Органист Джон Хэммонд (Нью-Йорк), недавно выступавший в Москве, благосклонно поделился с "Джаз-Квадратом" своими впечатлениями о первых концертах в России совместно с Игорем Бутманом (саксофон) и Эдуардом Зизаком (барабаны).
Мой недавний прйезД в Россию, чтобы поиграть на сцене вместе с Игорем Бутманом и Эдуардом Зизаком —несомненно, одно из самых ярких событий в моей жизни и карьере. Я очень трепетно ожидал этой поездки по многим причинам. Во первых, поскольку моя семья изначально имеет русские и латвийские корни (много лет назад они эмигрировали в Штаты),я еще ребенком наслушался занимательных историй об этой стране и людях, которые там живут. Мои бабушка и дедушка так никогда и не смогли вернуться в Россию — но когда я приехал туда вместо них, я почувствовал, что вернулся домой.
С самого начала моих приготовлений к путешествию было очевидно, что это вовсе не будет какое-то очередное музыкальное турне! После того, как я подал документы для получения визы, стало очевидным, что эта процедура окажется совсем иной, чем те, через которые я уже проходил! Я летел вместе со своей девушкой Дженнифер самолетом Британских Авиалиний — мы долетели до Лондона, а там пересели на самолет до Москвы. По прибытию в московский аэропорт, мы обнаружили себя в числе тех двадцати счастливчиков, которые почему-то приехали абсолютно без багажа. Вещи куда-то исчезли. Никого, с кем можно было бы объясниться по-английски, поблизости не было, поэтому у нас состоялся очень занятный разговор и всяческие официальные процедуры с отделом по розыску пропавших вещей. Заполнили какие-то бумаги о не полностью прибывшем багаже и вышли за пределы таможни в весьма веселом расположении духа — однако мы почувствовали себя жутко счастливыми, когда сразу же увидели очень приятного человека с огромным плакатом Джона Хэммонда в руках. Мы поняли — это за нами!
К счастью, мы приехали за два дня до концертов, и в кoнце концов наши сумки отыскали и доставили в отель на следующий день.
Мирак, тот джентльмен, которого послали встретить нас — один из менеджеров Игоря Бутмана. Он произвел на нас очень приятное впечатление — нам было очень интересно поговорить с ним, пока он отвозил нас в город — мы разговаривали о его дочерях и общих интересах, которых у нас оказалось довольно много. Движение в Москве очень оживленное — так что до Москвы мы добирались часа полтора. Но зато когда мы кинули первый взгляд на этот прекрасный город — какое невероятное впечатление! Для меня Москва показалась каким-то сказочным королевством в духе того, что пытаются воссоздать во всяких Диснейлендах — только здесь некоторые здания были построены сотни лет назад! Фантастическая архитектура! Когда мы добрались до отеля, в первую очередь нам надо было сдать паспорта для какого-то официальнего процесса. Когда мы поднялись в свою комнату на десятом этаже, мы обнаружили, что обладаем возможностью живописного созерцания Красной Площади — она была как раз за oкном! Вид был очаровывающим. По ночам было очень светло—потому что был кoнец июня, и ночи были очень короткими. В десять часов вечера было все еще светло как днем!
Свою первую ночь в Москве я провел не очень весело — в основном сидя на телефоне. Пришлось сделать кучу звонков, чтобы разузнать, куда пропал наш багаж и когда нам вернут наши паспорта — я занимался этим всю ночь, пока моя девушка спала. После того, как эта жуть закончилась, я испытал огромное облегчение и наконец-то смог начать наслаждаться тем фактом, что я наконец-то в Москве!
За ночь до моего первого концерта в Le Club, нас в качестве гостей пригласили на концерт басиста Алекса Ростоцкого и его замечательной группы. Мы провели время очень весело — поужинали и послушали великолепную музыку — а позже вечером удалось пообщаться с музыкантами. Еще мы имели удовольствие познакомиться с Фаиной Антоновой, которая тоже является менеджером Игоря и одновременно является менеджером Le Club. Очень милая женщина очень трогательно заботилась о каждом нюансе нашего пребывания в Москве. Теперь я уверен, что нас опекали какие-то специальные aнгелы. После прекрасного ужина и концерта, а также кофе в Le Club, Фаина лично отвезла нас назад в отель "Россия" на Красной Площади. К тому моменту я был очень уставшим, поэтому уснул как убитый.
Следующий день — это была пятница — та самая пятница нашего первого концерта. Большую часть дня я оставался в своем номере, немного практикуясь на инструменте, чтобы чувствовать себя уверенно — одновременно я смотрел на Красную Площадь в окно. Мы с Дженнифер хотели попасть в клуб пораньше, чтобы мы могли устроить саундчек и немного освоиться. Фаина заехала за нами, и мы кое-как впихнули мой электроорган и все наше оборудование в ее компактный автомобильчик — и поехали в Le Club, который находится в здании знаменитого театра на Таганке.
