистских красок, то погружали в импульсивный мир латиноамериканской музыки, а то и вовсе уводили чуть ли не в российские просторы под "рахманиновские колокола" (премьеpa "Song for you"). А чего стоила кода — известный джазовый стандарт "Когда Святые маршируют", трансформированный в импульсивную полную юмора джаз-роковую комгюзицию.
Колоссальное удовольствиее от концерта. И вновь я убеждаюсь: ни одна самая качественная запись не заменит "живой" встречи, когда прямо на глазах происходит чудо творения Галатеи.
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
музыкальный стиль: блюз Дельты, кантри-блюз, чикагский блюз
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны). Мой недавний прйезД в ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
музыкальный стиль: академическая музыка, кроссовер
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...