Когда мы приехали, здоровенный, но дружелюбный швейцар подхватил мои тяжелые сумки с оборудованием так легко, как будто это были зубочистки — и помог мне отнести их вверх по лестнице. Владимир — звукоинженер клуба — был очень приятным в общении человеком и настоящим профессионалом своего дела. Мы добились приличного звучания органа, а потом подошел Эдуард Зизак, великий барабанщик! Я уже встречался с ним раньше, в Нью-Йорке, где он играл вместе с квартетом Игоря. Эдуард — просто невероятный мастер своего инструмента — и очень интересен как личность. Мы устроили маленький саундчек и сразу же я понял, что он уже слышал мою музыку — и мы можем запросто объединиться в плотном и замечательном груве — и никаких проблем с музыкальной коммуникацией не будет!
Но где же Игорь? Я надеялся, что будет хотя бы мини-репетиция с ним, но когда я увидел, как собирается к ужину публика, я понял, что уже слишком поздно для репетиции! Игорь прибыл со своим персоналом — и мне было ужасно приятно его видеть. Он сказал, чтобы я не волновался, и извинился за то, что не смог появиться раньше. Игорь постоянно востребован, и у него очень занятой график, поэтому я чувствовал, что мне очень повезло и мне оказана огромная честь — что Игорь нашел время для того, чтобы поиграть вместе со мной — особенно сейчас, когда его новый компакт-диск "Prophecy" только что вышел на лейбле Universal.
У нас было время только на пятиминутный саундчек — и я очень приблизительно показал Игорю то, что собираюсь играть. Это должно было быть очень спонтанное выступление, вне сомнения!
Мы решили записать то, что получится — и Владимир сделал просто потрясающую работу по записи концерта на своем новом цифровом пульте, который только недавно был куплен в Нью-Йорке.
С первых же взятых мной нот я понял, что это будет однa из тех самых волшебных ночей, которых я никогда не забуду. Отклик аудитории был просто чудесным. Я мог сказать по- русски только одно — "Ya LuBlu Vas" — что значит: я люблю вас всех! И когда я сказал эти слова людям, я получил от них огромное количество такого же позитивного чувства и эмоций. Первый сет был просто совершенным, и потом, в перерыве, меня представили многим журналистам и некоторым фантастическим местным музыкантам. Мне было очень приятно, что они прищли сюда встретиться со мной. А потом Игорь гордо представил меня двум легендарным джазовым музыкантам — московскому аккордеонисту Владимиру Данилину и гитаристу Алексею Кузнецову. Они сказали, что оставили свои инструменты в машине — ну да, конечно, мы сразу же решили совместно устроить небольшой развеселый сейшен.
Как и ожидалось, это оказалось просто невероятным — с первой же песни второго сета вместе с этими фантастическими московскими музыкантами! Было такое ощущение, как будто мы до этого играли вместе лет двадцать. Эти музыканты — совершенно серьезно — одни из лучших, которых я вообще слышал и с которыми играл. Аудитория была очень теплой и эмоциональной, она воспринимала каждый фрагмент, каждый звук — в точности так же, как и я! Я был так счастлив, что Владимир записывает происходящее, а Дженнифер взяла с собой видеокамеру и тоже все записывала и фотографировала, чтобы ни один момент не пропал. Ближе к утру я почувствовал, что доволен всем, что происходило. Игорь лично отвез меня и Дженнифер в отель — в своем красивом автомобиле с фантастической звуковой системой. Это была великая ночь!
На следующий день у нас была очень милая ознакомительная поездка по городу с нашими друзьями — Евой Штейнер и ее мужем Лео из австрийского посольства. День закончился ужином в ресторане "Россия" и там я наконец-то в первый раз в жизни попробовал борщ — здоровенную тарелку! Позже мне пришлось извиниться и уйти пораньше — очень хотелось спать — я был очень усталым после вчерашней ночи. Впереди предстояла еще одна такая же ночь, поэтому хотелось отдохнуть и выспаться. Несколько часов освежающего сна — и утренний душ, приводящий в чувство. Надо сказать, в гостинице "Россия" очень качественный душ. Я такого в жизни нигде не видел. Он по форме, знаете, напоминает маленький спутник. А вода оттуда вытекает с гигантским напором — тут в России, очевидно, воду не экономят, в отличие от нас. Прекрасно.
На этот раз, когда Фаина заехала за нами, органа с нами уже не было. Первый раз в жизни я оставил свой инструмент на ночь в клубе, потому что я видел, что в плане безопасности я могу ему доверять полностью — он охраняется на протяжении 24 часов.
В клубе уже были журналисты, с которыми надо было встретиться. Мне было очень приятно познакомиться с Кириллом Мошковым. Еще до моего приезда мы довольно долго переписывались по электронной почте — и он оказался очень приятным собеседником, и вообще — он очень серьезный джазовый журналист. Он является президентом Российской Ассоциации Джазовых Журналистов. У нас состоялся очень приятный разговор и Кирилл сделал насколько фотографий с концерта для своего веб-сайта. А еще мы встретились с Игорем Москвичевым из русского журнала "Хит-Парад" и мистером Кумало из посольства ЮАР.
После второй удачной концертной ночи, проведенной на сцене с Игорем и Эдуардом, мы с грустью распрощались. Впрочем, мы были очень рады тому, что Игорь приедет в Нью-Йорк со всем своим биг-бэндом (восемнадцать человек!), чтобы играть в одном концерте с Уинстоном Марсалисом и Lincoln Center Jazz Orchestra в сентябре.
Игорь отправил нас в отель в сопровождении одного из своих профессиональных секьюрити. Мы были очень счастливы и расслаблены — чудесной московской ночью мы с большой скоростью ехали по улицам в такси назад, в "Россию".
На следующий день у нас появился шанс сделать небольшой шоппинг и купить сувениров — а потом упаковать сумки для обратного отлета в Нью-Йорк. Когда я выписывался из отеля, персонал был со мной более чем дружелюбен — и даже просили подписать для них мой новый диск "Hammond's Bolero" (информация о нем — на http://www.cd baby.com /hammond). Они называли меня — Jazz Man. Мне очень понравился этот отель!
Это был великолепный опыт — с начала и до конца. Я счастлив, что у нас остались профессиональные записи концертов с Игорем, Эдуардом и нашими специальными гостями-музыкантами Владимиром Данилиным и Алексеем Кузнецовым. Сейчас мы совместно думаем о том, как бы выпустить концертный альбом — и я уверен, что это произойдет.
Что ж, вот так мы и "отпраздновали дипломатическую власть джаза" в эти замечательные московские ночи.
Jon HAMMOND
Автор выражает особую благодарность Игорю Бутману, Фаине Антоновой и всей команде Le Club.
Китч, по определению Энциклопедического словаря -- дешевка, безвкусная массовая продукция, рассчитанная на внешний эффект. Резко, однозначно, но... во второй половине ХХ века китч стал одним из направлений искусства, приобрел своих поклонников и ...
А вы были 19 апреля в Тольятти? Нет? И зря. Ведь наш город снова посетил заслуженный артист России, выдающийся пианист и композитор, Даниил Крамер. Причём, как выяснилось, он приготовил очень интересный сюрприз для тольяттинцев. Сюрприз по имени ...
Чик Кориа и "The Chick Corea New Trio" выступали в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, 100-летию этого зала как раз и посвященного. "New Trio", то есть ритм-секция большего ансамбля Кориа (The Origin) — контрабасист Авишаи Коэн ...
Продюсер и журналист Юрий Решетников вот уже три года известен в Беларуси тем, что регулярно проводит интересные концерты фестивального типа под названием "Грифомания", в которых участвуют лучшие гитаристы страны — независимо от стиля музыки, ...
Необычное для сибирской джазовой братии известие о приезде барабанщика Билли Кобэма внезапно разнеслось по Новосибирску. Наиболее отчаянные студенты Новосибирского музыкального колледжа и музыканты старшего поколения срочно бросились на вокзал, и 27 ...
SVET & AL BOOGIE BAND — возможно, самый яркий блюзовый коллектив Минска на сегодняшний день, хорошо знакомый столичным поклонникам настоящего, "корневого" блюза. Дельта- блюз, буги-вуги, чикагский блюз, акустические блюзовые стандарты 30-х и 40-х ...
Стен Гетц сказал как-то: "Я хотел найти на теноровом саксофоне звук, подобный человеческому голосу". Несомненно, человеческий голос — удивительный музыкальный инструмент, не медный, не деревянный, не струнный, но человеческий — живой, дышащий, ...
22 ноября 2001 года в подмосковном Обнинске, где уже 22 года существует джаз-клуб, прошла презентация нового релиза лейбла Landy Star Jazz—альбома "Mike Ellis: Live in Russia", записанного Майком Эллисом как раз на концерте в Обнинске три года ...
Кто из джазмено-фэнов не знает легендарной "Синей птицы"? Через этот старейший московский джазовый клуб прошло практически все поколение шестидесятников. О таком явлении я не раз слышала от джазовой братии. Кое-что знала о послужном списке "птички" ...
Монументальный концерт "Дживан Гаспарян и друзья", прошедший в не где-нибудь, а в Большом театре, оставил двоякое впечатление. Во-первых, сам по себе этот концерт является настоящим прорывом: хорошо знакомая московским продвинутым слушателям седая ...
Центральным событием осенней музыкальной жизни Волгограда стало открытие IX Джазового сезона в Центральном концертном зале города 6 октября 2002 года. Впервые на Волге (после Москвы, Санкт-Петербурга и Харькова) прозвучал "Духовный концерт" Дюка ...
1. Столяр вместо "рождественских негров" В последний раз "живые настоящие негры" (любимое выражение редактора джазового отдела Новосибирской филармонии Сергея Беличенко) приезжали на гастроли в Новосибирск почти год назад. И после легендарной ...